'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №9 (66) том 3
  4. Научная статья № 24

Просмотры  49 просмотров

Шайдуллина Л.Т., Маштакова Л.Ю.

  


ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ 5 - 6 ЛЕТ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ *

  


Аннотация:
статья посвящена изучению научных подходов к коррекции нарушений звукопроизношения. Систематизированы теоретические материалы, касающиеся проблемы нарушений овладения правильным звукопроизношением у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Установлено, что нарушения звукопроизношения является распространенным явлением в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста   

Ключевые слова:
звукопроизношение, диагностика, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, методика, коррекционная работа   


УДК 37

Шайдуллина Л.Т.

студент факультета Педагогики

Бирский Филиал

Уфимский университет науки и технологий

(г. Бирск, Россия)

 

Научный руководитель:

Маштакова Л.Ю.

к.пед.н., доцент

Бирский Филиал

Уфимский университет науки и технологий

(г. Бирск, Россия)

 

ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ

ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ 5 - 6 ЛЕТ

С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

 

Аннотация: статья посвящена изучению научных подходов к коррекции нарушений звукопроизношения. Систематизированы теоретические материалы, касающиеся проблемы нарушений овладения правильным звукопроизношением у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Установлено, что нарушения звукопроизношения является распространенным явлением в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста.

 

Ключевые слова: звукопроизношение, диагностика, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, методика, коррекционная работа.

 

Речь представляет собой сложную функциональную систему, основанную на использовании знаковой системы языка в процессе коммуникации. Речь считается психофизиологической системой, в которой совместно функционируют несколько анализаторов, включая речевослуховой и речедвигательный анализаторы.

В настоящее время отмечается заметный прирост детей с речевыми нарушениями. Одним из наиболее распространенных нарушений является фонетико-фонематическое недоразвитие речи, представляющее собой нарушение процессов формирования произношения у детей, страдающих от разных речевых расстройств, вызванных проблемами восприятия и произношения фонем.

В работе Шашкиной Г.Р., Зерновой Л.П. и Зиминой И.А. [11] фонетическая сторона речи означает правильное произнесение звуков благодаря согласованной работе всего речедвигательного аппарата. С другой стороны, фонематическая сторона речи связана со способностью различать и разделять фонемы. Фонематическая сторона речи зависит от работы речеслухового анализатора.

В фонетико-фонематическом недоразвитии детей Т.А. Ткаченко и М.Ф. Фомичева выделяют следующие состояния:

– легкую степень фонетико-фонематического недоразвития, когда происходит недостаточное различение и затруднение в анализе только относительно нарушенных в произношении звуков, а прочий звуковой состав слова и слоговая структура анализируются детьми правильно;

 – степень, когда звуковой анализ нарушается более грубо – у ребенка при достаточно сформированной артикуляции звуков в устной речи происходит недостаточное различение большого количества звуков, которые находятся в нескольких фонетических группах;

– степень глубокого фонематического недоразвития ребенок – тогда ребенок не только «не слышит» звуков в слове, но и не различает отношения между звуковыми элементами. Он неспособен выделить звуки из состава слова, неспособен определить их последовательность в слове [7, 10].

Научные подходы к исследуемой проблеме предполагают различные методы коррекции нарушений звукопроизношения у дошкольников 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Так, еще в советское время авторами Г. Каше, Т. Б. Филичевой Г. В. Чиркиной была написана для данной категории детей «Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (7 год жизни)» [2].

Р. Е. Левиной была выделена группа детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, которые требуют специализированной логопедической помощи [3]. Р.Е. Левина писала: «При выборе стезей и средств преодоления и предупреждения речевых нарушений у ребят нужно ориентироваться на узловые образования, от коих находится в зависимости обычное нормальное протекание не 1-го, а цельного ряда речевых процессов. Этим узловым образованием, главным фактором в корректировки речевых нарушений считаются фонематическое восприятие и звуковой тест» [3]. Формирование узловых образований, по мнению, Р.Е. Левина, разрешает с большей экономией и необходимостью достигать педагогического эффекта» [3].

Н.А.Лукина, И.И. Никкинен в изучении данного явления рассматривается психологический аспект, фокусируясь на развитии слухового восприятия, внимания и памяти[6].

Ткаченко Т.А. исследовала практический аспект проблемы развития навыков анализа и синтеза звуков. В результате своих исследований автор разработала альбом под названием «Учим говорить правильно», который предназначен для индивидуальных и групповых занятий с детьми среднего дошкольного возраста [7].

Некоторые педагоги-практики в коррекционной работе используют игры. Е.С. Суворова и И.А. Свириденко, применяют звукоподражательные игры. Игра имеет положительный эффект, поскольку она способствует более легкому решению поставленных задач ребенком. В ходе игры дети могут закреплять и автоматизировать навыки звукопроизношения.

В логопедической практике по развитию звукопроизношения у детей дошкольного возраста предлагается использовать телесно-ориентированные технологии. Эти технологии способствуют осознанному и чувственному восприятию собственного тела. Согласно данному методу, ребенок может избавиться от мышечного напряжения, восстановить речевое дыхание, улучшить самочувствие и привести к устранению недостатков в звукопроизношении.

Таким образом, анализ литературных источников показал, что вопросы коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи и особенности речи детей с этим нарушением были детально рассмотрены. Особенности коррекции нарушений звукопроизношения у детей в возрасте 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи включают систематизацию теоретических материалов, акцент на развитии слухового восприятия, внимания и памяти, использование дидактических игр с правилами, индивидуально-дифференцированный подход, а также внедрение телесно-ориентированных технологий. Эти подходы позволяют достичь эффективной коррекции, улучшения коммуникативных навыков и преодоления фонетико-фонематических проблем речи у детей дошкольного возраста.

Формирование фонематического восприятия – является самой главной задачей, в работе с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Правильное развитие фонематического восприятия играет большую роль в процессе становления и развития звукопроизношения. От правильной организации коррекционной работы будет зависеть успешность освоение ребенком учебной программы, а также его дальнейшее интеллектуальное и эмоционально-волевое развитие.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Волкова Г.А. Альбом для исследования фонетической и фонематической сторон речи дошкольника. – СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2006. – 144 с.
  2. Каше Г. А., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (7 год жизни). - М.: Министерство Просвещения СССР научно-исследовательский институт дефектологии АПН СССР, 1986. - 68 с.
  3. Левина, Р.Е. Воспитание правильной речи у детей [Текст] / Р.Е. Левина. – М.: АПН РСФСР, 1958. – 31 с.
  4. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 680 с.
  5. Логопедия: теория и практика / [под редакцией д.п.н. профессора Т. Б. Филичевой]. – Издание 3-е, исправленное и дополненное. – Москва: Эксмо, 2022. – 608 с.
  6. Лукина Н. А., Никкинен И. И. Научи меня слышать (Развитие слухового восприятия, внимания и памяти). - СПб.: «Паритет», 2003. - 112 с.
  7. Ткаченко Т. А. Формирование навыков звукового анализа и синтеза. Альбом для индивидуальных и групповых занятий с детьми 4-5 лет. Приложение к комплекту пособий «Учим говорить правильно». - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2005. - 48 с.
  8. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 288 с.
  9. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада). Учебное пособие для логопедов и воспитателей детских садов с нарушениями речи. - М.: МГОПИ, 1993. - 72 с.
  10. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения / М.Ф. Фомичева. – М.: Просвещение, 1989. – 239 с.
  11. Шашкина, Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова, И.А. Зимина. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 240 с. 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №9 (66) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Шайдуллина Л.Т., Маштакова Л.Ю. ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ 5 - 6 ЛЕТ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ // Вестник науки №9 (66) том 3. С. 117 - 122. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9982 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/9982



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.