'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №9 (66) том 2
  4. Научная статья № 21

Просмотры  96 просмотров

Новожилов С.В.

  


СПЕЦИФИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО БРЕНДИНГА И ЕГО СУЩНОСТЬ НА ПРИМЕРЕ СТРАН *

  


Аннотация:
в статье рассматривается брендинг как один из важнейших маркетинговых инструментов для стран, в ней рассматривается его сущность, аспекты и примеры успеха стран, успешно применивших данную технологию   

Ключевые слова:
бренд, государство, брендинг   


УДК 32

Новожилов С.В.

студент экономического факультета

кафедры менеджмент экономического факультета

Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы

(г. Москва, Россия)

 

СПЕЦИФИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО БРЕНДИНГА

И ЕГО СУЩНОСТЬ НА ПРИМЕРЕ СТРАН

 

Аннотация: в статье рассматривается брендинг как один из важнейших маркетинговых инструментов для стран, в ней рассматривается его сущность, аспекты и примеры успеха стран, успешно применивших данную технологию.

 

Ключевые слова: бренд, государство, брендинг.

 

Бренд государства – это совокупность ассоциаций, восприятий и ожиданий, которые возникают у различных аудиторий в отношении государства, его продуктов, услуг, культуры, политики.

Государственный брендинг – это процесс формирования и управления брендом государства с целью повышения его престижа, конкурентоспособности и влияния на международной арене. Государственный брендинг является актуальной и важной задачей для современных государств, так как он способствует привлечению инвестиций, туристов, талантов, а также укреплению дипломатических и экономических отношений. Цель статьи – исследовать специфику государственного брендинга как особого вида брендинга, а также рассмотреть его теоретические и практические аспекты.

Государственный брендинг – сложный и многогранный процесс, который требует учета различных факторов, таких как история, культура, политика, экономика, социальные и демографические особенности государства. Существует несколько подходов и моделей государственного брендинга, которые пытаются объяснить его сущность, цели, инструменты и стратегии. Например:

Подход Саймона Анхольта, который предлагает использовать концепцию национальной репутации как основу для государственного брендинга. Анхолт разработал индекс национального бренда (Nation Brand Index), который измеряет восприятие государств по шести критериям: экспорт, туризм, культура, народ, правительство и иммиграция/инвестиции.

Подход Джозефа Найи, который вводит понятие мягкой силы (soft power) как способность государства влиять на другие акторы международных отношений с помощью своих ценностей, культуры, идеологии и политики. Мягкая сила является одним из ключевых ресурсов для государственного брендинга, так как она помогает создавать привлекательный и убедительный образ государства.

Подход Джона МакКанна, который определяет государственный брендинг как корпоративный брендинг на уровне государства. МакКанн утверждает, что государство должно рассматриваться как корпорация, которая имеет свою миссию, видение, ценности и стратегию. Государственный брендинг должен быть ориентирован на создание единого и согласованного сообщения о государстве для всех заинтересованных сторон.

Особенности и принципы такого вида брендинга по сравнению с другими видами брендинга можно выделить следующим образом:

Государственный бренд является общественным достоянием, которое принадлежит всему народу государства, а не частной собственностью. Это означает, что государственный брендинг должен быть прозрачным, демократичным и ответственным перед обществом.

Он является сложным и динамичным, так как он отражает множество аспектов жизни государства, которые постоянно меняются и развиваются. Это означает, что государственный брендинг должен быть гибким, адаптивным и инновационным.

Такой вид уникальным и неповторимым, так как он выражает специфическую идентичность и культуру государства. Это означает, что государственный брендинг должен быть оригинальным, аутентичным и дифференцированным.

Государственный брендинг требует согласованности и координации между различными уровнями и секторами государства, такими как правительство, дипломатия, культура, образование, наука, спорт, бизнес. Это означает, что государственный брендинг должен быть стратегическим, системным и интегрированным.

Более того, он зависит от взаимодействия и диалога с различными аудиториями, такими как граждане, иностранные правительства, международные организации, СМИ, неправительственные организации, потребители. Это означает, что государственный брендинг должен быть коммуникативным, вовлекающим и отзывчивым.

Государственный брендинг подвержен внешним воздействиям и влияниям, таким как глобализация, конкуренция, кризисы, скандалы, стереотипы. Это означает, что государственный брендинг должен быть устойчивым, конкурентоспособным и репутационным.

Государственный брендинг не только теоретический конструкт, но и практическая деятельность, которая реализуется в различных формах и каналах. Государственный брендинг имеет множество примеров, как успешных, так и неудачных, которые можно проанализировать с точки зрения их целей, стратегий, инструментов и результатов. Например:

Пример успешного государственного брендинга – это Британия. Британия смогла создать сильный и узнаваемый бренд, который ассоциируется с качеством, традицией, инновацией, культурой и глобальностью. Британия использовала различные инструменты государственного брендинга, такие как логотип (Union Jack), слоган (Great Britain), символы (королевская семья, Биг Бен, красные автобусы и телефонные будки), продукты (чай, футбол, рок-музыка), мероприятия (Олимпийские игры 2012, День Святого Валентина), персоны (Джеймс Бонд, Гарри Поттер, Шерлок Холмс). Благодаря этому Британия занимает высокие позиции в рейтингах национального бренда по всем категориям.

Ещё один пример удачного государственного брендинга — это Новая Зеландия. Новая Зеландия сумела создать привлекательный и уникальный бренд, который ассоциируется с природной красотой, экологичностью, туризмом, культурой и спортом. Новая Зеландия использовала различные инструменты государственного брендинга, такие как логотип (серебристая папоротник), слоган (100% Pure New Zealand), символы (киви, хака, маори), продукты (мед, вино, мясо), мероприятия (Кубок мира по регби, Кубок Америки по парусному спорту), персоны (Питер Джексон, Рассел Кроу, Лорди) и т.д. Благодаря этому Новая Зеландия занимает лидирующие позиции в рейтингах национального бренда по всем категориям.

Примером же неудачного государственного брендинга — это Ирак. Ирак страдает от отрицательного имиджа на международной арене из-за различных факторов, таких как войны, терроризм, насилие, нестабильность, бедность. Ирак пытался улучшить свой бренд с помощью различных кампаний государственного брендинга, таких как логотип (The Other Iraq), слоган (Welcome to Mesopotamia), символы (пальмы, реки, древние памятники), продукты (нефть, даты, ковры), мероприятия (выборы, реконструкция, фестивали), персоны (Саддам Хусейн, Нури аль-Малики, Зейнаб аль-Хилали). Однако эти кампании не смогли изменить восприятие Ирака в глазах мировой общественности, так как они не были достаточно убедительными, соответствующими, конструктивными и этичными.

Из этих примеров можно выявить некоторые факторы, которые влияют на эффективность и результативность государственного брендинга:

Соответствие реальности. Государственный бренд должен быть основан на реальных достоинствах и потенциале государства, а не на пустых обещаниях и пропаганде. Государственный бренд должен быть подтвержден действиями и фактами, а не только словами и образами.

Дифференциация от конкурентов. Государственный бренд должен выделяться среди других государств, показывая свою уникальность и преимущества. Государственный бренд должен избегать стереотипов и клише, а также адаптироваться к изменяющимся требованиям и ожиданиям аудиторий.

Вовлечение заинтересованных сторон. Государственный бренд должен быть создан и поддержан участием всех секторов и уровней государства, а также с учетом мнений и интересов различных аудиторий. Государственный бренд должен быть основан на диалоге и взаимодействии, а не на монологе и диктате.

Подытоживая, важно отметить главные выводы исследования:

Государственный брендинг – это актуальная и важная задача для современных государств, так как он способствует повышению их престижа, конкурентоспособности и влияния на международной арене.

Государственный брендинг –сложный и многогранный процесс, который требует учета различных факторов, таких как история, культура, политика, экономика, социальные и демографические особенности государства.

Государственный брендинг имеет свои особенности и принципы по сравнению с другими видами брендинга, такие как общественность, сложность, динамичность, уникальность, согласованность, координация, вовлечение, диалог, соответствие реальности, дифференциация от конкурентов.

Государственный брендинг имеет множество примеров, как успешных, так и неудачных, которые можно проанализировать с точки зрения их целей, стратегий, инструментов и результатов. Например, Британия и Новая Зеландия являются примерами удачного государственного брендинга, а и Ирак – примером неудачного государственного брендинга.

Государственный брендинг требует постоянного мониторинга, оценки и корректировки в соответствии с изменяющимися условиями внутренней и внешней среды. Государственный брендинг также требует сотрудничества и партнерства между государствами для решения общих проблем и достижения общих целей.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Анхолт С. Конкурентоспособный идентитет: новая модель стратегического брендинга государств, регионов и городов / С. Анхолт. – М.: Альпина Паблишер, 2010. – 256 с.
  2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БРЕНДИНГ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ / под ред. В.В. Лапкина, Е.В. Романовой. – М.: Издательство МГИМО-Университета, 2016. – 304 с.
  3. Закономерности развития брендинга в Российской Федерации / А.В. Борисов, Е.А. Кузнецова, С.В. Шевченко и др.; под ред. А.В. Борисова, Е.А. Кузнецовой // Вестник Московского университета имени С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. – 2017. – № 4 (24). – С. 5-18.
  4. Корпоративный брендинг и его специфика / Н.А. Лебедева, О.В. Лебедева // Вестник Нижегородского университета имени Н.И. Лобачевского: Социальные науки и гуманитарные науки: научный журнал / Нижегородский государственный университет имени Н.И Лобачевского; редкол.: Васильев Владимир Николаевич (главный редактор) [и др.] – Нижний Новгород: Изд-во ННГУ, 2016 – № 2 (42). – С. 55-60.
  5. Най Дж. Мягкая сила: средства достижения успеха в мировой политике / Джозеф Най; перевод с английского под ред.: Александра Федоровского; предисловие: Игорь Иванов; послесловие: Андрей Кортунов; [редакторы перевода: Елена Быстрова, Ольга Чернышева]. – М.: Международные отношения, 2011 – 384 с. 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №9 (66) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Новожилов С.В. СПЕЦИФИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО БРЕНДИНГА И ЕГО СУЩНОСТЬ НА ПРИМЕРЕ СТРАН // Вестник науки №9 (66) том 2. С. 130 - 136. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9941 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/9941



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.