'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №9 (66) том 3
  4. Научная статья № 23

Просмотры  37 просмотров

Хромцова Е.В.

  


КОНСТРУИРОВАНИЕ, КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА *

  


Аннотация:
данная статья посвящена конструированию, которое является практической деятельностью, направленной на получение определенного, заранее задуманного продукта   

Ключевые слова:
конструирование, продуктивная деятельность, строительный материал, развитие сенсорных и конструктивных способностей, образец, модель, анализ, синтез   


УДК 37

Хромцова Е.В.

воспитатель

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

№70 Приморского района

(г. Санкт-Петербург, Россия)

 

КОНСТРУИРОВАНИЕ, КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Аннотация: данная статья посвящена конструированию, которое является практической деятельностью, направленной на получение определенного, заранее задуманного продукта.

 

Ключевые слова: конструирование, продуктивная деятельность, строительный материал, развитие сенсорных и конструктивных способностей, образец, модель, анализ, синтез.

 

Конструирование являет практической деятельностью, направленной на получение определенного, заранее задуманного продукта.

 Детское конструирование (создание различных построек из строительного материала. Изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и т. п.) тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам детей.

 Наиболее успешно сенсорные способности развиваются в продуктивной деятельности, в частности в конструировании. Здесь сенсорные процессы осуществляются не изолированно от деятельности, а в ней самой, раскрывающие богатые возможности для сенсорного воспитания в широком его понимании.

 Конструируя, ребенок учится не только различать внешние качества предмета, образца (форму, величину, строение и пр.); у него развиваются познавательные и практические действия.

 В конструировании ребенок, помимо зрительного восприятия качества предмета, реально, практически разбирает образец на детали, а затем собирает их в модель (так в действии он осуществляет анализ и синтез) в деятельности, направленной на достижение определенной цели, совершенствуются не только сама эта деятельность, но и зрительное восприятие ребенком предметов окружающего мира.

 Оно становиться более целенаправленным. Создается также предпосылка для приобретения способности уже в дошкольном возрасте производить более глубокий зрительный анализ модели и предмета, не обращаясь к реальному расчленению.

 Таким образом, формируется способность сравнивать, производить зрительный анализ. Включая в процесс восприятия процессы мышления.

 Сенсорное воспитание ставит задачей развитие пространственных представлений. И в этом большая роль принадлежит конструированию. Сооружая конструкцию (постройку), ребенок уточняет и пополняет представления, предварительно намечая ее положение в пространстве, расположение частей; совершенствуются эти представления и тогда, когда он создает игрушку, размещая и наклеивая мелкие детали (украшения на стенках корзинки. Окна у дома и др.0 на плоскостной развертке (выкройке) перед тем, как сложить и склеить выкройку в готовую объемную игрушку. И когда конструкции размещаются на определенной плоскости («на улице», «на ферме» и т.д.).

 Таким образом. Формирование пространственных представлений в конструировании происходит на наглядном материале. Однако более сложные конструктивные задачи (выполнение модели в новом положении, работа с выкройкой) требуют уже некоторого отвлечения от непосредственно воспринимаемого, т. е. более сложной мыслительной деятельности.

 В процессе констру3ктивной деятельности у детей формируются обобщенные представления. Эти обобщения возникают на основе представлений. Получаемых от непосредственного восприятия различных сооружений и создания собственных построек.

 Дети познают, что множество предметов в окружающем составляют группы однородных предметов, объединенных одним понятием: здания, мосты, транспорт и др. В каждой группе предметы имеют и различн6ые признаки. Общие признаки свидетельствуют о наличии одинаковых составных частей: в зданиях – фундамент, стены, окна, двери, крыша; в машинах – мотор, кабина, кузов, колеса и т. д.

 Формирование такого рода представлений способствуют усвоению детьми конструктивной зависимости – конструкции от ее практического назначения, что оказывает существенное влияние на развитие мышления детей.

 В процессе обучения конструированию у детей вырабатываются и обобщения, способы действий, умение целенаправленно обследовать предметы или образцы построек, игрушек.

 Дети учатся планировать работу, представляя ее в целом, учатся контролировать свои действия, самостоятельно исправлять ошибки. Все это делает процесс конструирования организованным, продуманным. В процессе занятий конструированием дети усваивают правильные геометрические названия деталей строительного набора (куб, брусок, пластина и т. д.), узнают об особенностях геометрических тел: у куба все стороны квадратные, у бруска квадратные две торцовые, а остальные прямоугольные, у прямоугольника противоположные стороны равны и т.д.

 Конструирование способствует совершенствованию речи детей, в процессе работы дети делятся своими замыслами, учатся мотивировать их, общаясь, друг с другом.

 Овладевают такими понятиями, как «высокий» - «низкий», «широкий»- «узкий», «длинный-короткий».

 Конструирование на занятиях и в играх является средством не только умственного воспитания, но и формирования моральных качеств личности ребенка. Обучение старших дошкольников сооружению построек, изготовление различных игрушек из бумаги других материалов для подарка малышам, маме, бабушке, домиков для птиц и животных воспитывает у детей определенную направленность нравственных чувств заботу о людях, птицах, животных).

 Конструирование на занятиях и в игре имеет большое значение для организации дружного детского коллектива. На занятиях дети учатся совместно выполнять общую работу (вместе готовят игрушки для елки, для макетов на разные т емы, например «Наша улица», вместе строят мост. Театр и др.) В этом случае деятельность детей направлена на достижение общей цели. Для этого требуется умение договариваться о предстоящей работе, распределять обязанности в нужный момент оказать помощь товарищам, мотивировать свои предложения.

 В играх эти умения углубляются и закрепляются. Таким образом. При определенной направленности обучение конструированию и руководства конструктивными играми детей совместная их деятельность предоставляет большие возможности для воспитания первоначальных навыков работы в коллективе.

 Конструирование является и эффективным средством эстетического воспитания. Знакомя детей на экскурсиях с некоторыми сооружениями и постройками (каналы, жилые дома, здания детских садов, школ, театров), а также доступными для их понимания архитектурными памятниками, воспитатель имеет возможность развивать художественный вкус ребенка – дошкольника. Вызывая у них эстетическое наслаждение при рассматривании красивых сооружений. Формировать умение ценить созданное творческим трудом людей. Любить архитектурные богатства своего города, страны, беречь их.

 Создание поделок из природного материала и сбор его в процессе экскурсии в лес, парк способствует воспитанию у детей особого отношения к природе, умения видеть красоту цвета и форм, целесообразность их сочетаний.

 Целенаправленное и систематическое обучение детей конструированию играет большую роль в подготовке детей к школе. Оно способствует формированию у ребят умения учиться, раскрывает им, что основной смысл деятельности не только в получении результата, но и умений. Такой познавательный мотив вызывает существенные изменения в психических процессах. Эти изменения состоят в основном в способности произвольно управлять своими познавательными процессами (направлять их на решение учебных задач), в достижении определенного уровня развития мыслительных операций, способности систематически выполнять умственную работу, необходимую для сознательного усвоения знаний.

 Основной целью конструирования является: развитие конструктивных и художественных способностей детей, происходящее непосредственно при условии постоянного усовершенствования процессов познания.

 Задачи: сформировать у дошкольников познавательную и исследовательскую активность, стремление к умственной активности, приобщение детей к миру технического и художественного изобретательства; развивать эстетический вкус, конструктивные навыки и умения. А главное - развитие личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала, основанное на принципах сотрудничества и сотрудничества со взрослыми. Для конструирования во всех возрастных группах используется мелкий (настольный) и крупный (напольный) строительный материал, а также конструкторы, имеющие различные по сложности способы соединения деталей: от элементарных игрушек - вкладышей и нанизывателей, используемых в группах раннего возраста, - до довольно сложных по сборке деревянных и пластмассовых конструкторов для старшего дошкольного возраста. В группах организуются уголки художественного труда, где имеются шкафы, стеллажи или полки. Развитию умения рассуждать способствует коллективное конструирование по рисункам, чертежам, фотографиям, замыслу. Конечно, в любой группе у вас будут со слабыми конструкторскими способностями, а в связи с этим и интерес к деятельности у них может быть слабым. Стремитесь их заинтересовать чаще вместе с ними стройте, рассматривайте иллюстрации, побуждайте к самостоятельности, подключайте к детям, у которых строительство ладиться. Таким образом, работу с детьми необходимо строить с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Задание предлагайте заранее зная возможности каждого ребенка.

Организация работы со строительным материалом в первой младшей группе детей от 2 до 3 лет необходимо вызвать интерес у малышей. Прочитать короткий стих, песенку, потешку. Основными приемами с детьми данного возраста; рассматривание и подробный показ приемов, сопровождаемый объяснением. В процессе работы поощрять детей, подсказывать, помогать советом и действием. Создать условия для формирования у детей практического опыта в процессе обследования строительных деталей и игрушек, их сравнение, подбора по цвету, величине, фактуре и соотношение с друг с другом. Знакомить с основными формами строительных деталей. Научить различать и называть некоторые (кубик, кирпичик). Побудить к играм - экспериментам со строительными деталями, познанию их конструктивных свойств (может стоять, лежать, катиться). Вызвать интерес к взаимодействию в процессе ситуативно-делового общения со сверстниками, сотрудничества со взрослыми.

 Основной прием обучения конструированию в младшей группе от 3 до 4 лет - анализ образца воспитателя и подробный показ способов конструирования, сопровождаемый объяснениями. Важное значение имеют игровые приемы, которые помогают заинтересовать детей данным видом деятельности. В каждом (занятии) должны присутствовать элементы новизны, усложнением заданий. В процессе конструирования педагог помогает детям советом, показом действий. Важно создать условия для развития творческой активности малышей. К этим условиям относится создание предметно-развивающей среды. Необходимы различные строительные наборы и простые конструкторы, а также игрушки, сомасштабные постройкам (котики, собачки, машинки). Чтобы привлечь малышей воспитатель использует мотивацию. Например, малышам интереснее не просто построить домик для зайчика. а «помочь» ему спрятаться от дождя, холода, волка и т. д. Основное внимание воспитатель уделяет обучению малышей фомообразующим способам, например, накладывая детали на детали, строить башенки, мебель, и пр. Воспитатели стараются оценивать действия детей в ходе конструктивной деятельности, подсказывают, напоминают, похваливают их, делая это от лица игрушки.

 Конструирование в средней группе детей от 4 до 5 лет

Дети четвертого года жизни продолжают сооружать элементарные постройки путем комбинирования знакомых форм строительного материала, знакомят с зависимостью устойчивости на плоскости. У детей развивается желание сооружать постройки условиям, по собственному замыслу, объединять их по сюжету и обыгрывать. Словесные указания становятся частыми. Конструктивная деятельность детей среднего возраста усложняется и совершенствуется конструирование по-прежнему тесно связано с игрой, то теперь конструктивная задача выступает на первый план, а игра развертывается по мере завершения постройки. Конструирование по образцу, на прочность конструкции, следование образцу, проявление творчества при строительстве.

 Конструирование в старшей группе.

 У дошкольников 5-6 лет возрастает интерес к конструированной деятельности. Ребенок не только понимает задачу, но и самостоятельно ее реализовывать. Дети учатся конструировать по более сложным условиям. Начинают учить строить по рисункам, фотографиям, но и сооружать коллективные постройки, когда необходимо договариваться, спланировать свою деятельность. Предлагается преобразовывать образец по условиям, по теме, по замыслу. Воспитатель старается реже давать образец постройки или поделки, а если дают то примерный, чтобы показать основные части конструкции и помочь отобрать нужные детали. Основным становятся словесные методы обучения: описание, напоминание, краткая беседа и т. д.

 Конструирование в подготовительной группе.

 Ребенок становится более наблюдательный, любознательный, у него повышается работоспособность, сенсорные способности в основном уже сформированы. Возрастает роль коллективной работы, умение распределять обязанности, планировать деятельность и работать в соответствии с общим замыслом. Если в старшей группе по конструированию из строительного материала предлагался образец постройки с целью следования ему, то теперь это не делается. Образец дается лишь для того, чтобы показать на нем какой-то конструктивный прием. Шире используется: чертежи, схемы, фотографии рисунка. Большое внимание отводится конструированию по замыслу.

 Главное в работе по конструированию – развитие личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала, конструктивных способностей, так и познавательных процессов. Начальной формой деятельности человека, создавшего самого человека, был труд. В процессе труда люди познавали природу, раскрывали ее законы, узнавали друг друга и самих себя. Роль труда в формировании человека в длительном процессе исторического развития огромна. В развитии ребенка труд имеет также первостепенное значение, но его роль здесь отличается от той, которую играл труд в историческом формировании человеческого обществ

 Рассматривая значение практических действий, труда в развитие личности, хотелось бы остановиться на таком виде деятельности как конструирование.

 Анализ различных видов конструирования детей, его особенностей, его изменений в разные возрастные периоды убеждает в том, что в процессе развития ребенка конструирование, как процесс труда имеет огромные образовательно- воспитательные возможности.

 Содержание конструирования является система практических действий, направляемых ребенком на достижение какой-то желаемой цели. Конструирование детей – это серьезное полезное дело.

 Конструирование развивает и совершенствует все психические, познавательные процессы, в частности точность ощущения и восприятия, наблюдательность и память мышление. Готовясь к постройке здания. Пяти – шестилетние дети разбирают строительный материал, сортируют его по величине, форме, ощупывают поверхность.

 В процессе конструирования у детей развивается не только умение планировать свои действия, но и формируются элементы поискового, «вопросительного» отношения к окружающим явлениям природы и к результатам труда своего и товарищей. Об этом говорит, прежде всего, возникающее у детей желание заниматься тем или иным видом конструирования, ярко выраженная устойчивость внимания в труде, особенно быстро нарастающее количество вопросов, углубление выводов, которые стали более обобщающими. В процессе конструирования мышление детей становится активным именно потому, что само конструирование побуждает детей ставить вопросы и практически искать их решения, наблюдать и сравнивать, выделять общее и различное, отмечать изменения, которые появлялись при воздействии инструмента на используемый материал, и подвергать дальнейшему тщательному и целенаправленному наблюдению обнаруженные факты.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду. М.: ТЦ Сфера, 2005
  2. Лиштван З. В. Конструировании: пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещения,1981
  3. Люблинская А.А. Детская психология. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. М.: Просвещение, 1971
  4. Методика обучения изобразительной деятельности и конструирования / под редакцией Т. С. Комаровой/ М.: Просвещения, 1985
  5. Популина В.Н. Искусство и дети. М.: Просвещение, 1982
  6. Филинко Ф.П. Поделки из природных материалов. М.: Просвещение,1976
  7. Столяренко Л.Д. Психология. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов: Феникс, 2003 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №9 (66) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Хромцова Е.В. КОНСТРУИРОВАНИЕ, КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Вестник науки №9 (66) том 3. С. 107 - 116. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9981 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/9981



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.