'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №9 (66) том 3
  4. Научная статья № 9

Просмотры  69 просмотров

Санджиев С.Л.

  


НАЛОГ НА СВЕРХПРИБЫЛЬ КАК ОДИН ИЗ ИСТОЧНИКОВ ПОКРЫТИЯ ДЕФИЦИТА БЮДЖЕТА РОССИИ *

  


Аннотация:
в работе исследован введённый в августе 2023 года налог на сверхприбыль, элементы данного налога, построены данные по предполагаемым платежам по налогу на сверхприбыль по выбранным компаниям, изучены статьи исследователей по схожей тематике, сделан вывод о сущности указанного налога как консенсус-инструмента между государством и бизнесом. В работе задействованы общенаучные методы исследования: обобщение, сравнение, анализ, синтез   

Ключевые слова:
налог на сверхприбыль, единовременный сбор, покрытие дефицита бюджета   


УДК 336.22

Санджиев С.Л.
магистрант

Финансовый университет при Правительстве РФ
(г. Москва, Россия)

НАЛОГ НА СВЕРХПРИБЫЛЬ КАК ОДИН ИЗ ИСТОЧНИКОВ

ПОКРЫТИЯ ДЕФИЦИТА БЮДЖЕТА РОССИИ

 

Аннотация: в работе исследован введённый в августе 2023 года налог на сверхприбыль, элементы данного налога, построены данные по предполагаемым платежам по налогу на сверхприбыль по выбранным компаниям, изучены статьи исследователей по схожей тематике, сделан вывод о сущности указанного налога как консенсус-инструмента между государством и бизнесом. В работе задействованы общенаучные методы исследования: обобщение, сравнение, анализ, синтез.

 

Ключевые слова: налог на сверхприбыль, единовременный сбор, покрытие дефицита бюджета.

 

В период 2023–2025 гг. Минфин РФ ожидает дефицит федерального бюджета в 0,7–2% от ВВП каждый год (2% или 2,9 трлн руб. по итогам 2023 года). В условиях проведения специальной военной операции на Украине и введённых со стороны недружественных стран санкций российскому государству требуются значительные ресурсы на оборонные расходы (производство и модернизация оружия, обеспечение нужд военных на контракте и мобилизованных и т.п.), реализацию крупных инфраструктурных проектов (строительство ж/д и автомобильных дорог для расширения экспортных возможностей, проекты в атомной энергетике, нефтегазоперерабатывающей отрасли и т.д.), поддержку программ импортозамещения наиболее приоритетных отраслей (через субсидирование льготного кредитования, прямые финансовые дотации, налоговые льготы).

Например, для повышения устойчивости экономики в условиях санкций Правительство уже приняло следующие налоговые меры:

– обнуление ставки НДС для гостиничного бизнеса: нулевая ставка НДС установлена на 5 лет в отношении услуг по предоставлению мест для временного проживания в гостиницах и иных средствах размещения, также на 5 лет установлена нулевая ставка НДС для инвесторов, которые строят, предоставляют в аренду и пользование туристические объекты – гостиницы и иные средства размещения;

– освобождение IT-компаний от налога на прибыль: IT-компании, которые ранее платили налог на прибыль по ставке 3%, полностью освободят от уплаты налога на прибыль в 2022–2024 годах;

– освобождение от НДС ввозимого оборудования: ввоз технологического оборудования, аналоги которого не производятся в России (например, линейка оборудования для изготовления плит МДФ, прокатные станы для производства рельсов, балок и профилей, газотурбинные генераторные установки, мотальные автоматы, фальцевальные и швейные машины, принтеры), освободят от НДС.

– отмена акциза на жидкую сталь для отдельных предприятий: мера снизит налоговую нагрузку на машиностроителей, оборонную и авиапромышленность, а также на металлургические предприятия, производящие спецсталь, перечень конкретных организаций, освобождающихся от уплаты акциза, утверждается Министерством промышленности и торговли по согласованию с Министерством финансов.

Сам дефицит планируется покрывать в основном за счёт государственных заимствований, проводимых Минфином (в основном, размещаются ОФЗ и ОФЗ-ПК, флоатеры с плавающей ставкой). При текущей (на начало сентября 2023 года) ключевой ставке ЦБ в 12% (с вероятностью повышения до конца года) инвесторы демонстрируют высокий спрос на соответствующие облигации, и это неудивительно, поскольку Россия – развивающаяся страна с большим потенциалом к росту, учитывая её человеческий, технический и ресурсный потенциал.

Несмотря на то, что большую часть бюджетного дефицита планируется покрыть увеличением государственного долга, в информационном поле с начала года обсуждалась идея обязательного разового налогового сбора от крупного бизнеса, который необходим для покрытия части расходов бюджета. В августе соответствующий закон был принят - федеральный закон от 04.08.2023 № 414-ФЗ "О налоге на сверхприбыль" (или “windfall tax”) [1]. Налогоплательщиками по данному налогу разового характера будут выступать крупные организации, в т.ч. участники консолидированных групп налогоплательщик (глава 3.1 НК РФ, КГН), за исключением: добытчиков углеводородного сырья, угля; переработчиков нефтяного сырья; производителей сжиженного природного газа; плательщиков единого сельскохозяйственного налога; застройщиков, реализующих девелоперские проекты по схеме долевого строительства [1, ст. 2; 2, глава 3.1].

Облагаться налогом будет сверхприбыль, определяемая в общем случае как положительная разница между средней арифметической прибыли за 2021–2022 гг. и этой же величиной за 2018–2019 гг. [1, ст. 3]. Налоговой базой, соответственно, является денежное выражение указанной выше сверхприбыли. При этом, если налогоплательщиком подавалась уточнённая налоговая декларация за 2021–2022 гг., прибыль будет исчисляться на её основании. Также, важны следующие факты: если средняя арифметическая величина прибыли за 2021–2022 гг. оказалась не более 1 млрд руб., налоговая база будет нулевой; по участникам КГН налоговая база определяется в целом по группе. Если же отношение средней арифметической прибыли за 2021–2022 гг. к средней арифметической 2018–2019 гг. оказалось меньше отношения средней арифметической валюты баланса на конец 2021–2022 гг. к средней арифметической валюты баланса 2018-2019 гг. и налоговая база превысила 50% исчисленной прибыли за 2022 год, то налоговой базой по данному налогу будет признана значение в 50% от прибыли за 2022 год [1, ст. 4]. Налоговая ставка по налогу на сверхприбыль равна 10%, но сумму налога в итоге можно будет снизить в два раза, перечислив обеспечительный платёж в период с 01.10.2023 по 30.11.2023 [1, ст. 5–6]. Данный обеспечительный платёж, подтверждённый копиями платёжных документов, будет являться основанием для налогового вычета, размер которого не может превышать 50% от суммы исчисленного налога [1, ст. 6]. Сам налог должен быть уплачен в федеральный бюджет до 28.01.2024 включительно, а налоговая декларация должна быть представлена не позднее 25.01.2024 [1, ст. 7–8].

Предполагается, что поступления с налога на сверхприбыль суммарно составят около 300 млрд руб., по оценке Минфина РФ. Более 70% платежей ожидается получить от предприятий, занятых в металлургии (13%), торговле (12%), добыче полезных ископаемых (20%), от производителей удобрений (19%), от кредитных организаций (9%) (см. рис. 1). Общее число налогоплательщиков, по различным оценкам, ожидается в пределах от 900 до 2,5 тыс.

 

Рис. 1. Ожидаемое распределение поступлений по налогу

на сверхприбыль по отраслям, по оценке Минфина РФ, %

 

Самойленко И.В. в своей статье предположила, что возможные поступления по налогу на сверхприбыль составят примерно 334 млрд руб., однако, в методике расчёта был использована средняя арифметическая показателя чистой прибыли, что с расходится с итоговой версией закона, где в качестве основы для налоговой базы берётся средняя арифметическая прибыли до налогообложения (т.е. ср. арифм. налоговой базы по налогу на прибыль) [3].

В ходе исследования на основе публичных данных по прибыли до налогообложения были определены средние арифметические величины налоговых баз за 2018–2019 гг. и 2021–2022 гг., в результате чего были получены значения предполагаемых сверхприбылей, исходя из чего посчитаны предполагаемые платежи по налогу на сверхприбыль (при её наличии) (см. табл. 1). По ПАО Сбербанк очевидно расхождение с данными пресс-службы кредитной организации, которая заявила о платеже в размере 3 млрд руб.

 

Таблица 1. Предполагаемый платёж по налогу на сверхприбыль

для выбранных компаний, млрд руб.

Компания

Налоговая база по налогу на прибыль 2018–2019 гг.

Налоговая база по налогу на прибыль 2021–2022 гг.

Предполагаемая сверхприбыль

Предполагаемый платёж по налогу на сверхприбыль

ПАО Сбербанк

1 045,3

948,5

-96,8

 

ПАО Интер РАО

25,4

35,8

10,3

1,0

ПАО РусГидро

54,6

40,9

-13,6

 

ПАО НорНикель

424,8

307,0

-117,8

 

En+ Group

72,6

145,0

72,4

7,2

X5 Retail Group

36,5

60,5

24,0

2,4

АО Тандер

25,9

35,9

9,9

1,0

ПАО МКБ

24,5

21,0

-3,5

 

 

Бурделовой Т.Н. было справедливо замечено, что схожие с “windfall tax” примеры изъятий государством сверхприбылей уже имелись: повышение НДПИ для отдельных отраслей и введение акциза на жидкую сталь в 2021 г., повышение НДПИ на каменный уголь в 2023 году. Автором также было отмечено, что сама идея единоразового сбора стала компромиссом для государства и бизнеса: бюджету срочно нужны средства (Правительство РФ предложило компаниям внести налог в октябре-ноябре 2023 г. с «дисконтом» в 50%), а бизнесу нужны гарантии, что принятый в августе закон – не сигнал о нарастании налогового давления на частный капитал в будущем. Кроме того, исследователем было предложено усовершенствовать формат разового налогового платежа с компаний в более самостоятельную децентрализованную систему прямого финансирования представителями крупного бизнеса определённых социальных проектов и иных государственных расходов [4].

На Западе, где и изобрели понятие и инструмент “windfall tax”, а конкретно в Евросоюзе, в октябре 2022 г. также ввели налог на сверхприбыль, только для предприятий топливно-энергетического комплекса (в России они, наоборот, выведены из-под налогообложения, см. выше). Однако, по мнению Тасалова К.А., данные меры скорее приведут к утяжелению налогового бремени для европейской промышленности, к появлению препятствий для роста локальных компаний ТЭК и росту зависимости от внешних поставщиков энергоносителей (в основном, очевидно, из США). Основная же проблема, похоже, кроется в расхождении факта введения взносов солидарности с основополагающими принципами налогообложения Европейского союза [5].

Учёными Финансового университета Ряховским Д.И. и Балакиным М.С. в ходе исследования был выявлен неоднозначный эффект налоговой нагрузки на экономический рост страны. В большинстве случаев государствам необходимо исходить из своих собственных известных факторов, влияющих на эффект от налогового бремени: текущее положение в мировой экономике, текущая точка развития (низкая база для маленькой в экономическом плане страны или экономика передовой державы) особенности и принципы налогообложения конкретной страны, общая практика и опыт администрирования налогов, налоговых льгот и преференций, отлаженность работы налогового механизма. Исходя из вышеизложенного, государство при прочих равных условиях должно выстраивать соответствующую суверенным интересам налоговую систему [6].

Введённый налог на сверхприбыль, вероятно, позволит уменьшить размер заимствований Минфина РФ на открытом рынке и сократит дефицит бюджета в 2023–2024 гг. Можно предположить, что новый налог соответствует текущей ситуации в стране и в большей степени положительно повлияет на динамику экономического роста. Для крупного капитала это возможность продемонстрировать, что он остаётся в непростых условиях на одной волне с государством и готов профинансировать бюджетные расходы, и при этом удостовериться, что такие единовременные сборы будут как можно более единовременными.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Федеральный закон "О налоге на сверхприбыль" от 04.08.2023 № 414-ФЗ
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ.
  3. Самойленко, И. В. Налог на сверхприбыль: необходимость и методика расчета / И. В. Самойленко // Бизнес. Образование. Право. – 2023. – № 3(64). – С. 65–70. – DOI 10.25683/VOLBI.2023.64.712
  4. Бурделова, Т. Н. Совершенствование механизма взимания единовременных налогов и сборов в условиях международных санкций и роста государственных расходов (2023–2024 годы) / Т. Н. Бурделова // Финансы: теория и практика. – 2023. – Т. 27, № 3. – С. 115–125. – DOI 10.26794/2587-5671-2023-27-3-115-125
  5. Тасалов, К. А. Принудительная солидарность: европейский опыт изъятия сверхприбыли нефтегазовых и угольных компаний / К. А. Тасалов // Налоговед. – 2023. – № 5. – С. 33-38. – EDN ZCNHLU.
  6. Ряховский, Д. И. Анализ влияния уровня налоговой нагрузкина экономический рост: теоретический и эмпирический аспекты / Д. И. Ряховский, М. С. Балакин // Экономика устойчивого развития. – 2022. – № 3(51). – С. 119–122. – DOI 10.37124/20799136_2022_3_51_119 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №9 (66) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Санджиев С.Л. НАЛОГ НА СВЕРХПРИБЫЛЬ КАК ОДИН ИЗ ИСТОЧНИКОВ ПОКРЫТИЯ ДЕФИЦИТА БЮДЖЕТА РОССИИ // Вестник науки №9 (66) том 3. С. 46 - 53. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9967 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/9967



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.