'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №9 (66) том 3
  4. Научная статья № 16

Просмотры  68 просмотров

Андрианова К.С.

  


МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ДИКТАНТЫ КАК ФОРМА ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5 КЛАССОВ *

  


Аннотация:
в статье рассматривается применение математического диктанта в качестве формы оценки знаний обучающихся 5 классов общеобразовательных учреждений. Дано определение понятия математический диктант, определены его основные функции и необходимые критерии для эффективности его проведения   

Ключевые слова:
математический диктант, общеобразовательное учреждение, школа, оценка знаний   


УДК 372.851

Андрианова К.С.

учитель математики и информатики
МБОУ «Орешковская основная общеобразовательная школа»

(г.о. Луховицы, Московская обл., Россия)

 

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ДИКТАНТЫ

КАК ФОРМА ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ

ОБУЧАЮЩИХСЯ 5 КЛАССОВ

 

Аннотация: в статье рассматривается применение математического диктанта в качестве формы оценки знаний обучающихся 5 классов общеобразовательных учреждений. Дано определение понятия математический диктант, определены его основные функции и необходимые критерии для эффективности его проведения.

 

Ключевые слова: математический диктант, общеобразовательное учреждение, школа, оценка знаний.

 

Важной составляющей обучения в школе является оценка полученных знаний обучающихся. В своей научной работе К. А. Бурмистрюк отмечает, что «под контролем в психолого-педагогической литературе понимают проверку и оценку результатов обучения, выявление соответствия уровня освоения знаний учащихся образовательному стандарту по данному предмету» [1].

В большинстве случаев учителя общеобразовательных учреждений применяют оценку знаний школьников для того, чтобы показать достигнутый во время обучения результат. Однако, практика наглядно показывает, что оценка знаний необходима не только для понимания достижения результата, но и для того, чтобы понять, способствует ли определенная форма преподнесения учебного материала его успешному усвоению.

Главная цель оценки знаний обучающихся – это определение качества усвоения школьного предмета. Также благодаря этому у обучающихся развиваются навыки само- и взаимоконтроля, воспитывается ответственность и инициатива. Из вышеуказанных целей можно выделить следующие функции математического диктанта: контролирующая, обучающая, диагностическая, прогностическая, развивающая, ориентирующая и воспитывающая.

Работу по оценке знаний обучающихся важно правильно организовать. Это позволит педагогу не только оценить уровень усвоения материала школьниками, но и увидеть недочеты в своей работе. Одной из таких форм оценки знаний является математический диктант.

П.Б. Ройтман дает следующее определение понятию математический диктант:

«Математический диктант – это метод обучения, активизирующий учебно-познавательную деятельность учащихся на всех этапах процесса обучения посредством выполнения краткосрочной письменной работы, содержание которой определяется целями урока и подается в устной форме» [2, стр. 13].

В 5 классе математический диктант формирует у обучающихся умение воспринимать информацию на слух, запоминать ее, обрабатывать и преобразовывать. Также он помогает в развитии грамотной и точной математической речи, правильном чтении вычислительных и математических выражений.

Эффективность проведения математического диктанта зависит от точного определения объема и содержания. В 5 классе оптимальный его объем составляет пять заданий. Такой количество помогает обучающимся проводить самостоятельную оценку выполненных заданий, где итоговая оценка за работу будет совпадать с числом верно выполненных заданий.

Так, например, в 5 классе можно использовать следующие задания для математического диктанта по теме «Натуральные числа и нуль»:

  1. Закончите предложение: «Числа, употребляемые при счете, называются…».
  2. Сколько сотен и сколько тысяч в числе 2961?
  3. Является ли число 5 натуральным числом?
  4. Запишите цифрами число триста сорок восемь тысяч пять.
  5. Запишите, как читается число, записываемое цифрой два и шестью нулями.

После того, как самостоятельная работа будет закончена, необходимо провести обсуждение или проверку математического диктанта. Такое подведение итогов направлено на выявление основных ошибок у обучающихся и работы над их исправлением.

На уроке математики в 5 классе математические диктанты используются для контроля правильного понимания определений и понятий. Так, например, можно использовать следующие задания по теме «Виды углов. Измерение углов»:

  1. Каким прибором измеряют углы?
  2. Какой угол называют развернутым?
  3. Какой угол называют острым?
  4. Какой угол называют тупым?
  5. Как биссектриса делит развернутый угол?

Большой эффективностью в повышении качества знаний обучающихся обладают устные занятия по математике. Их плюс заключается в том, что за небольшое количество времени можно решить много задач и упражнений, направленных на закрепление и углубление изученного ранее материала. Для устных упражнений, как правило, используется от 10 до 15 заданий.

Большую роль в усвоении материала играет грамотная организация: правильная постановка заданий и опроса, рациональное проведение учета знаний и навыков учащихся, правильное чередование устных и письменных вычислений. Основная цель математического диктанта – проверка знаний, умений и навыков учащихся. Проанализировав результаты диктанта, учитель получает информацию об уровне усвоения пройденного материала каждого учащегося, что позволяет быстро устранить пробелы в подготовке.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Бурмистрюк, К. А. Контроль в обучении, его задачи и содержание / К. А. Бурмистрюк. – Текст: электронный // Образовательный портал Инфоурок. – 2016. – URL: https://infourok.ru/kontrol-v-obuchenii-ego-zadachi-i-soderzhanie-1021486.html (дата публикации: 10.04.2016).
  2. Ройтман, П. Б. Повышение вычислительной культуры учащихся / Ройтман П. Б., Минаева С. С., Прокофьева Н. С. – Москва : Б. и., 1980, – 76 с. – Текст : непосредственный. 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №9 (66) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Андрианова К.С. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ДИКТАНТЫ КАК ФОРМА ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5 КЛАССОВ // Вестник науки №9 (66) том 3. С. 75 - 78. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9974 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/9974



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.