'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №9 (66) том 2
  4. Научная статья № 9

Просмотры  43 просмотров

Фукс А.Е., Саженин И.И.

  


ПОДГОТОВЛЕННАЯ И НЕПОДГОТОВЛЕННАЯ ЗВУЧАЩАЯ РЕЧЬ ШКОЛЬНИКОВ: ПРОБЛЕМА ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ *

  


Аннотация:
в статье рассматривается проблема подготовленной и неподготовленной звучащей речи школьников. В ходе исследования были проанализированы речевые особенности обучающихся 7 классов и выявлены отличия на различных языковых уровнях   

Ключевые слова:
подготовленная речь, неподготовленная речь, языковые формулы, речевая ситуация, разговорная речь, паузы хезитации, лингвистические признаки   


УДК 37

Фукс А.Е.

студ. 3 курса, направление «Педагогическое образование

(с двумя профилями подготовки, профиль «Русский язык и литература»,

Институт филологии, массовой информации и психологии

Новосибирский государственный педагогический университет

(г. Новосибирск, Россия)

 

Научный руководитель:

Саженин И.И.

канд. филол. наук

Новосибирский государственный педагогический университет

(г. Новосибирск, Россия)

 

ПОДГОТОВЛЕННАЯ И НЕПОДГОТОВЛЕННАЯ

ЗВУЧАЩАЯ РЕЧЬ ШКОЛЬНИКОВ:

ПРОБЛЕМА ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ

 

Аннотация: в статье рассматривается проблема подготовленной и неподготовленной звучащей речи школьников. В ходе исследования были проанализированы речевые особенности обучающихся 7 классов и выявлены отличия на различных языковых уровнях.

 

Ключевые слова: подготовленная речь, неподготовленная речь, языковые формулы, речевая ситуация, разговорная речь, паузы хезитации, лингвистические признаки.

 

Русская разговорная речь — это языковая система, для которой в высшей степени характер­но стремление к использованию готовых единиц, всякого рода готовых конструкций, что объясняется автоматизмом протекания речевого акта. Различают подготовленную и неподготовленную речь, которые имеют ряд существенных отличительных признаков.

Предметом исследования стала подготовленная и неподготовленная звучащая речь обучающихся 7 классов. В ходе исследования были выявлены отличия на следующих языковых уровнях: темп, количество пауз и их соответствие логическим ударениям, частотность повторов, мелодика, стилистическая точность, количество вводных слов и конструкций, связанность текста. Среди факторов, влияющих на варьирование признаков помимо особенностей речевой ситуации и особенностей диктора выделяют еще и особенности функционального стиля и жанра устного дискурса.

Особенностями речевой ситуации являются: целевая установка, потребностно мотивационные условия реализации речи, адресат и его роль в акте коммуникации, количество говорящих и слушающих, роль речи в акте общения, сложность обсуждаемого объекта, характер коммуникации, публичность диалога, наличие визуального контакта с собеседником, выбор темы, наличие временных ограничений, непосредственное/ опосредованное общение, внешние условия и обстановка коммуникации.

К особенностям говорящего относят: объем кратковременной памяти, темперамент говорящего, навыки говорить публично, уровень речевой культуры, степень владения предметом обсуждения, индивидуально-психологические особенности, наличие патологии. Не мало важное значение придается особенностям функционального стиля и жанру устного дискурса: публичная речь, обиходная речь, литературная речь, разговорная речь, официально-деловая речь.

Помимо всех вышеперечисленных критериев в качестве особенностей неподготовленной звучащей речи были выявлены следующие категории: использование говорящим нескольких стилей, а также жаргонизмов, разговорных элементов, присущи слова-паразиты, наличие которых так или иначе характеризует звучащую речь, а также междометия и другие невербальные элементы. Стоит также отметить, что в спонтанной речи возникают повторы, самоисправления, колебания, самоперебивы, называемые речевыми сбоями.

Для исследования была выбрана группа обучающихся 7 класса, два мальчика и две девочки. В ходе исследования речи в разной степени подготовленности были отмечены следующие особенности подготовленной и неподготовленной звучащей речи респондентов. В подготовленной речи( чтение готового текста) были выявлены следующие особенности: неумение пользоваться дополнительными графическими обозначениями – орфоэпические ошибки допускаются в словах, в которых стоит знак ударения; неумение грамотно склонять имена числительные. Следует предположить, что ошибки в произношении и постановке ударения связаны с непониманием школьника того, что представляет собой материальная оболочка слова, с неразграничением звуков и букв.

На следующем уровне подготовленности речи, в ходе которого испытуемым нужно было пересказать прочитанный ранее текст и включить в него предложенную цитату были выявлены следующие показатели: неумение логично включать высказывание в пересказ, а также неумение использовать способы цитирования в речи; использование однотипных синтаксическиех конструкций, ошибки в произношении слов, грамматические ошибки.

Неподготовленную речь анализировали на материалах исследования, в ходе которого обучающимся было предложено посмотреть видеофрагмент и устно рассказать о просмотренном. Были выявлены следующие особенности: Большое количество слов-заполнений пауз, замена слов, ложные начала высказывания, стилистические неточности, повторы, уменьшение процентного соотношения официально-деловой и книжной лексики, появление грамматически неправильных конструкций, построение текста не путем логического развертывания, а путем ассоциативного нанизывания отдельных высказываний. В устной неподготовленной речи также проявилось то, что диапазон методики на выделенных акцентах велик. Чаще всего обучающие ставили акценты на те слова, которые вызывали у них удивление. Следует отметить, что из записей звучащей речи обучающихся заметно, что темп речи подготовленной речи более стабилен и его длительность больше, чем неподготовленной.

Для подготовленной речи характерен целый ряд показателей, отличающих ее от спонтанной и квазиспонтанной на фонетическом (произнесение звуков, отсутствие пауз хизитации, правильная редукция гласных и т.д.), лексико-грамматическом (легкость деления на синтагмы, единая стилистика, сохранение логической последовательности содержания) и текстовом (связанность текста, легкость деления на абзацы) уровнях. Данные признаки могут варьироваться в зависимости от особенностей речевой ситуации и особенностей эмоционального и физического состояния диктора, особенностей речевого дискурса.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Земская Е. А., Китайгородская М. В., Ширяев Е. Н. Русская разговорная речь. Общие вопросы. Словообразование. Синтаксис. − М.: Наука, 1981. − 275 с.
  2. Исаева А.А. Маркеры дифференсации спонтанной и подготовленной звучащей речи / А.А. Исаева // Вестник ВГУ. Серия: лингвистика и межкультурная коммуникация. − 2020. − № 4. − С. 37−48.
  3. Хитина М.В. Дифференциация спонтанной (неподготовленной) и подготовленной устной речи: Методическое письмо для экспертов. – М.: РФЦСЭ при Минюсте России, 2003. – 52 с.
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №9 (66) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Фукс А.Е., Саженин И.И. ПОДГОТОВЛЕННАЯ И НЕПОДГОТОВЛЕННАЯ ЗВУЧАЩАЯ РЕЧЬ ШКОЛЬНИКОВ: ПРОБЛЕМА ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ // Вестник науки №9 (66) том 2. С. 59 - 63. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9929 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/9929



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.