'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №9 (66) том 3
  4. Научная статья № 35

Просмотры  39 просмотров

Анциферов Е.Е.

  


ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ *

  


Аннотация:
в статье «Личностные особенности и профессиональное самоопределение в подростковом возрасте» исследуется взаимосвязь между личностными особенностями и профессиональным самоопределением в период подросткового развития. В этом возрасте подростки начинают задумываться о своем будущем, выборе профессии и становлении взрослой личности   

Ключевые слова:
личностные особенности, профессиональное самоопределение, подростковый возраст, выбор профессии, интересы, ценности, способности, поддержка, сопровождение   


УДК 159

Анциферов Е.Е.

Военный университет имени князя Александра Невского

Министерства обороны Российской Федерации

(г. Москва, Россия)

 

ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

САМООПРЕДЕЛЕНИЕ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

 

Аннотация: в статье «Личностные особенности и профессиональное самоопределение в подростковом возрасте» исследуется взаимосвязь между личностными особенностями и профессиональным самоопределением в период подросткового развития. В этом возрасте подростки начинают задумываться о своем будущем, выборе профессии и становлении взрослой личности.

 

Ключевые слова: личностные особенности, профессиональное самоопределение, подростковый возраст, выбор профессии, интересы, ценности, способности, поддержка, сопровождение.

 

Личностные особенности, такие как характер, интересы, ценности, способности и предпочтения, могут оказывать влияние на процесс самоопределения подростка в выборе профессии. Кроме того, внешние факторы, такие как семья, общество и школа, также могут оказать влияние на формирование профессионального самоопределения.

Исследования в этой области позволяют понять, какие личностные особенности подростков способствуют успешному профессиональному самоопределению, а также как они взаимодействуют с внешними факторами. Эти знания могут быть полезными для разработки программ и методик поддержки и сопровождения подростков в процессе выбора профессии и планирования своего будущего.

Анализ литературы по данной теме поможет получить более глубокое понимание взаимосвязи между личностными особенностями и профессиональным самоопределением в подростковом возрасте и проложить путь для дальнейших исследований в этой области.

Множество исследований и публикаций было проведено в этой области, которые освещают различные аспекты данной темы. Некоторые работы могут исследовать влияние личностных особенностей, таких как экстраверсия, интроверсия, нейротизм или самоэффективность, на процесс профессионального самоопределения подростков. Другие исследования могут исследовать взаимосвязь между личностными особенностями и профессиональными предпочтениями, интересами или ценностями подростков.

Оценка литературы позволит выявить общие тенденции и результаты предыдущих исследований, а также их противоречия и ограничения. Может быть интересным изучение различных подходов и теорий, используемых в исследованиях, и определение наиболее значимых факторов, которые влияют на процесс профессионального самоопределения в подростковом возрасте.

Разбор литературы также может помочь в определении возможных пропусков в знаниях и нераскрытых аспектах этой темы. Исходя из этих пробелов, будущие исследования могут быть направлены на уточнение механизмов, влияющих на личностные особенности и профессиональное самоопределение в подростковом возрасте.

Феномен «личность» имеет множество определений. Еще в 1940-е гг. Г. Олпорт привел свыше 50 различных определений личности [1, с. 374]. Личность – это система социально значимых качеств индивида, мера овладения им социальными ценностями и его способность к реализации этих ценностей. Уровень развития сознания определяет человека как личность. Личность формируется в процессе жизни, как индивидуальность, которая приобретает специфические свойства, выражающие его индивидуальное своеобразие, а также, все аспекты его социального поведения. Основные качества личности – характер, темперамент, способности – индивидуальные свойства личности человека, определяющие ее пригодность к успешному выполнению учебных и профессиональных задач. В их основе лежит природная одаренность, развитие которой возможно лишь при комфортных условиях для обучения, тренировки, воспитания и самовоспитания человека. Они так же являются необходимым условием выполнения определенной деятельности.

В этих определениях личность описывается как совокупность характеристик, поведения, умений, эмоций и мотивов, которые определяются внутренними и внешними факторами. Некоторые определения подчеркивают индивидуальность личности и ее уникальные качества. Другие определения уделяют внимание стабильности и постоянству личности на протяжении времени и различных ситуациях.

Определения личности также могут включать концепции самоидентификации, осознания своего «Я», а также взаимодействия личности с окружающим миром. Некоторые подходы определяют личность через ее связь с социально-культурным контекстом и социальными ролями.

Существует разнообразие теорий и подходов к изучению личности, таких как психоаналитическая теория, теория трейтов, гуманистическая психология и социокультурный подход. Каждая из этих теорий предлагает свои собственные определения и основания для изучения личности.

Важно понимать, что определение личности является субъективным и может меняться в зависимости от мнений и представлений исследователей. Кроме того, взгляды на личность также могут меняться в соответствии с культурными и историческими контекстами.

Феномен личности имеет множество определений, каждое из которых уделяет внимание разным аспектам этого сложного явления. Понимание и анализ этих определений позволяют углубить наше понимание личности и проводить более детальные исследования в этой области.

Реакции человека на окружающих и социальную обстановку определяются качествами, которые включает его темперамент. Характер содержит качества, определяющие поступки человека в отношении других людей. Стремление человека к достижению поставленных целей, обусловлено специальными личностными свойствами, которые содержаться в волевых качествах. Переживания и побуждения к деятельности связано напрямую с эмоциями и мотивацией индивида. Все это совокупность индивидуальных характеристик человека, которые влияют на его поведение, его выбор, его самоопределение в обществе. Они могут определять возможности человека к определенному виду деятельности, а также и на профессиональное самоопределение.

Профессиональное самоопределение имеет тесную связь с познанием самого себя. Самопознание – процесс сложный, оно особо актуализируется в подростковом возрасте и сопровождает человека всю жизнь. С.М. Богословский, определял его как, «признание за профессию личным самосознанием данного лица», по мнению Е.А. Климова «именно такое определение является одним из самых удачных с точки зрения психологии» [2, с. 158]. По сравнению со взрослым человеком подростка терзают противоречия поиска осознания себя как самобытного существа и как представителя общества. «Кризис в жизни такого молодого человека может наступить именно тогда, когда он наполовину осознает, что фатально и излишне старался быть тем, чем на деле он не был, – пишет Э. Эриксон [3, с. 64]. И поскольку такие процессы достаточно сложны, социум не торопит его с этим. Но тогда трудно говорить о полноценной идентичности, и тем более о состоявшейся профессиональной идентичности. В настоящее время все чаще высказываются о том, что и профессиональное самоопределение, и самосознание формируются много позже подросткового возраста. Э. Эриксон подчеркивает, что главная проблема самоопределяющегося подростка – это поиск достойного образца для подражания, и в итоге обретение собственной идентичности.

В психологии разными авторами выделены различные механизмы и условия, осложняющие полноценное формирование и развитие самосознания. Применительно к психологии профессионального самосознания эти механизмы еще должны быть адаптированы, а может, и несколько переосмыслены с учетом того, что именно в профессиональной деятельности чаще всего проявляется стремление личности реализовать свои лучшие качества и состояться как личность в целом.

Одним из механизмов, осложняющих формирование самосознания, является механизм проецирования. Он заключается в перенесении на других людей или внешние объекты собственных чувств, желаний и мыслей. Если человек не способен осознавать и признавать свои собственные чувства и желания, он может проецировать их на окружающих людей или события. Это препятствует развитию самосознания, так как человек не может четко определить, что именно чувствует и хочет он сам.

Другим механизмом, влияющим на формирование самосознания, является механизм отрицания. Он заключается в отказе признавать собственные чувства, мысли или желания. Человек может отрицать свои чувства, потому что считает их неприемлемыми или несоответствующими общепринятым нормам. Это также мешает развитию самосознания, так как человек не может четко определить свои потребности и предпочтения.

Также условием, которое осложняет формирование самосознания, является негативный опыт воспитания и общения. Если человек в детстве не получает поддержку, признание и уважение со стороны близких ему людей, то у него может не сформироваться уверенность в себе и своем значимом месте в обществе. Такой негативный опыт может стать причиной низкой самооценки и затруднить полноценное развитие самосознания.

Механизмы проецирования и отрицания, а также негативный опыт воспитания и общения являются условиями, которые могут осложнить полноценное формирование и развитие самосознания. Для преодоления этих трудностей важно осознавать свои чувства и желания, развивать уверенность в себе и стремиться к позитивным отношениям в общении с другими людьми.

В экспериментальной части исследования можно использовать различные методики и инструменты для изучения личностных особенностей и профессионального самоопределения у подростков.

Одним из возможных инструментов является опросник, состоящий из вопросов, направленных на выявление личностных характеристик и интересов подростков. Вопросы могут касаться таких аспектов, как уверенность в себе, самооценка, мотивации, ценности и предпочтения в профессиональной сфере. Опросник может быть представлен в форме шкал с выбором ответа по типу «согласен/не согласен» или по типу Ликерта. Это позволит собрать количественные данные, которые можно будет проанализировать статистически.

Кроме того, можно провести интервью с подростками, чтобы более детально изучить их мнения, предпочтения и переживания в отношении профессионального самоопределения. Интервью может быть полуструктурированным, то есть содержать некоторые предопределенные вопросы, но также давать возможность подросткам свободно высказываться и раскрыть свои мысли и чувства. Это поможет получить более детальную и качественную информацию о личностных особенностях и профессиональном самоопределении подростков.

Дополнительно можно провести наблюдение за поведением подростков в контексте профессионального самоопределения. Например, можно изучить их участие в профориентационных мероприятиях, обсудить с ними их выбор профессии или наблюдать за их активностью и мотивацией в школьных деятельностях, связанных с профессиональным развитием.

Полученные данные из опросников, интервью и наблюдений могут быть подвергнуты качественному и количественному анализу, с целью выявления связей и паттернов между личностными особенностями подростков и их профессиональным самоопределением. Это позволит получить более полное представление об их предпочтениях, мотивациях, интересах и потребностях в профессиональной сфере.

Таким образом, в ходе анализа литературных источников можно сделать вывод что, личностные особенности – это не только способности, темперамент, психологический характер и телосложение, а и мотивы людей, их стремления и воля, их личностная устойчивость и личностная идентичность.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Климов, Е.А., Носкова, О.Г. История психологии труда в России. Учеб. пособие / Е.А. Климов, О.Г. Носкова. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992. – 221 с.
  2. Хьелл, Л., Зиглер, Д. Теория личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – 3-е изд., ред. Егерева Е. – Спб.: Питер, 2020. – 608 с.
  3. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон Пер. с англ. Общ. ред. и предисл. Толстых А.В. – М.: Издательская группа «Прогресс», 1996. – 344 с.
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №9 (66) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Анциферов Е.Е. ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ // Вестник науки №9 (66) том 3. С. 195 - 201. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9993 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/9993



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.