'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №9 (66) том 3
  4. Научная статья № 34

Просмотры  49 просмотров

Севостьянов В.С.

  


СОЦИАЛЬНЫЕ РЕФОРМЫ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В ПЕРИОД БУРЖУАЗНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ 1905-1907 ГГ. *

  


Аннотация:
данная научная статья освещает социальные реформы, проведенные в Российской империи в период буржуазно-демократической революции 1905-1907 гг. В статье проводится анализ и оценка этих реформ с целью выявления их значимости и влияния на дальнейшее развитие страны. Основные аспекты, рассматриваемые в статье, включают в себя улучшение терпимости к религиозным течениям, рабочих условий, а также остросоциальных проблем. В заключении статьи делается вывод о значимости данных реформ и их влиянии на последующие политические и социальные процессы в России   

Ключевые слова:
Российская империя, социальные реформы, рабочие условия, национальные меньшинства, религиозные меньшинства   


УДК 34

Севостьянов В.С.

слушатель 5 курса

Омская академия МВД России

(г. Омск, Россия)

 

СОЦИАЛЬНЫЕ РЕФОРМЫ

В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В ПЕРИОД

БУРЖУАЗНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ 1905-1907 ГГ.

 

Аннотация: данная научная статья освещает социальные реформы, проведенные в Российской империи в период буржуазно-демократической революции 1905-1907 гг. В статье проводится анализ и оценка этих реформ с целью выявления их значимости и влияния на дальнейшее развитие страны. Основные аспекты, рассматриваемые в статье, включают в себя улучшение терпимости к религиозным течениям, рабочих условий, а также остросоциальных проблем. В заключении статьи делается вывод о значимости данных реформ и их влиянии на последующие политические и социальные процессы в России.

 

Ключевые слова: Российская империя, социальные реформы, рабочие условия, национальные меньшинства, религиозные меньшинства.

 

Период правления Николая Александровича Романова считается переломным моментом в истории Российского государства. Решения, принимаемые во время его царствования, оценка и анализ реформ, а также нормативно-правовых актов до сих пор вызывают дискуссии среди ученых.

Перед Николаем II стояла сложнейшая задача - выбрать тактически правильный путь развития государства, состоящего из множества народов и различных религиозных конфессий, в условиях разнообразных философских и политических учений. К концу XIX века просветительская деятельность проводится не только в кругах элит, но и среди городского населения, что приводит к увеличению уровня требований к власти. Народу становится мало «Panem et circenses» [1], рождаются и получают широкое распространение идеи о создании и принятии гражданских прав и свобод, их закреплении в конституции.

Современники Николая II, не смогли сформировать единое мнение относительного его личностных качеств. Так, И.Н. Дурнов сравнивает правителя с Павлом I, указывая на то, что он не предвещает для России ничего хорошего [2, с. 58], В.Н. Коковцев выражает диаметрально противоположную позицию «Я уверен, что нет той жертвы, которую бы он не принес в пользу своей страны, если бы только он знал, что она ей нужна... В большинстве ошибок, если они и были, виноват был не он, а его окружающие» [3, с. 34]. Необходимо отметить, что Николай II не был плохим императором, его деятельность и реформы были направлены на усиление Российской империи, но внутренняя обстановка требовала большей гибкости от главы государства.

Начало царствования Николая II обошлось без открытых революционных выступлений, однако, проигранная русско-японская война (1904-1905 года) стала катализатором народных недовольств. «Маленькая победоносная война» [4, с. 76] превратилась в большой ком революции, который упал на плечи императора, отмечал С.Ю. Витте

Революцию 1905-1907 принято считать буржуазно-демократической, но помимо самой буржуазии, участие в ней приняли все слои населения Российской империи, где каждая группа выдвигала свои требования. В связи с чем, Николай II и его правительство приняло ряд реформ. Таким образом, преобразования в социальной сфере были направлены на удовлетворение потребностей различных слоев общества.

Религиозный вопрос на рубеже веков оставался одной из проблем разросшейся империи. Хотя подавляющее большинство граждан являлись православными христианами (87 млн. 530 тыс. человек), нужно отметить, что за период XVIII-XIX вв. было присоединено большое количество новых территорий, население которых исповедовало различные религии (ислам 14 млн. 163 тыс. чел, католичество 11 млн. 330 тыс. чел., кроме данных конфессий на территории России проживали старообрядцы, лютеране, армяно-григорианцы, армяно-католики, иудаисты, буддисты, язычники и др.) [5]. Последователи данных религиозных течений поддержали революцию, так как видели в ней возможность для усиления своих социальных позиций в обществе. Можно отметить, что волнения в районе Сокольнического и Рогожско-Симоновского района курировались Преображенской и Рогожской старообрядческими общинами. Самые многочисленные силы на борьбу с действующим режимом выделила фабрика старообрядца Мамонтова и мебельная фабрика старообрядца Шмита. Натиск правительственных войск на Бутырском валу сдерживали члены Рахмановской старообрядческой общины [5, с. 34]. Другие конфессии также выступили за идеи социальных преобразований и поддержали общественные волнения.

В сложившейся ситуации 17 апреля 1905 года император подписал указ «Об укреплении начал веротерпимости» [6], который отменял ограничения для старообрядцев и представителей иностранных и иноверных вероисповеданий, провозглашал свободу выбора вероисповедания для всех подданных Империи.

Таким образом было нейтрализовано недовольство тех подданных, кто не исповедовали православное христианство. Однако данный указ сохранил приоритетные позиции Русской православной церкви (правом проведения миссионерской деятельности обладала лишь одна Православная российская церковь). Это положения дало возможность власти лавировать среди запросов религиозных меньшинств и православных христиан.

Одной из наиболее активных революционных сил были студенты. В революции 1905 года вузы стали центрами сплочения оппозиционных и революционных партий и движений. Из-за правительственного запрета корпоративных студенческих организаций, политизация и радикализация студенчества стали неизбежными.

Для подавления студенческих восстаний 27 августа 1905 года Николай II, утверждает указ «О введении в действие Временных правил об управлении высшими учебными заведениями ведомства Министерства народного просвещения» [7], который расширил акт 1884 года и предоставил Университетам всю полноту власти в решении вопросов о ходе и реализации учебного процесса.  Цель указа – прекращение студенческих волнений и возобновление занятий в Университетах, что на практике дало положительный отклик и усмирило пылкое студенчество.

Наиболее активное участие в революции сыграли рабочие. На рубеже веков происходит резкое увеличение городского население за счет индустриализации предприятий и процесса урбанизации. Отсутствие гражданских прав и свобод рабочих стало следствием развития революционных настроений у данной категории подданных, в связи с чем, 23 апреля 1906 года был подписан указ об ограничении рабочего времени на предприятиях. Указ декларировал сокращение рабочего дня до 10 часов (при сохранении 6-ти дневной рабочей недели), устанавливал 13 обязательных государственных выходных.

Также император 23 апреля 1906 года подписал указы об амнистии политических заключенных. Была предоставлена свобода всем политическим заключенным, кроме террористов; произошло сокращение тюремных сроков; отменены смертные казни и пожизненное заключение. Кроме этого, Николай II утвердил свод «Основных государственных законов Российской империи», который стал фундаментальным законодательным актом, регулирующим разделение власти и полномочий между императором и российским парламентом, состоящим из Государственного совета и Государственной думы.

Таким образом в период первой русской революции политика Николая II была направлена на снижение накала социальной борьбы. Решение острых социальных вопросов, возникших еще при правлении Александра III, требовали от императора конкретных действий (которые он принимал неохотно, из-за внутренней убежденности в незыблемости монархического строя). Революция 1905-1907 года ясно показала ему, что страна нуждается в серьезных конституционных реформах, нежелание следовать которым обусловлено его дальнейшее отречение от престола и замены монархической форма правления республиканской.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Правописание латинских афоризмов // Сайт: https://orfogrammka.ru
  2. Витте С.Ю. Воспоминания. Мемуары. Т.1. 58 с.
  3. В.Н. Коковцов Из моего прошлого. Воспоминания. 1903 – 1919 гг. С. 34-35
  4. Витте С.Ю. Воспоминания. Мемуары. Т.1. 76 с.
  5. Трофимов О.К. О роли старообрядцев в русских революциях. // Русская семерка. История. декабрь, 2017, №12
  6. Полное собрание законов Российской империи: Собр. 3-е. T.XXV: 1905. Спб., 1908. С.237-238
  7. Полное собрание законов Российской империи: Собр. 3-е. T.XXV: 1905. Спб., 1908. С.268-271 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №9 (66) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Севостьянов В.С. СОЦИАЛЬНЫЕ РЕФОРМЫ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В ПЕРИОД БУРЖУАЗНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ 1905-1907 ГГ. // Вестник науки №9 (66) том 3. С. 189 - 194. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9992 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/9992



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.