'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №9 (66) том 2
  4. Научная статья № 10

Просмотры  47 просмотров

Капля Л.И.

  


ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ АДВОКАТА ПЕРЕД ДОВЕРИТЕЛЕМ *

  


Аннотация:
в статье исследуются основные аспекты гражданской ответственности адвоката перед доверителем. Рассматриваются основания наступления гражданско-правовой ответственности, ограничения ответственности, а также выявляются существующие на сегодня проблемы в данной сфере   

Ключевые слова:
гражданско-правовые обязательства, гражданско-правовая ответственность адвоката, Закон об адвокатуре, Гражданский кодекс, юридическая помощь   


УДК 347.965.6

Капля Л.И.

Саратовская государственная юридическая академия

(г. Саратов, Россия)

 

ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

АДВОКАТА ПЕРЕД ДОВЕРИТЕЛЕМ

 

Аннотация: в статье исследуются основные аспекты гражданской ответственности адвоката перед доверителем. Рассматриваются основания наступления гражданско-правовой ответственности, ограничения ответственности, а также выявляются существующие на сегодня проблемы в данной сфере.

 

Ключевые слова: гражданско-правовые обязательства, гражданско-правовая ответственность адвоката, Закон об адвокатуре, Гражданский кодекс, юридическая помощь.

 

Поскольку адвокат обладает специальным статусом, у него также имеется повышенная ответственность за осуществление своей профессиональной деятельности и исполнение поручений доверителей. Законодательство об адвокатуре в настоящее время устанавливает институт ответственности адвоката, который в свою очередь гарантирует надлежащее исполнение адвокатом своих обязанностей перед доверителем.

Ответственность адвоката перед доверителем квалифицируется как гражданско-правовая. К ней применяются общие правила и принципы, на которых основывается ответственность по гражданскому законодательству. Такая ответственность возникает вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения адвокатом своих профессиональных обязанностей по отношению к доверителю иили причинения ему вреда.

Адвокат несет профессиональную имущественную ответственность перед доверителем, так как осуществление адвокатом своей деятельности начинается с заключения между ними соглашения, которое представляет собой гражданско-правовой договор об оказании юридической помощи самому доверителю или назначенному им лицу, заключаемый в простой письменной форме.

К существенным условиям данного соглашения, согласно Закону об адвокатуре, относится размер и характер ответственности адвоката, который принял на себя исполнение поручения.

В случае, если договор об оказании юридической помощи не содержит положений о размере и характере ответственности адвоката, договор не считается незаключенным. При данных обстоятельствах будет действовать общее правило о возмещении убытков в полном объеме (ст. 15 ГК РФ). Такая ответственность применяется независимо оттого, предусмотрена ли она договором или отраслевым законодательством, которое регулирует данное обязательство. Именно об этой профессиональной имущественной ответственности адвоката говорится в ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" от 31.05.2002.

Соглашением об оказании юридической помощи может быть ограничен размер ответственности адвоката перед доверителем. Вместе с тем, данное соглашение не может ограничить ответственность адвоката за умышленное нарушение обязательств, а предусмотренное условие в таком случае считается ничтожным (и. 4 ст. 401 ГК РФ). Следовательно, ограничить ответственность адвоката можно только в самом договоре об оказании юридической помощи и только за неосторожное нарушение его обязательств.

Одним из видов гражданско-правовой ответственности адвоката является возмещение убытков потерпевшей стороне, потому как он в полном объеме восстанавливает имущественный баланс участников гражданского оборота, способствует восстановлению имущественных потерь потерпевшей стороны за счет имущества правонарушителя и применяется как к договорным, так и внедоговорным отношениям сторон.

Общим условием возмещения убытков, возникших вследствие нарушения обязательств по гражданско-правовым договорам, является факт нарушения обязательства. При этом в юридической природе не содержится исчерпывающего перечня обязательств адвоката, за неисполнение или ненадлежащее исполнение которых он несет гражданско-правовую ответственность. Как правило, такого перечня и не может быть.

Является или не является совершение определенных действий (бездействий) обязанностью адвоката по конкретному соглашению об оказании юридической помощи - вопрос, который должен быть предметом доказывания заинтересованным лицом.

Помимо возмещения убытков есть также другие способы для защиты гражданских прав, которые содержатся в ст. 12 ГК РФ. Данный перечень открытый. Среди этих способов присутствуют такие, как взыскание неустойки и компенсация морального вреда.

Взыскание неустойки применительно к отношениям адвоката и доверителя представляется возможным тогда, когда такая неустойка была предусмотрена в договоре. Наиболее приемлемой в таком случае является неустойка в виде штрафа.

В случаях компенсации адвокатом морального вреда следует помимо гражданского законодательства руководствоваться также Законом об адвокатуре, в соответствии с которым адвокат за выраженное им при осуществлении адвокатской деятельности мнение может быть привлечен только к уголовной ответственности.

Компенсация морального вреда возможна только в том случае, если такая форма ответственности предусмотрена в законе для данного вида правоотношений. Гражданское законодательство не предусматривает компенсацию морального вреда из правоотношений по договору поручения или возмездного оказания услуг. Судебная практика складывается в пользу отказа в удовлетворении компенсации морального вреда из таких правоотношений сторон.

Адвокат, как и другие граждане, отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание (ст. 24 ГК РФ).

Таким образом, применение мер ответственности адвоката за неисполнение или ненадлежащее исполнение им обязательств перед доверителем остается по сей день актуальным. Оказывая любую юридическую помощь, адвокат несет профессиональную имущественную ответственность. Проанализированные в статье меры ответственности адвоката могут быть предусмотрены в соглашении об оказании юридической помощи. Закон не определяет основания, виды и пределы ответственности адвоката, однако перечень не является исчерпывающим.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Поспелов О. В. Гражданско-правовая ответственность адвокатов и адвокатских образований за некачественную юридическую помощь // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. 2008. № 1. С. 405-410.
  2. Серветник С. В. Гражданско-правовая и уголовная ответственность адвоката // Молодой ученый. 2018. №      43     (229). С. 161-164.
  3. Барщебский М. Ю. Организация и деятельность адвокатуры в России: Науч.- практ. пособие // Профобразование. 2000. С. 332-336. 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №9 (66) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Капля Л.И. ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ АДВОКАТА ПЕРЕД ДОВЕРИТЕЛЕМ // Вестник науки №9 (66) том 2. С. 64 - 68. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9930 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/9930



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.