'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №9 (66) том 2
  4. Научная статья № 19

Просмотры  155 просмотров

Юмашева С.А.

  


АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ МЕР СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ МНОГОДЕТНЫХ МАЛОИМУЩИХ СЕМЕЙ *

  


Аннотация:
в работе рассматривается взаимосвязь механизмов реализации мер социальной поддержки многодетных малоимущих семей и качества их жизни, а также развития института семьи   

Ключевые слова:
многодетная семья, малоимущие, социальная поддержка   


УДК 34

Юмашева С.А.
преподаватель УМО специальных дисциплин
ОГБПОУ «РПК» Рязанский педагогический колледж
(г. Рязань, Россия)

АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ МЕР

СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ

МНОГОДЕТНЫХ МАЛОИМУЩИХ СЕМЕЙ

 

Аннотация: в работе рассматривается взаимосвязь механизмов реализации мер социальной поддержки многодетных малоимущих семей и качества их жизни, а также развития института семьи.

 

Ключевые слова: многодетная семья, малоимущие, социальная поддержка.

 

Реализация мер социальной поддержки многодетным и малоимущим семьям основана на нормативно-правовых актах Российской Федерации, среди которых: Конституция Российской Федерации от 12.12.93 ст. 38 «Материнство и детство, семья находятся под защитой государства» [1]; Указ Президента Российской Федерации «О мерах по социальной поддержке многодетных семей», от 5 мая 1992 года, №431 [2].

 Многодетная семья – это семья, в которой родились и (или) воспитываются трое и более детей (в том числе усыновленные, а также пасынки и падчерицы) до достижения младшим из них возраста 16 лет, а обучающимся в образовательном учреждении, реализующем общеобразовательные программы, - 18 лет.

Малоимущими признаются те, кто проживает в домохозяйствах со среднедушевыми денежными доходами ниже величины прожиточного минимума (ПМ). Это один из множества индикаторов, применяемых для оценки бедности в мировой и российской практике.

 Меры социальной поддержки в Российской Федерации - мероприятия, проводимые органами социальной защиты в рамках социальной политики в России, направленные на предоставление отдельным категориям граждан помощи в соответствии с законодательными и правовыми актами Российской Федерации. Социальная защита возможна посредством организуемой социальной работы, так как семья очень быстро и чутко реагирует на все позитивные и негативные изменения, происходящие в обществе.

Несмотря на то, что государство реализовывает меры, мероприятия по оказанию социальной поддержки многодетным малоимущим семьям, некоторые проблемы остаются не полностью решенными. Проблема исследования заключается в нестабильной социально - экономической ситуации государства, вследствие этого не может в полной мере поддерживать оптимальный уровень социально-экономического благополучия многодетных малоимущих семей, обеспечить необходимое качество их жизни.

Реализация мер социальной поддержки многодетных и малоимущих семей способствует: 1. поддержанию оптимального уровня социально-экономического благополучия и качества жизни многодетных и малоимущих семей; 2. укреплению и развитию института семьи; 3. сохранению и восстановлению традиционных семейных ценностей.

Меры социальной поддержки в Российской Федерации - мероприятия, проводимые органами социальной защиты в рамках социальной политики в России, направленные на предоставление отдельным категориям граждан помощи в соответствии с законодательными и правовыми актами Российской Федерации.

 В Конституции Российской Федерации провозглашено, что Российская Федерация - социальное государство, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства [1]. Рождение детей – это большая ответственность и возрастающие финансовые расходы. Чтобы материально поддержать родителей, государство разрабатывает меры социальной поддержки.

Министерство труда и социальной защиты населения предлагает меры поддержки многодетных семей, среднедушевой доход которой не превышает величину прожиточного минимума на душу населения: 1. Региональный материнский (семейный) капитал - 82 тыс. руб. 2. Федеральный материнский (семейный) капитал - за третьего и последующих детей в случае его (их) рождения (усыновления) – 775,6 тыс. руб. (при условии, что ранее право не возникло). 3. Выплаты на погашение задолженности по основному долгу, процентам по ипотечным кредитам в размере 450 тыс. руб. семьям, в которых с 1 января 2019 года по 31 декабря 2023 года появился третий или последующий ребёнок, а кредитный договор был заключен до 1 июля 2024 года. 4. Предоставление бесплатных земельных участков, либо осуществление единовременной выплаты семье, имеющий кредитные обязательства, в том числе ипотечные, на приобретение (строительство) жилого помещения в размере 200 тыс. руб. 5. Субсидия на догазификацию жилых помещений многодетным семьям в размере 100 тыс. руб. 6. Ежемесячная денежной выплата семьям в случае рождения третьего ребенка или последующих детей в Рязанской области до 01.01.2023 - 13 тыс. руб. 7. Первоочередной прием детей в ДОУ. 8. Первоочередное посещение кабинетов врачей в ГУ здравоохранения. 9. Первоочередное получение документов в ОГВ и ГУ Рязанской области. 10. Бесплатное посещение областных государственных музеев и некоммерческих выставок, организованных исполнительными органами Рязанской области - один день в месяц. 11. Льготы при посещении социально-культурных объектов. 12. Льготы при посещении объектов спорта. 13. Бесплатная юридическая помощь. 14. Освобождение от уплаты транспортного налога на одно транспортное средство. 15. Отдых и оздоровление детей школьного возраста работающих родителей в оздоровительных учреждениях круглогодичного действия Рязанской области и Черноморского побережья Российской Федерации. 16. Комплексный центр социального обслуживания населения «Семья», комплексные центры социального обслуживания населения - социальное сопровождение в решении вопросов семьи, предоставление социальных услуг, в том числе психологической помощи и поддержки 17. Социальная услуга «Обеспечение сопровождения детей из семей, имеющих трех и более детей, в общеобразовательные организации, организации дополнительного образования, а также организации, осуществляющие спортивную подготовку». 18. Пособие на ребенка, назначенное семьям до 1 января 2023 года - до 1,2 тыс. руб. 19. Бесплатная выдача лекарств, приобретаемых по рецептам врачей, для детей в возрасте до 6 лет 20. Ежемесячные денежные выплаты за присмотр и уход за ребенком в ДОУ 21. Ежемесячные денежные выплаты на приобретение проездного билета для обучающихся по очной форме обучения до достижения ими возраста 23 лет. 22. Ежегодная денежная выплата для приобретения школьных принадлежностей для детей, обучающихся в общеобразовательных организациях - в размере 2,2 тыс. руб. 23. Бесплатное питание (завтраки и обеды) для обучающихся в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях за счет отчислений от их производственной деятельности и других внебюджетных отчислений. 24. Компенсация расходов на оплату ЖКУ в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов (норм) потребления коммунальных услуг в размере 30 %. 25. Предоставление новогодних подарков - на ребенка (детей) в возрасте от 2 до 14 лет (включительно). 26. Отдых и оздоровление детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в оздоровительных учреждениях круглогодичного действия и Черноморского побережья Российской Федерации, оздоровительных учреждениях сезонного действия. [3].

Степень нуждаемости в различных формах поддержки и помощи со стороны государства зависит от наличия у многодетных семей специфических характеристик: уровня материальной обеспеченности, количества родителей (полные, неполные и расширенные). На сегодняшний день, сложность и многоаспектность проблем в области многодетной семьи вряд ли будут кем-либо отрицаться. Появление на свет первого ребенка в семье, несёт в себе не только огромную ответственность, но и значительные денежные затраты [4]. В условиях нестабильной социально-экономической ситуации государство не может в полной мере поддерживать оптимальный уровень социально-экономического благополучия семей, обеспечить необходимое качество их жизни. Особенно уязвимыми в этом плане являются многодетные семьи [5].

Государство старается поддерживать благополучие семей, однако в многодетных семьях всё же имеются проблемы. Как показывает российская многолетняя практика, наиболее главной проблемой многодетной семьи, являются - материальные нужды. При рождении ребенка, доход семьи значительно сокращается. Есть связь между числом проживающих в семье детей и доходами на каждого члена семьи. Поэтому в семьях в которых имеется больше 6 человек, доход на каждого человека приходится ниже, чем в семьях которые состоят из трех человек. Соответственно, чем больше детей в семье, тем тяжелее становится их уровень жизни [6]. К сожалению, наше благоустройство жилищ для многодетных семей является достаточно низким. Оно не отвечает нормам жилья, и обычно требует капитального ремонта. Да, наше государство осуществляет поддержку многодетным семьям, в частности разрабатываются на региональном уровне различные программы по благоустройству и улучшению жилищных условий, выделяются и предоставляются субсидии, но этого не достаточно, ведь все это делается в порядке очереди. На здоровье детей довольно сильно влияют тесные жилищные условия, тем более в многодетной семье. Данные условия также создают неблагоприятную эмоциональную ситуацию в семье, что в свою очередь порождает наличие многочисленных конфликтов [7].

Проанализировав многодетных малоимущих семей в Рязанской области, можно сделать следующие выводы:

 ¾ каждая вторая многодетная малоимущая семья имеет троих детей;

 ¾ практически все семьи испытывают материальные трудности;

 ¾ половина семей, которым оказывается поддержка со стороны государства, недовольны качеством предоставляемых услуг и считают, что система социальной поддержки в современном обществе несовершенна.

Для того, чтобы многодетным малоимущим семьям было проще узнать, какие услуги и выплаты им положена на территории Рязанской области, необходимо закрепить областной закон, где будет определено следующее:

 ¾ понятие многодетная малоимущая семья;

 ¾ виды и размер выплат, услуг;

 ¾ критерии оценки нуждаемости в социальной поддержке;

 ¾ сроки предоставления услуг. Также необходимо решить жилищную проблему, а именно разработать программу по благоустройству и улучшению жилищных условий и увеличить объем субсидий

 Если сравнивать социальную поддержку, предоставляемую многодетным малоимущим семьям в Рязанской области с другими областями Российской Федерации, то можно сказать, что она различается размерами и дополняется своими выплатами в соответствии с региональными НПА. Например, в Пензенской области: 1. имеется ежемесячная денежная выплата женщинам, награжденным медалью «Материнская доблесть» в размере 500р; 2. осуществляется бесплатный проезд на муниципальных маршрутах регулярных перевозок города Пензы в транспортных средствах среднего и большого класса, детям из многодетных малоимущих семей, имеющих 4 и более несовершеннолетних детей, зарегистрированных на территории города Пензы, из расчета 22 поездки в месяц по «Льготной транспортной карте жителя города Пензы» [8].

В Ростовской области: 1. малоимущим семьям, в том числе многодетным, чей среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума в области и соответствующим критериям оценки нуждаемости исходя из имущественной обеспеченности семьи, предоставляются ежемесячные денежные выплаты на детей первого-второго года жизни для приобретения специальных молочных продуктов детского питания в размере 988 руб. и пособие на ребенка в размере 498 руб., на детей одиноких матерей – 996 руб., на детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов и на детей военнослужащих срочной службы – 747 руб [9]; 2. с 01.01.2020 в Ростовской области возобновлена мера социальной поддержки в виде бесплатного обеспечения автотранспортным средством (микроавтобусом) малоимущих многодетных семей, достойно воспитывающие восемь и более детей в возрасте до 18 лет, а в случае обучения достигшего совершеннолетия ребенка по очной форме обучения в образовательной организации (за исключением организации дополнительного образования) – до окончания такого обучения, но не дольше чем до достижения им возраста 23 лет [12].

 Таким образом, помимо мер, предусмотренных Указом Президента, субъекты Российской Федерации реализуют за счет собственных бюджетных средств дополнительные меры социального обеспечения и поддержки многодетных малоимущих семей, но некоторые проблемы все же остаются нерешенными.

Требуется разработка и усовершенствование нормативно-правовой базы в сфере социальной поддержки многодетных малоимущих семей, так как нет четкой системы социальной поддержки. Отсюда возникает необходимость официального закрепления статуса многодетной малоимущей семьи на федеральном уровне, а также передача государственной поддержки с регионального уровня на федеральный.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
  2. Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19.05.1995 N 81-ФЗ (последняя редакция).
    Министерство труда и социальной защиты Рязанской области - https://mintrudsoc.ryazan.gov.ru/.
  3. Трофимова Г.А. Социальные права: критерии определения нуждающихся в помощи // «Социальное и пенсионное право» - 2021.
  4. Платонова Н.М. Социальная защита в современной России/Н.М. Платонова// Электронная библиотека - 2020.
  5. Козлова И.В. Обеспечение реализации государственной поддержки многодетных семей в РФ// Центральный научный вестник – 2020.
  6. Западкова Н.Л. Качество жизни – основа социального благополучия семей // Социальная работа. – 2021.
  7. Закон Пензенской области от 28 декабря 2004 года N 731-ЗПО О мерах социальной поддержки многодетных семей, проживающих на территории Пензенской области (с изменениями на 16 декабря 2022 года).
  8. Закон Ростовской области от 22 октября 2004 165-ЗС с изменениями от 27 апреля 2023 «О социальной поддержке детства в Ростовской области». 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №9 (66) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Юмашева С.А. АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ МЕР СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ МНОГОДЕТНЫХ МАЛОИМУЩИХ СЕМЕЙ // Вестник науки №9 (66) том 2. С. 111 - 118. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9939 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/9939



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.