'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №9 (66) том 3
  4. Научная статья № 36

Просмотры  461 просмотров

Анциферов Е.Е.

  


ЛИЧНОСТНЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ СОВЛАДАНИЯ СО СТРЕССОМ *

  


Аннотация:
личностные факторы играют значительную роль в эффективности совладания со стрессом. В данной статье мы рассмотрим различные аспекты, которые влияют на способность человека эффективно справляться с негативными эмоциями и трудностями, возникающими во время стрессовых ситуаций   

Ключевые слова:
личностные факторы, эффективность, совладание, стресс, стратегия совладания со стрессом, типы личности, психологическое благополучие, реакция на стресс, саморегуляция, самоконтроль, адаптивное совладание со стрессом, нейроэмоциональная регуляция, позитивное мышление, рефрейминг, коэффициент самоэффективности, самосострадание   


УДК 159

Анциферов Е.Е.

Военный университет имени князя Александра Невского

Министерства обороны Российской Федерации

(г. Москва, Россия)

 

ЛИЧНОСТНЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ

НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ СОВЛАДАНИЯ СО СТРЕССОМ

 

Аннотация: личностные факторы играют значительную роль в эффективности совладания со стрессом. В данной статье мы рассмотрим различные аспекты, которые влияют на способность человека эффективно справляться с негативными эмоциями и трудностями, возникающими во время стрессовых ситуаций.

 

Ключевые слова: личностные факторы, эффективность, совладание, стресс, стратегия совладания со стрессом, типы личности, психологическое благополучие, реакция на стресс, саморегуляция, самоконтроль, адаптивное совладание со стрессом, нейроэмоциональная регуляция, позитивное мышление, рефрейминг, коэффициент самоэффективности, самосострадание.

 

Эффективное совладание со стрессом и успешное преодоление трудностей в жизни – это неразрывно связанные понятия. Каждый человек сталкивается с различными стрессовыми ситуациями, и способность справиться с ними может существенно влиять на его эмоциональное и физическое благополучие. Однако, как установлено многочисленными исследованиями, эффективность совладания со стрессом сильно зависит от личностных факторов и характеристик индивида.

Первым и наиболее важным фактором, влияющим на эффективность совладания со стрессом, является самооценка. Люди с высокой самооценкой обычно проявляют большую уверенность в своих способностях и большую устойчивость к стрессу. Они готовы принимать вызовы и решать проблемы, вместо того чтобы падать духом или избегать трудностей.

Второй важный фактор – оптимизм. Люди, склонные к оптимистическому мышлению, лучше справляются со стрессом, поскольку их убежденность в положительном исходе позволяет им оставаться на плаву даже в самых сложных ситуациях. Оптимисты активно ищут пути решения проблем, а не ограничиваются негативными мыслями и эмоциями.

Третий фактор, влияющий на эффективность совладания со стрессом, – это уровень самоэффективности. Люди, которые имеют высокий уровень самоэффективности, верят в собственную способность контролировать ситуацию и добиваться желаемых результатов. Они часто выполняют активные действия для преодоления стресса, такие как планирование и постановка целей, что способствует их успешному приспособлению к неблагоприятным обстоятельствам.

Четвертым фактором, который играет важную роль в совладании со стрессом, является поддержка со стороны окружающих. Человек, имеющий социальную поддержку, может полагаться на близких и доверять им во время трудностей. Это помогает снизить уровень стресса и повысить эффективность самого совладания.

Наконец, пятым фактором является умение регулировать эмоции. Люди, способные эффективно управлять своими эмоциями, могут сохранять спокойствие и ясность мышления в стрессовых ситуациях. Они используют стратегии, такие как дыхательные упражнения, медитация или визуализация, чтобы снизить уровень стресса и вернуть себе концентрацию.

В целом, личностные факторы, такие как самооценка, оптимизм, самоэффективность, социальная поддержка и регуляция эмоций, являются ключевыми компонентами эффективного совладания со стрессом. Понимание и развитие этих факторов могут помочь нам преодолеть сложные ситуации, сохранить психологическое равновесие и жить более удовлетворительную и счастливую жизнь [1].

К личностным копинг-ресурсам относят Я-концепцию, локус контроль, восприятие социальной поддержки, низкий нейротизм, эмпатию, аффилиацию и другие психологические характеристики. С когнитивной сферой связаны такие стратегии, как отвлечение и проблемный анализ, с эмоциональной – эмоциональная разрядка, оптимизм, пассивное сотрудничество, сохранение самообладания, с поведенческой – отвлечение, альтруизм, активное избегание, поиск поддержки, конструктивная активность [2].

В литературе, посвящённой психосоциальным факторам, влияющим на эффективность преодоления стресса, в качестве личностных факторов чаще всего рассматриваются специфические когнитивные тенденции, определяющие особенности восприятия, интерпретации, оценки стрессовой ситуации. Соответственно, чаще всего анализируются психологические конструкты, описанные в рамках различных школ когнитивно-поведенческого направления. Это представляется вполне обоснованным, учитывая то значение, какое имеет субъективная модель стрессовой ситуации в процессе психической адаптации.

Существуют множество факторов, влияющих на нашу индивидуальность и поведение. Среди наиболее часто упоминаемых личностных факторов, которые имеют значительное влияние на нашу жизнь, следует отметить следующие: копинг-компетентность, локус контроля и самоэффективность.

Копинг-компетентность – это способность эффективно справляться с различными стрессовыми ситуациями и адаптироваться к ним. Люди, обладающие высокой копинг-компетентностью, имеют навыки и стратегии для эффективного разрешения проблем, такие как планирование, поиск поддержки, использование позитивной саморегуляции и т.д. Они умеют эффективно контролировать свои эмоции и стремятся восстанавливать равновесие в сложных жизненных ситуациях.

Локус контроля – это представление о степени, в которой человек верит, что он сам влияет на события в своей жизни. Люди с высоким уровнем локуса контроля полагают, что они контролируют происходящее в своей жизни и могут принимать активное участие в ее ходе. Напротив, люди с низким уровнем локуса контроля склонны считать, что события в их жизни определяются внешними факторами или судьбой, и они имеют ограниченное влияние на свою собственную судьбу.

Самоэффективность – это уверенность в своих способностях и убеждение в собственной способности успешно справиться с различными задачами и ситуациями. Люди с высокой самоэффективностью чувствуют себя уверенно и мотивированно, они убеждены в собственных способностях достичь поставленных целей и преодолеть трудности. Такие люди обычно более настойчивы и готовы принимать вызовы, не боясь провалиться.

Все эти личностные факторы играют важную роль в нашей повседневной жизни. Копинг-компетентность, локус контроля и самоэффективность взаимодействуют и влияют на наше эмоциональное состояние, нашу мотивацию и способность справляться с трудностями. Понимание и развитие этих факторов могут помочь нам стать более успешными, уверенными и адаптивными в современном мире.

Непосредственно не связанной с концепцией копинга, но отражающей наиболее важные аспекты процесса оценки и интерпретации стрессовой ситуации является когнитивная модель А. Бека [2002, 2003]. Как известно, ключевым положением когнитивного подхода в психотерапии является признание роли когниций (мыслей, представлений, оценок и т.п.) как факторов, детерминирующих эмоциональные реакции, и выбор способов поведения в повседневных и в непривычных, кризисных ситуациях. Согласно когнитивной модели негативные переживания и трудности в разрешении проблемных ситуаций связаны со специфическими когнитивными тенденциями («ошибками» и «искажениями») в интерпретации событий. Чем более устойчивы и неадаптивны эти тенденции, тем выше вероятность нарушения психической адаптации человека [3].

А. Бек выделяет в качестве базовых когнитивных структур когнитивные схемы. Это система убеждений, глубинные мировоззренческие установки человека по отношению к самому себе, окружающему предметному и социальному миру. Схемы могут быть способствующими и препятствующими психической адаптации, позитивными и негативными, универсальными и идиосинкразическими.

Когнитивные схемы организуют весь опыт и поведение человека, определяют доминирующие переживания и способы реагирования в различных ситуациях. Отражая специфические тенденции в переработке информации, схемы могут проявляться в виде устойчивых когнитивных ошибок.

А. Бек описывает следующие типичные когнитивные ошибки:

  1. Искажения мышления: это тенденция воспринимать и интерпретировать информацию субъективно, применяя фильтры своих убеждений, предрассудков и стереотипов. Это может привести к неправильным выводам и оценкам ситуаций.
  2. Черно-белое мышление: это склонность видеть мир исключительно в категориях «хорошо» и «плохо», без учета разнообразия оттенков и комплексности реальности. Такой подход может привести к упрощению искомых решений и ограниченному пониманию ситуаций.
  3. Подавление информации: это намеренное или неосознанное игнорирование фактов, которые противоречат нашим предпочтениям или ожиданиям. Данная ошибка может искажать наше восприятие реальности и препятствовать принятию объективных решений.
  4. Катастрофизация: это склонность преувеличивать значимость и возможные негативные последствия определенных событий или решений. Такой уклон может вызывать излишний стресс и побуждать к нерациональным поступкам.
  5. Преуменьшение: это противоположность катастрофизации, при которой мы недооцениваем серьезность проблем и их возможные последствия. Подобный подход может привести к нежелательным или опасным ситуациям, поскольку игнорирование проблем часто ведет к их усугублению.
  6. Фильтрация: это ситуация, когда мы выбираем отдельные аспекты информации, игнорируя остальные, искажая таким образом общую картину событий. Такой способ мышления может привести к неполному пониманию ситуаций и принятию ошибочных решений.
  7. Выведение из контекста: при такой ошибке мы принимаем решения на основе отдельных фактов, не учитывая обстоятельства и контекст, в котором они произошли. Это может привести к искажению значения этих фактов и неправильному пониманию ситуаций.
  8. Мыслительные преобразования: это способы переформулирования оценок, фактов и событий, позволяющие нам смотреть на них по-новому. Однако, в некоторых случаях, эти преобразования могут приводить к ложному искажению и перекосу в мышлении.

Описанные выше когнитивные ошибки необходимо учитывать при анализе информации и принятии решений, чтобы избежать искажения реальности и сделать более рациональные выборы.

На более поверхностном и динамическом уровне схемы проявляются автоматическими мыслями – неподвластными сознательному контролю, краткими, рефлекторными, стереотипными суждениями, возникающими при столкновении индивида с проблемной ситуацией. Примером может служить мысль «У меня не получится», автоматически возникающая в ситуации испытания у человека, в структуре базовых убеждений которого доминирует суждение «Я – неудачник».

Идея о роли убеждений, представлений, оценок в процессе психической адаптации плодотворно используется представителями когнитивного направления в психотерапии. В настоящем контексте также важно, что когнитивные схемы, определяя картину мира личности, оказывают существенное влияние на первичную и вторичную оценку стрессовой ситуации, выбор стратегий совладания, оценку их эффективности, то есть на процесс психической адаптации к стрессу в целом [4].

Адаптивность базовых убеждений, отсутствие чрезмерных искажений в восприятии реальности позволяет личности приспосабливаться к изменяющимся условиям, оказывать на них конструктивное влияние. Отсутствие выраженных когнитивных искажений позволяет личности адекватно оценивать объективные характеристики стрессовой ситуации и выбирать соответствующие ей способы поведения. Эти навыки лежат в основе так называемой копинг-компетентности, которая рассматривается как способность к выбору наиболее адекватных стратегий совладания со стрессом в зависимости от существенных характеристик стрессора. Когнитивная по своей природе копинг-компетентность отражает умение человека относительно беспристрастно воспринимать проблемную ситуацию и возможные пути её разрешения. Такая условная беспристрастность во многом определяется адаптивностью базовых когнитивных структур [5].

Одним из компонентов этих структур являются также убеждения личности о подконтрольности происходящих событий, зависимости происходящего от личных усилий. Для описания этого аспекта во взаимодействии личности со средой используется предложенное Дж. Роттером понятие локуса контроля.

Локус контроля – дословно «место контроля» – отражает базовые представления личности о локализации источника влияния на жизненные события и, соответственно, степень восприятия себя как активного субъекта, способного изменять происходящее, выступая в качестве эффективно действующей силы.

В зависимости от того, где с точки зрения личности, локализован источник влияния на ход жизненных событий, Дж. Роттер выделяет два крайних типа:

  1. Внутренний локус контроля (internal locus of control) – характеризуется убеждением в том, что собственные действия и решения имеют решающее значение для достижения успеха или неудачи. Люди с внутренним локусом контроля считают, что они сами являются основными хозяевами своей судьбы и могут контролировать свою жизнь. Они часто стремятся к самостоятельности, проявляют активность и инициативу в достижении своих целей.
  2. Внешний локус контроля (external locus of control) – характеризуется убеждением в том, что внешние факторы, такие как удача или влияние других людей, определяют ход событий в жизни. Люди с внешним локусом контроля склонны считать, что случай и судьба играют важную роль в их жизни, и они имеют меньшую степень контроля над своими собственными действиями. Они могут склоняться к внешней ответственности и ожидать, что успех или неудача зависит от внешних обстоятельств или других людей.

В реальности большинство людей имеют комбинацию внутреннего и внешнего локуса контроля в различных сферах своей жизни. Эти типы локуса контроля могут влиять на мотивацию, цели, поведение и успех в достижении личных и профессиональных целей.

Лица с выраженными экстернальными тенденциями склонны занимать пассивно-страдательную позицию, воспринимают происходящее с ними как независимое от личных качеств и усилий. При высоком уровне интернальности человек, напротив, убеждён, что его успехи и неудачи напрямую зависят от его действий, поступков и личностных свойств. Интернальный и экстернальный тип образуют два полюса, между которыми располагаются промежуточные варианты.

В целом исследования свидетельствуют о том, что интернальность чаще сочетается с личностной зрелостью, адаптированностью, эмоциональной устойчивостью, способностью к самоконтролю, ответственностью, а экстернальность – чаще с трудностями психической и социальной адаптации. Таким образом, интернальность, являясь своеобразным личностным ресурсом, скорее помогает личности в преодолении стресса, а экстернальность – напротив, чаще является дестабилизирующим фактором [6].

Следует, однако, отметить, что однозначные выводы о пользе интернальности и вреде экстернальности не вполне корректны. Эта некорректность тесно связана с зависимостью эффективности стресс-преодолевающего поведения от объективных характеристик ситуации. Кроме того, исследователи всё в большей мере склоняются к мнению о недостаточной обоснованности обобщённой оценки интернальности – экстернальности, необходимости оценки уровня субъективного контроля в различных сферах и ситуациях. Подчёркивается, что уверенность в способности повлиять на одни события может сочетаться с переживанием абсолютной беспомощности в других сферах. Эта точка зрения согласуется и с основными положениями концепции копинга, в которой акцентируется внимание на ситуационном контексте совладания со стрессом.

Понятие локуса контроля тесно связано с концепцией самоэффективности (self-efficacy), разработанной А. Бандурой [7] в рамках социально-когнитивного направления. Самоэффективность характеризует ожидание индивида в отношении осуществления определённых действий и достижении определённых результатов. Самоэффективность личности подразумевает осознанную способность человека справляться со специфическими и сложными ситуациями и оказывать влияние на эффективность деятельности и функционирования личности в целом. Тот, кто осознал свою самоэффективность, прилагает больше усилий к решению сложных задач, чем тот, кто испытывает сомнения в своих возможностях [8].

Высокая самоэффективность, связанная с ожиданием успеха, обычно приводит к позитивным результатам и, таким образом, способствует самоуважению личности. И, напротив, низкая самоэффективность, связанная с ожиданием неудачи, приводит к неудаче и, таким образом, снижает самоуважение. Личность, считающая себя неспособной справиться со сложными ситуациями, уделяет чрезмерное внимание своим недостаткам и постоянно занимается самобичеванием по поводу собственной некомпетентности. И, наоборот, осознающая себя самоэффективной, мысленно представляет себе удачный сценарий, обеспечивающий позитивные ориентиры для организации своего поведения, и осознанно проигрывает варианты именно успешных действий и решений.  В структуре самоэффективности выделяют два компонента:

- ожидание эффективности (efficacy expectation) – ожидание, что некоторые действия будут совершен необходимым образом;

- ожидание результата (outcome expectation) – ожидание, что совершаемые действия приведут к определённому результату [9].

Самоэффективность зависит от поведенческого репертуара личности, опыта, приобретённого посредством наблюдения за другими людьми, в результате социального научения, подкрепления или наказания определённых действий, а также от физического и эмоционального состояния.

Важно подчеркнуть, что самоэффективность является динамичным и относительно специфичным образованием, формируется в результате реального взаимодействия личности с окружающим миром, неодинакова в разных сферах жизнедеятельности. Прогностическое значение самоэффективности в отношении поведения человека было доказано в целом ряде исследований. Установлено, что самоэффективность оказывает существенное влияние на мотивационно-поведенческие характеристики и эмоциональное состояние индивида в стрессовых ситуациях, а также на результат и эффективность копинга.

А. Бандура выделяет четыре процесса, посредством которых представления об эффективности влияют на поведение. Роль каждого из них была подтверждена значительным объемом эмпирических данных. Во-первых, восприятие собственной эффективности влияет на выбор вида деятельности. Человек берется за дела, которые, по его мнению, ему по силам, и избегает дел, с которыми, с его точки зрения, ему не совладать. Этот момент иллюстрируют исследования детерминант выбора карьеры. Даже в выборках мужчин и женщин с одинаковым интеллектуальным уровнем женщины менее уверены в собственной эффективности в отношении завершения образовательных программ, требующих математических и технических способностей. Как следствие, они реже выбирают математику и естественнонаучные дисциплины и в качестве основных предметов, и в качестве области профессиональной деятельности. Co временем эффекты подобных процессов принятия решения накапливаются. Избегая ситуаций, которые смог бы преодолеть, человек упускает возможности приобретения новых ценных навыков. Нехватка навыков становится следующим препятствием к успеху.

Во-вторых, если выполнение действия уже начато, восприятие самоэффективности влияет на усердие и настойчивость. Решение о том, как долго пытаться выполнить поставленную задачу, частично зависит от оценки собственных способностей. Те, кто сомневается в своей эффективности, склонны прилагать все меньше и меньше усилий и сдаваться, те же, кто уверен в своей эффективности, более настойчив (например, Cervone & Peake, 1986). Значение этой связи между субъективным самовосприятием и поведенческой настойчивостью огромно, поскольку в большинстве случаев, чтобы чего-то добиться в жизни, необходимо упорство и терпение.

В-третьих, оценка собственной эффективности также влияет на эмоциональные реакции. Лица, уверенные в своей эффективности, меньше тревожатся о потенциально угрожающих событиях. Неуверенность в собственной способности решить важнейшие жизненные задачи чревата депрессией. Неуверенность в своей академической и социальной эффективности повышает риск депрессии у подростков.

Наконец, представления об эффективности влияют на качество выполнения сложных когнитивных заданий. При выполнении сложных заданий, требующих особых знаний и выработки оптимальных стратегий, лица, уверенные в своей эффективности, разрабатывают и проверяют стратегии более аналитично. Устойчивое восприятие собственной эффективности также повышает успешность выполнения стрессовых заданий на память; представления об эффективности памяти особенно важны в пожилом возрасте, когда возникает необходимость переоценки своих когнитивных возможностей в свете возможного их ограничения, связанного с возрастом. Влияние оценок самоэффективности на когнитивную результативность частично опосредовано когнитивными помехами. Неуверенность в собственной эффективности может заставлять человека фиксировать внимание не на задании, а на самом себе. Отвлечение от поставленной задачи мешает ее выполнению.

Уверенность в собственной эффективности обычно способствует высоким достижениям, влияя на принятие трудностей, настойчивость, несмотря на неудачи, осуществление сложных когнитивных стратегий и тревогу/спокойствие перед лицом угрозы. Однако в некоторых исключительных случаях слишком сильная уверенность в своей эффективности может оказаться дисфункциональной. Человек, чрезвычайно уверенный в своей эффективности, может, к примеру, быть чрезвычайно настойчивым в своих попытках выполнить невыполнимые задания, может неоправданно идти на риск.

Представление о собственной эффективности оказывает влияние на мышление, мотивацию, успешность и эмоциональное возбуждение. И люди, сознающие свою самоэффективность, прилагают больше усилий для выполнения сложных дел и берутся за выполнение более сложных заданий, чем люди, испытывающие сомнения в своих возможностях.

В области исследований личностных факторов, влияющих на эффективность совладания со стрессом, проводится множество исследований. Вот несколько примеров таких исследований:

  1. Исследование личностных черт:

- Исследуется, какие личностные черты могут быть связаны с более эффективным совладанием со стрессом. Например, исследования показывают, что оптимизм, саморегуляция, высокий уровень самоэффективности и высокий уровень самосознания могут быть связаны с более эффективным совладанием со стрессом.

  1. Исследование стратегий совладания:

- Исследуется, какие стратегии совладания со стрессом могут быть наиболее эффективными. Например, исследуется эффективность позитивного переоценки ситуации, позитивного манипулирования ситуацией, поиска социальной поддержки, акцептации и планирования.

  1. Исследование социальной поддержки:

- Исследуется, какая роль социальной поддержки влияет на эффективность совладания со стрессом. Например, исследуется, как уровень восприятия поддержки от близких людей, друзей, коллег может влиять на способность справляться со стрессом.

  1. Исследование психологического благополучия:

- Исследуется, какая связь между личностными факторами и психологическим благополучием. Например, исследуется, как определенные личностные черты и стратегии совладания со стрессом могут способствовать улучшению уровня счастья, удовлетворенности жизнью и общего благополучия.

  1. Исследование физиологических механизмов:

- Исследуется, какие физиологические механизмы связаны с эффективностью совладания со стрессом. Например, исследуется уровень кортизола – гормона стресса, а также электрофизиологические показатели, такие как амплитуда и частота электроэнцефалограммы (ЭЭГ), которые могут быть связаны с эффективностью совладания со стрессом.

Эти и другие исследования помогают лучше понять, какие личностные факторы и стратегии совладания со стрессом являются наиболее эффективными и могут быть использованы для разработки программ помощи в снятии стресса и улучшения психологического благополучия.

Для проведения экспериментальной части исследования, направленного на выявление личностных факторов, влияющих на эффективность совладания со стрессом, можно использовать следующий подход.

  1. Определение цели исследования:

- Идентификация личностных факторов, которые оказывают влияние на эффективность совладания со стрессом.

- Определение, какие именно личностные черты и стратегии совладания со стрессом являются наиболее эффективными.

  1. Разработка гипотезы:

- Гипотеза может состоять в том, что определенные личностные черты (например, оптимизм, саморегуляция, адаптивность) и стратегии совладания со стрессом (например, использование позитивного манипулирования ситуацией, поиск социальной поддержки) связаны с более высокой эффективностью совладания со стрессом.

  1. Определение выборки исследования:

- Необходимо выбрать репрезентативную выборку, которая будет состоять из людей разного возраста, пола, профессии и социального статуса. Это поможет учесть различия в личностных чертах и опыте столкновения со стрессом.

  1. Использование психологических тестов:

- Для измерения личностных черт и стратегий совладания со стрессом можно использовать различные психологические тесты, такие как опросники личности, опросники стратегий совладания со стрессом и так далее.

  1. Использование методов измерения эффективности совладания со стрессом:

- Для измерения эффективности совладания со стрессом можно использовать различные методы, такие как опросники, оценка субъективного благополучия/удовлетворенности жизнью, оценка физиологических показателей (например, уровень кортизола - гормона стресса), а также изучение поведенческих показателей.

  1. Обработка и анализ данных:

- С помощью статистических методов можно проанализировать полученные данные и выявить связь между личностными факторами и эффективностью совладания со стрессом.

  1. Выводы и интерпретация результатов:

- На основе полученных данных можно сделать выводы о личностных факторах, которые оказывают наибольшее влияние на эффективность совладания со стрессом. Результаты исследования могут быть использованы для разработки программ помощи в снятии стресса и улучшения психологического благополучия.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Ксенофонтова, Е.Г. Исследование локализации контроля личности новая версия методики «Уровень субъективного контроля» [Текст] / Е.Г. Ксенофонтова // Психологический журнал. – Т. 20. – № 2. – 1999. С. 103-114.
  2. Бодров, В.А. Проблема преодоления стресса. Часть 3. Стратегии и стили преодоления стресса [Текст] / В.А. Бодров // Психол. журн. – 2006. – Т. 27. – № 3. – С. 106-116.
  3. Психология совладающего поведения: материалы Международ. науч.- практ. конф. [Текст] /отв. ред.: Е.А. Некрасова, 2007. – 426 с.
  4. Бодров, В.А. Проблема преодоления стресса Часть 2. Процессы и ресурсы преодоления стресса [Текст] / В.А. Бодров // Психол. журн. – 2006. – Т. 27. – № 2. – С. 113-123.
  5. Бодров, В.А. Проблема преодоления стресса. Часть 3. Стратегии и стили преодоления стресса [Текст] / В.А. Бодров // Психол. журн. – 2006. – Т. 27. – № 3. – С. 106-116.
  6. Шкуратова, И.П. Личностные ресурсы как фактор совладания с кризисными ситуациями [Текст] / И.П. Шкуратова, Е.А. Анненкова // Психология кризиса и кризисных состояний. Междисциплинарный ежегодник. – 2007. – Вып. 4. – С. 17-23.
  7. Собчик, Л.Н. Введение в психологию индивидуальности: Теория и практика психодиагностики [Текст] / Л.Н. Собчик. – М.: Ин-т современной политики, 2000. – 511 с.
  8. Грановская, Р.М. Элементы практической психологии [Текст] / Р.М. Грановская. – СПб.: Свет, 2000.
  9. Нартова-Бочавер, С. К. «Coping Behavior» в системе понятий психологии личности [Текст] / С.К. Нартова-Бочавер // Психол. журн. – 1997. – Т. 18. – № 5. 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №9 (66) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Анциферов Е.Е. ЛИЧНОСТНЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ СОВЛАДАНИЯ СО СТРЕССОМ // Вестник науки №9 (66) том 3. С. 202 - 217. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9994 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/9994



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.