'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №9 (66) том 3
  4. Научная статья № 37

Просмотры  38 просмотров

Каипова Ж.А., Кабет Ж.М., Суеркулов Е.Ч., Исмаилова Р.Б.

  


ПРИЧИНЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА НЕГО *

  


Аннотация:
в данной статье освещаются факторы, влияющие на формирование девиантного поведения в подростковом возрасте, упоминаются факторы, вызывающие различные социальные отклонения у молодых людей и различные преступления, а также даются соображения по их профилактике   

Ключевые слова:
девиантное поведение, специфические признаки девиантного поведения у подростков, основные факторы влияющими на возникновение девиантного поведения подростков   


УДК 159

Каипова Ж.А.

магистрант 1 курса специальности «ТКиЛП»

Алматинский технологический университет

(г. Алматы, Казахстан)

 

Кабет Ж.М.

магистрант 1 курса специальности «ТПП»

Алматинский технологический университет

(г. Алматы, Казахстан)

 

Суеркулов Е.Ч.

магистрант 1 курса специальности «ТПП»

Алматинский технологический университет

(г. Алматы, Казахстан)

 

Научный руководитель:

Исмаилова Р.Б.

канд. пед. наук, сениор-лектор кафедры

социально-гуманитарных дисциплин.

Алматинский технологический университет

(г. Алматы, Казахстан)

 

ПРИЧИНЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА НЕГО

 

Аннотация: в данной статье освещаются факторы, влияющие на формирование девиантного поведения в подростковом возрасте, упоминаются факторы, вызывающие различные социальные отклонения у молодых людей и различные преступления, а также даются соображения по их профилактике.

 

Ключевые слова: девиантное поведение, специфические признаки девиантного поведения у подростков, основные факторы влияющими на возникновение девиантного поведения подростков.

 

Девиантное поведение (лат. deviatio-отклонение)-социальное действие, отклоняющееся от общепринятых правил, поведение лиц и социальных групп, нарушающих эти правила; поведение лица, нарушающего принятые правовые или моральные нормы. К показателям девиантного поведения относятся: агрессия, демонстративность, отказ от учебы, труда, уход из дома, алкоголизм, наркомания, антиобщественное поведение, гендерно-чуждое поведение, суицид и др.

Девиантное поведение в подростковом возрасте — проблема психологическая и медицинская. Вызывающие поступки могут быть симптомами других психических болезней.

Книги Дюркгейма об этом девиантном поведении многочисленны.Проблема девиантного поведения находится в центре внимания с момента возникновения социологии. Французский социолог Эмиль Дюркгейм, написавший ставшую классической работу «Самоубийство» (1897), считается одним из основоположников современной девиантологии. Причина, по которой происходит формирование девиантного поведения, всегда указывает на то, что в жизни необходимо менять.

Особенности девиантного поведения таковы, что оно проявляется не вдруг, не сразу, а постепенно. Человек, затаивая в себе агрессию, становится все менее управляемым и гармоничным. Очень важно поменять среду, если имеются попытки изменить девиантное поведение на конструктивное.

Другой причиной девиантного поведения является присутствие в жизни человека чрезмерно негативных разрушающих факторов. Девиантное поведение, конечно, не возникает само по себе, без видимых на то причин. Нельзя не согласиться с тем, что отравляющие вещества негативно воздействуют на наше сознание. Личность, принимающая наркотики, обязательно рано или поздно начинает деградировать. Наркоман не может контролировать себя, теряет способность видеть хорошее в людях, утрачивает самоуважение, у него проявляется приступы агрессии, направляемой на других. Диагностировать такое девиантное поведение сможет даже человек без специального образования.

Определение девиантного поведения относится к действиям или поведению, которые нарушают социальные нормы или ожидания. Социальные нормы - это неписаные правила, которые определяют поведение и считаются приемлемыми определенными социальными группами или культурами. Значение девиантного поведения происходит от термина "отклоняться", что означает отклоняться от нормального или приемлемого поведения или действия. Девиантное поведение часто называют девиантным действием.

Девиантные действия или поведение могут быть вызваны целым рядом факторов, таких как расстройства личности, неправильные способности к обучению, отсутствие сильных образцов для подражания и плохая подготовленность. Девиантное поведение может быть таким же простым, как одевание по-другому, например, ношение готической одежды, или таким серьезным, как поджог чьего-то дома дотла. Существуют различные формы девиантного поведения, которые могут различаться в разных обществах и культурах.

Основными факторами, влияющими на возникновение девиантного поведения в подростковом возрасте, являются:

  1. Морфологические и физиологические изменения, которые происходят в подростковом возрасте.
  2. Проявление начальных симптомов нервных и психических заболеваний.
  3. Расширение социальной сферы.
  4. Дефекты в личном воспитании.
  5. Недостатки в когнитивной деятельности.
  6. Недостатки во внешкольной среде.

Согласно исследованиям, помимо

социальных причин происхождения трудновоспитуемых, капризных и с негативным поведением детей существуют педагогические и психологические причины

Дефекты биологического роста личности, дефекты высшей нервной деятельности и темперамента, негативно влияющие на обучение, слабо развитый интеллект, пустая воля, слабые эмоции, отсутствие необходимых потребностей и интересов, возможностей, имеющихся при стремлениях подростка. Несоответствия и дисбалансы могут даже пустить движение под откос.

Дефекты в составе личностных качеств: отсутствие нравственных чувств, неправильное общение с учителем, классным коллективом, членами семьи, отсутствие интереса, неумение правильное распределение свободного времени и т.д. также вызывают негативное поведение.

Дефекты, вызванные внешкольной средой, недостатком педагогических и психологических знаний в семье, семейными конфликтами, потворством родителей алкоголизму,влиянием несовершеннолетних сверстников, культурно-образовательных, производственных сообществ и недостатками общественной среды. может привести к увеличению числа подростков, испытывающих трудности с воспитанием. Мы можем разделить подростков на несколько групп с девиантным поведением в соответствии с их типологическими характеристиками.

Первая группа подростков, которых трудно обучать, называется "орз" или "недоказанные". Зная о своем положении, они нарушают законы и нормативные акты и совершают неподобающие поступки. Часто они не признают, что они грешники, критикуют какие-то недостатки в школе. Но они не хотят признавать свои достижения, им нравится высказывать свое личное мнение другим людям и требовать, чтобы другие выполняли их требования без слов. Такие дети озорны,упрямы, беспощадны, "буйны". Они собираются вокруг своих сверстников, у которых нет независимого мнения, и поощряют их вместе нарушать порядок.

 

 

 Резюме

В настоящее время девиантное поведение является одной из главных проблем во всем мире. В эту ситуацию попадают дети-подростки, дети старшего возраста. Необходимо разобраться с этими проблемами и найти пути их решения. По сути, психология человека очень сложна. Вообще, для исправления девиантного поведения людям лучше обратиться в психолг, к специальным специалистам.

Среди традиционных причин девиантного поведения в психологии обсуждаются следующие: нарушения в становлении, формировании и развитии личности, в деятельностной линии онтогенеза; влияние социокультурных особенностей, образа жизни семьи и семейных отношений детско — родительских, детско — детских, родительских; характерологических и личностных изменений, обусловленных взаимодействием с окружением; выраженное протекание подросткового кризиса; членство в неформальных объединениях асоциальной направленности, наличие в подростковых группах антисоциальных норм.

С современностью связано влияние средств массовой информации, низкопробной кинопродукции (особенно западных боевиков), пропаганды сексуальной распущенности; мира компьютерных игр; а также размывание понятия благородства, распад соседства как освобождение от неформального социального контроля по месту жительства.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №9 (66) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Каипова Ж.А., Кабет Ж.М., Суеркулов Е.Ч., Исмаилова Р.Б. ПРИЧИНЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА НЕГО // Вестник науки №9 (66) том 3. С. 218 - 224. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9995 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/9995



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.