'
Нестерова О.А.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ЛЕКСИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ *
Аннотация:
в статье авторы пытаются раскрыть значимость использования мультимедийных технологий в рамках использования лексического подхода при обучении английскому языку. На основе теоретического исследования методической и научной литературы авторы раскрыли основные аспекты и принципы использования мультимедийных технологий и средств в процессе применения лексического подхода в рамках обучения иностранному языку в образовательном учреждении
Ключевые слова:
лексический подход, мультимедийные средства обучения, обучение иностранному языку, обучение английскому языку
УДК 81
Нестерова О.А.
Государственный гуманитарно-технологический университет
(г. Орехово-Зуево, Россия)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ЛЕКСИЧЕСКОГО ПОДХОДА
В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
Аннотация: в статье авторы пытаются раскрыть значимость использования мультимедийных технологий в рамках использования лексического подхода при обучении английскому языку. На основе теоретического исследования методической и научной литературы авторы раскрыли основные аспекты и принципы использования мультимедийных технологий и средств в процессе применения лексического подхода в рамках обучения иностранному языку в образовательном учреждении.
Ключевые слова: лексический подход, мультимедийные средства обучения, обучение иностранному языку, обучение английскому языку.
Процесс развития современного общества происходит по принципу информатизации и цифровизации. Информационные и цифровые технологии проникли во все сферы нашей жизни, в том числе и в образовательную среду. Традиционные методики и средства преподавания иностранного языка успешно сочетаются с информационно-коммуникационными технологиями, что напрямую способствует модернизации всей системы преподавания.
Благодаря современным информационно-коммуникационным технологиями происходит развитие личностных качеств обучающихся и учителей. ИКТ-средства также способствуют индивидуализации процесса обучения. Он становится вариативным и разнообразным, что несомненно позитивно сказывается на мотивации учащихся и их способности к использованию полученных знаний в учебном процессе и повседневной жизни.
Учебный материал, в том числе и по дисциплине «Иностранный язык», благодаря ИКТ-средствам, усваивается на качественно новом уровне. Процесс овладения знаниями становится более творческим.
Специфика преподавания иностранного языка как учебного предмета подразумевает, что учителю необходимо создать для обучающихся искусственную языковую среду, так как в рамках образовательного учреждения отсутствует возможность работы в естественной языковой среде. Для этих целей используются различные технические средства обучения, в том числе и мультимедийные технологии, например, различные светотехнические и звукотехнические средства.
Кроме того, можно выделить такие мультимедийные средства как персональный компьютер и мультимедийный учебник, образовательный портал и, в целом, сеть Интернет.
Мультимедийные средства при обучении иностранным языкам выполняет несколько ключевых задач:
С помощью мультимедийных средств учитель способен повышать эффективность преподавания.
Мультимедийные технологии позволяют выполнить не только образовательные, но и воспитательные задачи, а также развивать коммуникативные, когнитивные и творческие способности обучающихся.
Мультимедийные средства, используемые при обучении иностранному языку, способны развивать навыки информационной культуры обучающихся.
Мультимедийные средства – это способ создания условий, которые позволяют максимально погрузить обучающегося в реальное речевое общение на иностранном языке.
Для того чтобы грамотно использовать мультимедийные технологии, необходимо четко определить, что же относится к этой группе средств. Так, мультимедийные технологии – это особые интерактивные системы, которые дают возможность одновременно работать со звуком, анимацией, видео, картинками и текстами. При использовании мультимедийных технологии у обучающегося задействуются все информационные каналы восприятия. Обучающийся работает с полученными данными активно. Мультимедийные обучающие языку программы обладают широкими методическии возможностями, позволяющими решать различные методические задачи, использовать всевозможные лингводидактические приемы при ознакомлении, тренировке и контроле, не умаляя при этом роли учителя, организатора учебного процесса. Таким образом, понятие мультимедийной программы многогранно и многокомпонентно. [3]
В современных реалия школьный урок с использованием мультимедийных технологий проходит с применением специальных образовательных программ, персональных компьютеров, мультимедийных проекторов, веб-камер и микрофонов. Отказаться от использования мультимедийных технологий в обучении иностранному языку на данном этапе развития общества не представляется возможным. Ведь мультимедийные технологии являются реальностью нашего времени и незаменимым средством решения повседневных бытовых задач.
Повсеместное использование мультимедийных технологий сказалось и на формировании особой идеологии мышления в рамках учебного процесса. Центром образовательного процесса становится обучающиеся. Они играют активную роль в учебной деятельности, которая теперь основана на сотрудничестве с учителем. Вся суть использования мультимедийных технологий в обучении иностранному языку, как и других учебных дисциплин, заключается в том, чтобы привить обучающимся навыки самообучения.
Мультимедийные технологии активно используются в качестве средства реализации лексического подхода, который представляет собой концепцию, основанную на использовании словосочетаний, фразеологических единств и клише. Лексический подход предполагает обучение лексическим единицам, так как на родном языке мы говорим, практически не задумываясь, используя готовые словосочетания (collocations) или фразы (lexical chunks), которые, объединяясь, образуют связный текст [2]. По сути своей лексических подход предполагает стирание четких границ между лексикой и грамматикой, и предполагает, что к изучению языковых единиц подходят без отрыва от реального общения с носителями. Т. е. лексический подход предполагает глубокое изучение именно «живого языка». В основе лежит идея о лексической сочетаемости, потому что, по мнению автора, «язык состоит из словосочетаний, а не отдельных слов; из грамматиколизованной лексики, а не из лексиколизованной грамматики» [1, 4].
Добиться этих целей в рамках учебного процесса можно с помощью использования мультимедийных технологий, которые дают возможность познакомить обучающегося с аутентичной живой речью носителей языка. Именно эту функцию и выполняют современные мультимедийные средства, используемые в образовательных учреждениях при обучении иностранному языку.
В рамках лексического подхода мультимедийные средства обучения можно использовать как в рамках фрагмента урока, так и сделать их основой всего учебного занятия. С помощью мультимедийных средств обучающиеся могут изучать новый материал, расширять кругозор, закреплять пройденные знания и навыки, отрабатывать умения, а также на практике применять их и систематизировать.
Мультимедийные средства позволяют реализовать главный принцип лексического подхода при обучении иностранным языкам – изучение грамматического аспекта языка, через лексический аспект.
Использование мультимедийных технологии в процессе обучения иностранному языку способствует оптимальному сочетанию мотивационных и наглядных параметров учебного материала. Учитель с помощью мультимедийных технологий может оценивать динамику работоспособности обучающихся, а также организовывать подготовку и проводить урок с учетом особенностей восприятия мультимедийных материалов. Также важно отметить, что мультимедийные средства являются эффективным способом реализации принципов наглядности обучения. Их можно органично внедрить в образовательный процесс, что позволит не только развить у обучающихся языковую компетенцию, но и, в целом, стимулировать их воображение.
Вопрос о том, могут ли мультимедийные технологии быть основным источником информации для обучающихся или лишь вспомогательным средством обучения, остается открытым. Некоторые исследователи убеждены, что объяснения учителя были и остаются главным источником информации для обучающихся. Другие же выступают за то, что главным способом получения новой информации для обучающегося была самостоятельная работа с учебниками, вспомогательными материалами и различными мультимедийными средствами: игровыми пособиями, онлайн-учебниками и электронными учебниками, компьютерными играми и т.д.). Основой современного подхода к преподаванию английского языка в общеобразовательной школе является коммуникативный подход, однако следует понимать, что он не противопоставляется лексическому. Лексический подход по своей сути является логичным продолжением/дополнением коммуникативного подхода. Поэтому в рамках нашего теоретического исследования мы пришли к выводу о том, что мультимедийные средства являются важным инструментом обучения английскому языку, который можно использовать в рамках реализации лексического подхода, а вместе с этим и коммуникативного подхода. В дальнейших мы планируем углубить полученные знания об основных принципах использования мультимедийных средств в рамках лексического подхода, а также реализовать полученные знания на практике.
Номер журнала Вестник науки №9 (66) том 3
Ссылка для цитирования:
Нестерова О.А. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ЛЕКСИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ // Вестник науки №9 (66) том 3. С. 173 - 179. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9990 (дата обращения: 17.05.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*