'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №9 (66) том 3
  4. Научная статья № 20

Просмотры  63 просмотров

Красников А.Ю.

  


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОНЯТИЯ ИНТЕГРАЛА В КУРСЕ ФИЗИКИ В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ НА ПРИМЕРЕ ТЕМЫ «РАБОТА ГАЗА» *

  


Аннотация:
в работе представлены методические особенности преподавания физики в школе. Особое внимание уделено важности развития математического аппарата в классах технического профиля. Рассмотрены темы с использованием понятия интеграл   

Ключевые слова:
физические процессы, газовые законы, интеграл   


DOI 10.24412/2712-8849-2023-966-94-99

УДК 37

Красников А.Ю.

учитель физики

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Удомельская гимназия №3 им. О.Г. Макарова»

(г. Удомля, Россия)

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОНЯТИЯ ИНТЕГРАЛА

В КУРСЕ ФИЗИКИ В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ

НА ПРИМЕРЕ ТЕМЫ «РАБОТА ГАЗА»

 

Аннотация: в работе представлены методические особенности преподавания физики в школе. Особое внимание уделено важности развития математического аппарата в классах технического профиля. Рассмотрены темы с использованием понятия интеграл. 

 

Ключевые слова: физические процессы, газовые законы, интеграл.

 

Изучение газовых процессов в рамках физики в 10 классе имеет важное значение, поскольку обеспечивает понимание основных принципов и законов, лежащих в основе поведения газов. Знание газовых процессов позволяет учащимся понять множество явлений, которые имеют место в повседневной жизни, на примере объяснения ряда физических феноменов. Вот некоторые из значений газовых процессов при изучении физики в 10 классе:

  1. Развитие понимания основных законов и принципов: Изучение газовых процессов позволяет учащимся понять основные законы физики, такие как закон Бойля-Мариотта, закон Шарля и уравнение состояния идеального газа. Эти законы являются фундаментальными и широко применяются в различных областях науки и техники.
  2. Объяснение явлений в окружающем мире: Знание газовых процессов позволяет учащимся объяснить множество явлений, которые происходят в повседневной жизни. Например, изменение объема газа при изменении давления или температуры может объяснить, почему шарик надувается при нагревании или давление в шине автомобиля меняется в зависимости от температуры.
  3. Развитие навыков экспериментирования и логического мышления: Изучение газовых процессов поощряет учащихся активно участвовать в проведении экспериментов, которые позволяют наблюдать реальные явления и связывать теоретические знания с практическими навыками. Это способствует развитию навыков критического мышления, логического анализа и решения проблем.
  4. Перенос знаний на другие области физики: Знания газовых процессов также могут быть применены в других областях физики, таких как термодинамика или аэродинамика. Это помогает учащимся увидеть связь между различными физическими концепциями и расширяет их понимание физического мира.

Изучение газовых процессов в 10 классе помогает формированию фундаментальных знаний и навыков, необходимых для дальнейшего изучения физики, а также развивает у учащихся интерес к науке и способствует формированию научного мышления. 

Основные аспекты методики преподавания физики в 10 классе на примере газовых процессов включают следующие элементы:

Актуализация предыдущих знаний: на начальном этапе урока рекомендуется активизировать предыдущие знания учащихся о физических принципах и законах, связанных с газами, таких как давление, объем и температура. Это поможет создать связь между предыдущими темами и новым материалом.

Теоретическое изложение: Введение в теорию газовых процессов предполагает описание фундаментальных законов газовой теории, таких как закон Бойля-Мариотта, закон Шарля и уравнение состояния идеального газа. Важно предоставить четкие определения ключевых понятий и объяснить их физическую природу.

Экспериментальные наблюдения: Центральным элементом методики является проведение экспериментов, которые помогут учащимся наблюдать и изучать реальные газовые процессы. Это может включать эксперименты по изменению объема газа при изменении давления или температуры. Учащиеся должны активно участвовать в процессе наблюдения, измерений и анализа результатов.

Практические задания: после ознакомления с теоретическим материалом и проведения экспериментов, предлагается учащимся решить практические задания, связанные с газовыми процессами. Это позволяет применить полученные знания на практике и развить навыки решения физических задач.

Дискуссия и обобщение: после выполнения заданий, целесообразно провести дискуссию, где учащиеся могут обсудить свои результаты, задать вопросы и предложить свои идеи. Также важно обобщить основные выводы и законы, которые были изучены на уроке.

Подведение итогов: на завершающем этапе урока проводится подведение итогов и проверка усвоения материала. Это может включать проведение тестирования или устного опроса учащихся, чтобы убедиться, что они освоили основные концепции газовых процессов.

При изучении газовых законов в физике 10 класса можно использовать интегралы для более глубокого понимания и математического описания этих законов. Интегралы позволяют рассчитывать и конкретизировать величины, связанные с газовыми процессами, и вывести дополнительные законы и зависимости.

Вот некоторые примеры использования интегралов в изучении газовых законов:

  1. Интерпретация графика: Интегралы позволяют рассчитать площадь под графиком зависимости давления от объема для идеального газа. Такой график является гиперболой, и площадь под ней равна произведению давления на объем. Полученная величина может быть использована для вычисления работы, совершаемой при сжатии или расширении газа.
  2. Расчет работы: Интегралы могут быть использованы для вычисления работы, совершаемой при процессах с изменением объема газа. Работа вычисляется путем интегрирования произведения силы на площадь и расстояния, при которых происходит сжатие или расширение газа. Это позволяет получить количественную оценку энергии, связанной с газовым процессом.
  3. Расчет количества вещества: Интегралы могут быть использованы для расчета количества вещества газа в процессах, таких как смешение двух газов или нагревание смеси различных газов. При интегрировании концентрации газа по объему и получении определенного интеграла, можно получить количество вещества газа в процессе.
  4. Законы сохранения: Интегралы также могут использоваться для вывода законов сохранения в газовых процессах. Например, интеграл массы газа в замкнутой системе позволяет вывести закон сохранения массы, где прирост и убыль массы равны.

Использование интегралов позволяет более глубоко понять и математически описать газовые процессы. Однако следует помнить, что изучение интегралов и их применение требуют серьезного понимания математических концепций и навыков. В 10 классе фокус обычно сосредоточивается на базовых принципах и законах газовых процессов, и использование интегралов может быть введено изучении профильного курса физики. Ниже приводятся некоторые примеры:

  1. Закон Бойля-Мариотта:

   - Формула:

                                                (1)

   - Изучение с использованием интегралов: чтобы вычислить работу, проделанную газом при его сжатии или расширении при изохорном процессе, необходимо интегрировать произведение давления на изменение объема, то есть

                                              (2)

  1. Закон Шарля:

   - Формула:

                                                   (3)

   - Изучение с использованием интегралов: из этого закона можно вычислить общий объем газа при изменении температуры, интегрировав отношение начального объема к начальной температуре по всему диапазону изменения температуры.

  1. Закон Гей-Люссака:

   - Формула:

                                                  (4)

   - Изучение с использованием интегралов: аналогично закону Шарля вы можете интегрировать отношение начального давления к начальной температуре по всему диапазону изменения температуры, чтобы рассчитать общее давление газа.

  1. Уравнение состояния идеального газа:

   - Формула:

                                               (5)

   - Изучение с использованием интегралов: Методы интегрирования позволяют более точно вычислить работу, проделанную или принятую газом в процессах, связанных с изменением объема или давления при различных температурах. Здесь интеграл (2) также применимый.

Важно отметить, что применение интегралов требует уже углубленных знаний в математике и обычно преподаётся на более поздних этапах изучения физики.    

Интегралы в физике 10 класса играют важную роль в понимании некоторых физических процессов и явлений. Этот математический инструмент позволяет решать задачи, где важно учесть изменение величин на протяжении определенного интервала.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Г.А. Белуха Работа газа в термодинамике. 10-й класс //Учебно-методическая газета «Физика». 2008. №6.
  2. Ноздрев В.Ф., Сенкевич А.А. Курс статистической физики. // Учебное пособие. М.: «Высшая школа». 1966. - 288 с.
  3. Сборник задач, упражнений и лабораторных работ по физике // Под ред. Н. Д. Глухова . М.,2021
  4. МИФИ «Молекулярная физика и термодинамика» онлайн курс [Электронный ресурс]. URL: https://online.mephi.ru/courses/physics/ (дата обращения: 31.05.23). 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №9 (66) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Красников А.Ю. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОНЯТИЯ ИНТЕГРАЛА В КУРСЕ ФИЗИКИ В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ НА ПРИМЕРЕ ТЕМЫ «РАБОТА ГАЗА» // Вестник науки №9 (66) том 3. С. 94 - 99. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9978 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/9978



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.