'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №9 (66) том 3
  4. Научная статья № 18

Просмотры  39 просмотров

Ильина О.И.

  


СОДЕРЖАНИЕ МАГИСТЕРСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УНИВЕРСИТЕТАХ ФРАНЦИИ *

  


Аннотация:
в статье представлено содержание современной магистерской подготовки педагогических кадров в университетах Франции в рамках темы «Образование в интересах устойчивого развития». Рассмотрены примеры отдельных курсов, дисциплин и образовательных программ, основанных на внедрении идей устойчивого развития в университетское образование   

Ключевые слова:
магистратура, университеты, Франция, педагогические кадры, содержание образования   


УДК 378

Ильина О.И.

старший преподаватель

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

(г. Санкт-Петербург, Россия)

 

СОДЕРЖАНИЕ МАГИСТЕРСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В СОВРЕМЕННЫХ УНИВЕРСИТЕТАХ ФРАНЦИИ

 

Аннотация: в статье представлено содержание современной магистерской подготовки педагогических кадров в университетах Франции в рамках темы «Образование в интересах устойчивого развития». Рассмотрены примеры отдельных курсов, дисциплин и образовательных программ, основанных на внедрении идей устойчивого развития в университетское образование.

 

Ключевые слова: магистратура, университеты, Франция, педагогические кадры, содержание образования.

 

Глобальные и социально-экономические процессы, происходящие в начале XXI века, оказали большое влияние на систему образования. В современном обучении преобладают принципы гуманизации и демократизации образования, в том числе при преподавании естественных дисциплин.

Внешние социально-экономические условия и глобальные тенденции в начале XXI века предопределяли перспективные векторы развития высшего образования. В основе развития мировоззрения стояла идея устойчивого развития (УР) общества, при этом ключевая роль отводилась образованию [4].

Ввиду перехода к обучающемуся обществу и продвижению концепции устойчивого развития (УР) современное высшее образование Франции претерпевает изменения: внедрение культурных мероприятий в учебные программы, усиление воспитательной функции и гражданственности с целью побуждения студентов принимать участие в решении важных социальных, экологических проблем и т.д. [2].

Содержание обучения образования в интересах устойчивого развития ОУР составляет три возможных подхода, от простого к многогранному, наиболее отвечающему концепции [1]:

«просвещенческий» подход, который состоит во включении в содержание образования информации о концепции УР в форме модулей или отдельных учебных курсов;

подход ОУР как этап развития экологического образования;

подход, основанный на взаимосвязи трех составляющих концепции УР: экологической, экономической и социальной сторон в практической реализации локального уровня.

В качестве «просвещенческого» подхода и внедрения экологического подхода в рамках ОУР во Франции можно привести курс «Проблемы окружающей среды» («problèmes environnementaux») в педагогической магистратуре университета г. Гренобль. Взаимосвязь трех составляющих концепции УР отражена в отдельных магистерских программах, примером которой является магистратура первого года обучения университета Париж-Сакле «Устойчивое развитие». Программа включает изучение междисциплинарных исследований в области экономики, социологии, антропологии и других наук в рамках концепции УР.

Во французских университетах реализуются магистратуры по направлениям подготовки, связанных с концепцией ОУР: «Агротехника, окружающая среда, территории, природа, лес», «Биоразнообразие», «Экология и эволюция», «Интегративная биология и физиология», «Биология и здоровье», «Право в области здравоохранения», «Экономика окружающей среды, энергетики и транспорта», «Исследования развития и окружающей среды», «Управление территориями и местное развитие» (Университет Париж-Сакле). Взаимосвязь трех составляющих концепции УР отражена в отдельных магистерских программах, примером которой является магистратура первого года обучения (М1) университета Париж-Сакле «Устойчивое развитие». Эта программа включает изучение тематических исследований в области экономики и других междисциплинарных исследований (социология, антропология, методология, естествознание) в рамках концепции УР. Экономика и другие междисциплинарные исследования в настоящее время определяются как наиболее перспективные области для решения проблем коллективных действий, связанных с современными проблемами неравенства и загрязнения окружающей среды. Другие магистерские программы созданы в рамках подготовки специалистов в смежных областях экономики, экологии и социальных наук.

Как показало исследование, в педагогическом образовании также создаются новые образовательные программы, связанные с идеями ОУР. В университете им. Жюля Верна в 2021 учебному году открыта новая образовательная программа педагогической магистратуры MEEF «Образование в области здравоохранения и устойчивого развития» [3]. Организация такой магистратуры стала ответом на социальный запрос от директоров школ, местных органов власти на разработку программ в целях воспитания ответственности, критического мышления и понимания острых социальных вопросов. Возникла также необходимость в профессиональной подготовке студентов и работников в сфере образования в целях организации инициативных программ для подростков и молодежи, связанных со здравоохранением, устойчивым развитием и патриотическим воспитанием. Разработчики этой магистерской программы – преподаватели-исследователи, заинтересованные в объединении межпредметных знаний в области ОУР. Особенность обучения – возможность прохождения стажировки не только во Франции, но и за рубежом. По окончании обучающиеся смогут работать в области проектирования и реализации проектов, занимать должность инструктора или руководителя проектов в сфере «образования для здравоохранения и устойчивого развития».

Пример другой педагогической магистратуры в рамках идей УР. В университете им. Мишеля де Монтень (г. Бордо, Франция) ведется набор на образовательную программу «Управление образовательными проектами» педагогической магистратуры MEEF по профилю «Практики и инженерия образования». На этой программе (на втором курсе) обучения возможен выбор профессиональной специализации: в области интернационализации образования или в рамках ОУР:

  1. Специализация «Руководство местными и международными образовательными проектами»;
  2. Специализация «Подготовка кадров по вопросам перехода к экологичному и устойчивому развитию».

Таким образом, становление французской педагогической магистратуры происходило под влиянием реформирования системы высшего образования в контексте идей единого образовательного пространства высшего образования. С начала второго тысячелетия магистратура во Франции развивалась в условиях нарастающей цифровизации, глобализации и интернационализации образования. Содержание подготовки магистрантов модернизировалось и обновлялось, отвечая на актуальные запросы общества в подготовке кадров в условиях новых требований. Одной из актуальной тем содержания подготовки магистрантов – будущих учителей – является образование в интересах устойчивого развития. В связи с этим, в современном магистерском образовании в университетах Франции наблюдается внедрение в образовательные программы специализированных курсов, дисциплин, а также создание инновационных магистратур, основанных на концепции идей устойчивого развития.

 

Финансирование: исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-313-90023

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Захарова С.В. Образование для устойчивого развития: дидактика будущего / С.В. Захарова, Л.Г. Таршис, М.Ю. Мамонтова // Международный научно-исследовательский журнал.- 2020. - №11 (101). – С. 116-118.
  2. Barthes A. Lange J.M. Développement durable, postures et responsabilité sociale des chercheurs en éducation // Recherches en éducation. 31. – 2018. – DOI : https://doi.org/10.4000/ree.2557.
  3. Ilina, O. Higher Pedagogical Education for sustainable Development in Russia and France: New Master’s program / O. Ilina, E. Brazhnik // E3S Web of Conferences. – 2021. – Vol. 295. Art. 05019.
  4. Lange, J.-M. Éducation au développement durable : enjeux épistémologiques et didactiques des reconfigurations disciplinaires possibles. In Ch. Vergnolle-Mainar (dir.) Curricula et disciplines scolaires : changements et reconfigurations. – 2017. – P. 181-191. 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №9 (66) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Ильина О.И. СОДЕРЖАНИЕ МАГИСТЕРСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УНИВЕРСИТЕТАХ ФРАНЦИИ // Вестник науки №9 (66) том 3. С. 83 - 87. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9976 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/9976



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.