'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №9 (66) том 2
  4. Научная статья № 23

Просмотры  39 просмотров

Верченко М.Е.

  


РЕФОРМЫ Ф. РУЗВЕЛЬТА 1930-Х КАК ПРЕЦЕДЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА *

  


Аннотация:
статья посвящена актуальной проблеме государственного регулирования в условиях кризиса. В разрезе проблемы проведен анализ кризисной ситуации в США в 1930-х годах, которую принято называть Великой депрессией. В статье представлены исследователи, занимавшиеся анализом «Нового курса» Ф. Рузвельта. В статье уделяется внимание особенностям политики, проводимой правительством Ф. Д. Рузвельта, которая была по-настоящему новаторской для своего времени, многие из реформ находят свое отражение и в современности, такие как: социальная поддержка и защита населения, борьба с безработицей и соответствующие пособия, и субсидирование сельского хозяйства   

Ключевые слова:
экономический кризис, безработное население, государственное регулирование, реформы, Новый курс, меры социальной поддержки   


УДК 93

Верченко М.Е.

студентка второго курса

Института публичного права и управления

Московский государственный юридический университет

имени О.Е. Кутафина

(г. Москва, Россия)

 

РЕФОРМЫ Ф. РУЗВЕЛЬТА 1930-Х

КАК ПРЕЦЕДЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО

РЕГУЛИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА

 

Аннотация: статья посвящена актуальной проблеме государственного регулирования в условиях кризиса. В разрезе проблемы проведен анализ кризисной ситуации в США в 1930-х годах, которую принято называть Великой депрессией. В статье представлены исследователи, занимавшиеся анализом «Нового курса» Ф. Рузвельта. В статье уделяется внимание особенностям политики, проводимой правительством Ф. Д. Рузвельта, которая была по-настоящему новаторской для своего времени, многие из реформ находят свое отражение и в современности, такие как: социальная поддержка и защита населения, борьба с безработицей и соответствующие пособия, и субсидирование сельского хозяйства.

 

Ключевые слова: экономический кризис, безработное население, государственное регулирование, реформы, Новый курс, меры социальной поддержки.

 

Проблема возникновения кризисов в глобальной мировой экономике и, в частности, в экономиках стран остается нерешенной даже по сей день. Экономисты строят модели, которые позволили бы предсказать и разработать стратегию в условиях экономического спада. Историки предлагают рассмотреть опыт предшествующих лет и сделать выводы на основании тех методов, которые действительно способствовали восстановлению экономического положения и стабилизации системы в условиях кризиса. Таким опытом во многом послужила кризисная ситуация в США в 1930-х годах, которую принято называть Великой депрессией [1, с. 16]. Именно в те годы правительство Соединенных Штатов Америки впервые предприняло меры государственного вмешательства в экономику, которые должны были послужить механизмом восстановления положения в условиях глубочайшего кризиса. Комплекс этих мер принято называть «Новым курсом» Ф. Д. Рузвельта – 32-ого президента США, главной задачей которого являлся скорейший выход из кризиса под угрозой социальных волнений и вопроса о дальнейшем функционировании капиталистического строя в США.

Среди исследователей, занимавшихся анализом «Нового курса» Ф.Рузвельта, можно упомянуть работы «Franklin D. Roosevelt and the New Deal, 1932-1940» Уильяма Леппмана [3, с. 51], «The Great Depression and the New Deal: A Very Short Introduction» Э. Раушенауза (2023) [4, с. 243], а также Григорьев Л.М., Астапович А.З., Гуськов Д.Н. и другие.

В 1930-е годы американцы столкнулись с самым серьезным экономическим кризисом в истории США. Началось все с обвала на бирже в октябре 1929 г., который произошел в результате спекуляций на рынке ценных бумаг и, как следствие, образования «экономического пузыря». Поворотным моментом стал так называемый «черный вторник» 29 октября, в течение которого акционеры избавлялись от своих активов – за один день они продали ценных бумаг на сумму более 16 миллиардов долларов США. Таким образом, в один день тысячи акционеров полностью разорились, и доходило даже до того, что часть из них не смогла смириться с положением и заканчивала жизнь самоубийством. Еще одной причиной Великой депрессии принято называть кризис перепроизводства – в те времена денежная масса ограничивалась привязкой к золотому запасу, и у населения попросту не было возможности купить все те товары, которые были произведены в «эпоху просперити». В попытке оправиться от этого удара, Франклин Д. Рузвельт ввел «Новый курс» - серию программ и законов, призванных оказать помощь населению.

До Нового курса в банках не было страхования по депозитам, поэтому крах банковской системы стал катализатором бурно развивавшегося кризиса. Когда тысячи банков закрылись, вкладчики потеряли свои сбережения. Банки изо всех сил старались ограничить выдачу вкладов, но в условиях всеобщей паники это было непросто осуществить. Помимо прочего, в то время не было национальной системы социальной защиты, отсутствовали государственное страхования по безработице и социальное обеспечение.

4 марта 1933 г., в разгар Великой депрессии, Ф. Рузвельт выступил с первой инаугурационной речью в Вашингтоне. Он пообещал, что он будет действовать быстро, чтобы противостоять «темным реалиям момента», в его речи многое свидетельствовало о том, что американцы избрали человека, который не боялся предпринимать смелые шаги для решения проблем страны.

Уровни безработицы в некоторых городах достигли огромнейших уровней во время Великой депрессии. В 1933 г. Толедо, в штате Огайо, он достиг 80 процентов, и почти 90 процентов населения Лоуэлла, штата Массачусетс, были безработными. В отличие от предыдущих президентов Рузвельт считал, что американское правительство обязалось помочь своим гражданам в условиях кризиса. Рузвельт также считал, что делать что-либо правительству было лучше, чем не делать ничего, и за это часто подвергался критике. Тем не менее, большинство созданных им «агентств алфавита» служило своим целям и предоставляло немедленную, а не долгосрочную помощь более чем девяти миллионам отчаявшихся американцев. Их деятельность началась с создания программы помощи безработным, которая обеспечила работу в государственных лагерях для трех миллионов молодых людей. Эти люди зачастую занимались решением, по мнению некоторых экспертов, практически ненужных задач, таких как рекультивация, пожаротушение, осушение болот и борьба с наводнениями. Тем не менее, была частично решена главнейшая проблема кризиса – глобальная безработица населения. Администрация «WorksProgress» или WPA была еще одним чрезвычайно полезным агентством во время Великой депрессии, которое вложило 11 миллионов долларов в общественные здания, мосты и дороги с твердым покрытием, создав миллионы новых рабочих мест. Американскому народу, привыкшему вступать в контакт с правительством только на почтовом отделении и в других редких случаях, система Рузвельта казалась новаторской; никогда ранее правительство не вмешивалось, чтобы помочь нуждающимся фермерам или домовладельцам, борющимся с ипотекой, или семьям, голодающим зимой.

На следующий день после инаугурации новый президент объявил четырехдневные «банковские каникулы», чтобы остановить процесс выведения денег населения из почти разорившихся банков. 9 марта Конгресс принял Чрезвычайный закон о банках, который реорганизовал систему и закрыл те банки, которые оказались неплатежеспособными. Через три дня в своем обращении к народу президент призвал американцев вернуть свои сбережения в банки, и к концу месяца почти три четверти из них вновь открылись.

Однако, несмотря на все усилия президента Рузвельта и его правительства, Великая депрессия продолжалась: в экономике страны продолжалась стагнация, сохранялась безработица и люди становились все более отчаянными. Как следствие, весной 1935 г. Рузвельт начал вторую, более агрессивную серию федеральных программ, иногда называемую «Второй Новый Курс». В апреле была создана Администрация работ (WPA) для обеспечения рабочих мест для безработного населения. Проектам WPA не разрешалось конкурировать с частной промышленностью, поэтому они сосредоточивались на построении такой инфраструктуры, как почтовые отделения, мосты, школы, автострады и парки. WPA также дал работу художникам, писателям, театральным режиссерам и музыкантам. В июле 1935г. Национальный закон о трудовых отношениях, также известный как Закон Вагнера, создал Национальный совет по трудовым отношениям для наблюдения за профсоюзными выборами и предотвращения незаконного обращения с рабочими. В августе Рузвельт подписал Закон о социальном обеспечении от 1935 г., который гарантировал пенсии миллионам американцев, создал систему страхования по безработице и предусматривал, что федеральное правительство будет помогать уходу за детьми-иждивенцами и инвалидами.

Помимо социальной поддержки и ликвидации безработицы, «Новый Курс» осуществил ряд других мер, направленных на стабилизацию экономики. Так, весной 1933 г. был подписан Закон о регулировании сельского хозяйства. Государство активно скупало земли фермеров и оставляло их неиспользованными, а также выплачивало премии за сокращение поголовья скота и объемов сельскохозяйственной продукции. Эти меры были направлены на предотвращение перепроизводства и нормализацию уровня цен. С падением уровня предложения продукции на нее росла цена, что позволяло спасти сельскохозяйственный сектор от разорения. Государственное регулирование экономики также не оставило без внимания вопрос производства. В июле 1933 г. был подписан Закон о восстановлении промышленности, в результате которого было создано 17 производственных групп по отраслям деятельности и учреждено 750 кодексов «честной конкуренции» [2, с. 43].

Политика, проводимая правительством Ф. Д. Рузвельта, была по-настоящему новаторской. Для капиталистического строя США поначалу было немыслимо государственное регулирование экономики как явление. По этой причине важно отметить особую значимость проведенных реформ, как для эпохи Великой депрессии, так и для современного представления о государственном вмешательстве в экономику. Под влиянием экономического кризиса и проводимой Рузвельтом политики, зародилось отдельное течение в макроэкономике – кейнсианство. Опыт той эпохи заложил основы ограниченного вмешательства государства в экономику и привел к возникновению социальных льгот, которые оказались для США абсолютным новшеством. Многие из реформ Рузвельта находят свое отражение и в современности, к примеру, социальная поддержка и защита населения, борьба с безработицей и соответствующие пособия, и субсидирование сельского хозяйства.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Григорьев Л.М., Астапович А.З. США: от великой депрессии к системным реформам // Россия в глобальной политике. 2023. №1. С.16
  2. Гуськов Д.Н. Политика «Нового курса» Франклина Делано Рузвельта в начале Великой депрессии // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. №3. С.43
  3. У. Леппман «Franklin D. Roosevelt and the New Deal» // (William Leuchtenburg)- издательство Harper Perennial. 2023. С. 51
  4. Rauchway Е. The Great Depression and the New Deal: A Very Short Introduction // Oxford University Press. 2023. с. 243 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №9 (66) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Верченко М.Е. РЕФОРМЫ Ф. РУЗВЕЛЬТА 1930-Х КАК ПРЕЦЕДЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА // Вестник науки №9 (66) том 2. С. 141 - 147. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9943 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/9943



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.