'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №9 (66) том 2
  4. Научная статья № 38

Просмотры  62 просмотров

Жемолоцкая И.А., Чистобаева А.Ю.

  


ОПИСАНИЕ И ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ ЛЕКСИЧЕСКОГО СТРОЯ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ НА ОСНОВЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА В УСЛОВИЯХ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЦЕНТРА *

  


Аннотация:
в работе описана и обоснована методика исследования уровня преодоления лексического строя у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи, которая в дальнейшем будет являться ориентиром при составлении методики логопедической работы   

Ключевые слова:
методика исследования, лексический строй, тяжелые нарушения речи   


УДК 37

Жемолоцкая И.А.

студ. 2 курса, направление «Специальное (дефектологическое) образование»,

магистерская программа «Коррекционно-педагогическое сопровождение обучения

и воспитания детей с нарушениями слуха и речи», Институт детства,

Новосибирский государственный педагогический университет

(г. Новосибирск, Россия)

 

Научный руководитель:

Чистобаева А.Ю.

канд. пед. наук, доц. кафедры логопедии и детской речи,

Новосибирский государственный педагогический университет

(г. Новосибирск, Россия)

 

ОПИСАНИЕ И ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ

ПРЕОДОЛЕНИЯ ЛЕКСИЧЕСКОГО СТРОЯ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ

С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ НА ОСНОВЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО

ПОДХОДА В УСЛОВИЯХ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЦЕНТРА

 

Аннотация: в работе описана и обоснована методика исследования уровня преодоления лексического строя у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи, которая в дальнейшем будет являться ориентиром при составлении методики логопедической работы.

 

Ключевые слова: методика исследования, лексический строй, тяжелые нарушения речи.

 

Анализ специальной логопедической литературы по проблеме развития лексического строя у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи способствует систематизации следующих трудностей, проявляющихся у детей. Отметим, что у детей наблюдаются аграмматизмы, несформированность связного высказывания, нарушения в подборе слов синонимов и антонимов. Пассивный словарь в значительной степени превышает активный. Дети прибегают к использованию обобщающему слову, в момент обозначения ряда предметов, близких по внешнему облику или ситуативной обусловленности. Несформированность лексических процессов объясняется ограниченностью количественного словаря, не полным и правильным понимаем обращенной речи, вследствие чего, неразвитостью коммуникативных навыков и умений. Планирование коррекционной работы по преодолению нарушений необходимо проводить после обследования уровня развития лексического строя и описания полученных результатов.

Целью данного исследования является выявление уровня развития лексического строя у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи, составление диагностической методики.

Определены следующие задачи исследования:

  1. подобрать диагностический материал для проведения исследования;
  2. обосновать и описать методические рекомендации к организации и содержанию логопедической работы по исследованию лексического строя речи у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи.

Условиями проведения исследования является: создать эмоциональный контакт с ребенком, использовать игровой подход, применять наглядные, практические и словесные методы, создать спокойную обстановку.

Предъявляемый материал в момент проведения диагностического исследования будет соответствовать уровню речевого развития ребенка, для детей первого и второго уровня необходимо подбирать картинный материал, приближенный к реалистичным предметам окружающего мира, а так же необходимо соответствие развитию психических процессов развития ребенка, соответствие ранее полученному опыту в социальной среде.

Речь – одна из наиболее сложных форм высших психических функций, характеризующаяся неоднозначностью, многоуровневой структурой и подвижностью связей со всеми другими психическими фукциями. Развитие речи проходит несколько фаз, прежде чем будет достигнут осмысленный язык. Определено, что лексический строй речи – это словарный состав языка, формируемый за счет навыка словообразования. В лексический строй речи входит активный и пассивный словарь. Структурными компонентами является: номинативный, атрибутивный и предикативный словарь, слова обобщающих понятий, употребление слов антонимов и синонимов, предложно-падежные конструкции.

Теоретической базой исследования лексического строя речи послужили труды Т. Г. Визель [3], Б. О. Бородич [2], С. В. Плотниковой [5]. Определено, что лексический строй речи – это словарный состав языка, формируемый за счет навыка словообразования. В процессе теоретического анализа особенностей развития лексического строя у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи выявлено, что речь детей может состоять из звукоподражаний и звуковых комплексов, зачатков общеупотребительной речи, обрывками слов с грубым нарушением фонетического воспроизведения. Неправильное употребление слов у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи достаточно многообразны и выражаются в вербальных парафазиях, а также низким уровнем языковых обобщений и когнитивных процессов.

Выполнив анализ пособий таких авторов как В. М. Акименко [1], Н. В. Серебряковой и Л. С. Саломаха [6], А. А. Ткаченко [7], Е. С. Зайцевой и В. К. Шептуновой [4] мы систематизировали предложенные авторами задания, модифицировали и вычленили те, которые будут соответствовать цели исследования.

Методика исследования имеет бально-уровневую систему оценки, результаты которых будут соответствовать высокому, среднему или низкому уровню развития и включает в себя следующие этапы: исследование объема и качества номинативного словаря; исследование умения называть действия по предъявляемому предмету; исследование умения подбирать определения к слову, обозначающему предмет; использование слова синонимов и антонимов; исследование умения объяснять значения слова; обработка полученных результатов. Исследование проводится с использованием набора изображений, предметов и вопросов детям и представленным изображениям. Задания подобраны с учетом возрастных и личностных особенностей обследуемой группы детей. В результате исследования, максимальное количество баллов за выполненные задания составляет – 18. Исходя из полученных результатов, можно выявить уровень сформированности лексического строя у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи.

13-18 баллов (высокий уровень) – задания выполнялись самостоятельно, активный и пассивный словарь сформирован в рамках данного возраста. Ребенку доступно согласование существительных с глаголами и прилагательными, осуществлен подбор антонимов и синонимов.

8-12 баллов (средний уровень) – ребенок испытывал трудности в выполнении заданий, требовалась помощь исследователя, уровень сформированности активного и пассивного словаря находится ниже возрастной нормы, подбор антонимов и синонимов доступен в ограниченном количестве.

5-7 баллов (низкий уровень) – ребенок допускал грубые ошибки в момент выполнения задания, требовалась помощь исследователя, активный и пассивный словарь находится на уровне бытового использования, подбор антонимов и синонимов недоступен или доступен не в полном объеме.

На основании проведенного анализа теоретической литературы, посвященной исследованию уровня развития лексического строя речи у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи, нами были систематизированы и составлены задания. Результаты исследования являются базовыми ориентирами в подборе методов и приемов логопедической работы по преодолению нарушений лексического строя у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Акименко, В. М. Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями / В. М. Акименко. Ростов-на Дону: Феникс, 2015 — 45 с.
  2. Бородич В. М. Методика развития речи детей / Бородич В. М. Москва: Просвещение, 1981 — 256 c. [Электронный ресурс]. – URL: https://pedlib.ru/Books/5/0174/index.shtml (дата обращения 5.09.2023)
  3. Визель Т. Г. Основы нейропсихологии: учеб. для студентов вузов / Визель Т. Г. Москва: АСТ Астрель Транзиткнига, 2005 — 384 c. [Электронный ресурс]. – URL: https://pedlib.ru/Books/5/0174/index.shtml (дата обращения 9.09.2023)
  4. Зайцева Е. С. Текстовая методика обследования детей в возрасте 4-7 лет / Зайцева Е. С. Санкт-Петербург : КАРО, 2012 — 70 c.
  5. Плотникова С. В. Развитие лексикона у ребенка / Плотникова С. В . Москва: Наука, 2011 — 221 c.
  6. Серебрякова Н. В. К вопросу и методике изучения ориентировки на слово у дошкольника / Серебрякова Н. В. // Речевые и нервно-психически нарушения у детей и взрослых, 1987. С. 61-68.
  7. Ткаченко А. А. Альбом индивидуального обследования дошкольника: Диагностическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей / Ткаченко А. А. Москва: ГНОМ, 2004 — 48 c. 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №9 (66) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Жемолоцкая И.А., Чистобаева А.Ю. ОПИСАНИЕ И ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ ЛЕКСИЧЕСКОГО СТРОЯ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ НА ОСНОВЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА В УСЛОВИЯХ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЦЕНТРА // Вестник науки №9 (66) том 2. С. 245 - 250. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9958 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/9958



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.