'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №9 (66) том 2
  4. Научная статья № 7

Просмотры  43 просмотров

Овчаренко М.С., Бодрединов Н.А.

  


АНАЛИЗ ПОЛЬЗЫ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ *

  


Аннотация:
в данной научной статье проанализированы и рассмотрены взгляды на пользу интерактивного обучения в учебно-воспитательном процессе, его особенности, и стратегии развития. Целью данного исследования является изучение особенностей интерактивного обучения обучающихся. Методология исследования основывается на анализе различных научных работ, проведении опросов и наблюдении за людьми в различных образовательных учреждениях. В эмпирическом исследовании приняло участие 87 обучающихся разных возрастов. В результате была выявлена большая значимость интерактивного обучения в учебно-воспитательном процессе   

Ключевые слова:
педагогика, интерактивное обучение, воспитание, образование, мотивация учащихся   


УДК 37

Овчаренко М.С.

Военный университет имени князя Александра Невского

Министерства обороны РФ

(г. Москва, Россия)

 

Бодрединов Н.А.

Военный университет имени князя Александра Невского

Министерства обороны РФ

(г. Москва, Россия)

 

АНАЛИЗ ПОЛЬЗЫ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

 

Аннотация: в данной научной статье проанализированы и рассмотрены взгляды на пользу интерактивного обучения в учебно-воспитательном процессе, его особенности, и стратегии развития. Целью данного исследования является изучение особенностей интерактивного обучения обучающихся. Методология исследования основывается на анализе различных научных работ, проведении опросов и наблюдении за людьми в различных образовательных учреждениях. В эмпирическом исследовании приняло участие 87 обучающихся разных возрастов. В результате была выявлена большая значимость интерактивного обучения в учебно-воспитательном процессе.

 

Ключевые слова: педагогика, интерактивное обучение, воспитание, образование, мотивация учащихся.

 

Вопрос о мотивации учащихся во время урока является одним из базовых вопросов, стоящих перед педагогом любой школы и любой эпохи. Как сделать урок интересным, чтобы задействовать всех учащихся, чтобы получаемые знания ими усваивались.

В любую эпоху общество предъявляет к школе или другой образовательной организации, как важному агенту социализации, требования к тому, каким навыками, умениями и знаниями должен обладать заканчивающий это учреждение индивид.

В настоящее время в России формируется новая система образования, ориентированная на вхождение в мировое образовательное пространство. В связи с этим возрастает роль и значение инновационных форм обучения, направленных на совершенствование учебного процесса, поиск активных методов и форм обучения, способствующих достижению высокого уровня активности учащихся. Современное общество от школы требует подготовки выпускников, обладающих следующими качествами:

  1. Умение ориентироваться в быстро меняющемся социуме, путем самостоятельного поиска и приобретения необходимых знаний, навыков превращения теории в практику, то есть применения полученных знаний на практике, адаптироваться под новые технологии, используемые в обществе.
  2. Мыслить самостоятельно и критически, уметь разглядеть внутренние противоречия в процессах, видеть возникающие проблемы и находить пути их рационального решения.
  3. Грамотно работать с информацией, то есть, уметь собирать необходимые факты, требующиеся для решения какой-либо проблемы, умение анализировать возникшие трудности, сопоставлять различные варианты решения возникшей проблемы.
  4. Быть коммуникабельным, уметь взаимодействовать с различными людьми во всех типичных ситуациях диалога, уметь отстаивать свою точку зрения, но и слышать чужую, умение спорить.
  5. Самостоятельно вести работу над развитием собственного морального облика и нравственности, интеллекта, культурного уровня.

Для того чтобы использовать интерактивные методы в образовательном процессе, необходимо рассмотреть сущность понятия интерактивного обучения. Теория интерактивных методов и форм обучения представлена в работах Г.П. Звенигородская, Н.Г. Григорьева, М.В. Кларен и др.

Интерактивное обучение – это целенаправленное усиление взаимодействия учителя и ученика для создания оптимальных условий для их развития.

Интерактивное обучение – это обучение, основанное на взаимодействии учащегося с учебной средой, учебная среда, которая служит областью учебного опыта и в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и учащегося.

Интерактивное обучение – это особая форма организации познавательной деятельности, в которой участвуют все участники образовательного процесса, создаются комфортные условия для обучения.

Интерактивное обучение основано на принципах:

– диалогическое взаимодействие – непосредственный речевой контакт, предполагающий зрительное восприятие собеседника, его мимики и жестов, а также акустическое восприятие всей интонационной стороны речи;

– работа в малых группах на основе взаимодействия и сотрудничества. Когда студенты работают индивидуально, они стремятся к достижению личных целей и собственного успеха; успехи и неудачи других не имеют для них значения. Интерактивное обучение – это совместная работа нескольких людей, направленная на достижение общих целей. Такая форма работы создает условия для позитивного взаимодействия студентов в процессе достижения общей цели: каждый понимает, что может добиться успеха (т.е. овладеть определенными знаниями) только при условии достижения целей другими членами группы;

– активная ролевая организация обучения. Ролевая игра — это интерактивная форма организации занятий, позволяющая учиться на собственном опыте посредством специально организованных ролевых сценариев, объединяющих события, в действительности далекие друг от друга, позволяющие участникам увидеть и понять и, при желании, проверить разная стратегия поведения;

– обучающая организация учебного процесса. Тренинг является одним из методов практической психологии, используемых в обучении. Эта форма работы по приобщению к духовным общечеловеческим ценностям предполагает партнерские отношения участников образовательного процесса, совместное продвижение к новым знаниям и уровню личных отношений, отношения в благоприятных для общения условиях.

Поэтому можно предположить, что интерактивное обучение, основанное на межличностном общении, специально организованных коммуникативных ситуациях, создает на занятиях условия, способствующие возникновению интереса к процессу обучения, формированию мотивации и реализации познавательной активности учащихся, в которой студент чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает сам процесс обучения продуктивным.

Общение играет особую роль в развитии идеи интерактивного обучения. Интерактивное обучение – это обучение, погруженное в общение, так как предполагает обмен информацией на основе взаимопонимания и взаимодействия.

Традиционно выделяют три стороны общения:

– информативные (обмен информацией);

– интерактивные (выработка стратегии и координация совместных действий отдельных лиц);

– перцептивные (адекватное восприятие и понимание друг друга).

Коммуникация может считаться завершенной, когда в ней присутствуют все три названные стороны. Психологами установлено, что в условиях учебного общения происходит повышение точности восприятия, повышается эффективность работы памяти, развиваются такие интеллектуально-эмоциональные свойства личности, как устойчивость внимания, способность его распределять, наблюдательность в восприятии, способность анализировать деятельность партнера, видеть более интенсивное развитие его мотивов, целей, воображения.

Стоит особенно отметить, такую технологию как VR, которая хотя и в ограниченном виде, но все же приходит в современную школу. Технологии дополненной и виртуальной реальности создают среду для обучения, которую практически невозможно организовать другими способами. Эти технологии создают возможности: удаленное взаимодействие с объектами, недоступные в других условиях, путешествия во времени, возможность одновременного взаимодействия с физическими и виртуальными объектами с помощью VR, возможность удаленного общения с другими людьми.

«Внедрение в образовательный процесс элементов геймификации, виртуальной и дополненной реальности и игровых пространств дает максимальный эффект по мотивации к обучению и способствует достижению высоких результатов. С использованием технологий виртуальной реальности общение учащихся и преподавателей может проходить в гибридный формат, а при дистанционном взаимодействии все стороны могут находиться в одной виртуальной комнате, что будет способствовать появлению совершенно новых решений и потребует внедрения особых методологических и педагогических новшеств.

Технологии дополненной реальности делают уроки более интерактивными и уникальными, а также превращают в интересные задания то, что ученикам в обычном формате кажется скучным. Уже есть примеры, когда VR-технологии успешно используют для профориентации, перемещая школьников в любое пространство» - Сергей Марданов, директор по связям с вузами VK, заместитель генерального директора СП «Цифровое образование».

Интерактивное обучение исключает доминирование одного мнения над другими. В ходе диалогового тренинга студенты учатся критически мыслить, решать сложные задачи на основе анализа обстоятельств и актуальной информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать обдуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. С этой целью на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, исследовательские проекты, ролевые игры, работа с различными источниками информации, творческие работы, рисование и т.д.

Таким образом, видно, что интерактивное обучение одновременно решает несколько задач.

Во-первых, интерактивные методы основаны на непосредственном взаимодействии обучающихся со средой обучения, то есть реальностью, в которой они открывают для себя область осваиваемого опыта. Это создает ситуацию, требующую необходимости пересмотра имеющегося опыта, без которого невозможно выявить и проблематизировать область неизвестного.

Во-вторых, в интерактивном обучении субъектный опыт учащегося служит не просто вспомогательным материалом и иллюстрацией к основному содержанию образования, а центральным источником учебного познания, который также активизирует процессы самоактуализации в направлении определения соотношение «аксиоматического», объективного и «субъективное», личное знание.

В-третьих, при интерактивном обучении активность преподавателя уступает место активности учащегося, что стимулирует самоактуализацию в плане пересмотра имеющихся способов организации работы для решения серьезных прикладных задач.

В-четвертых, антропоориентированное обучение приобретает интерактивный характер в случае использования проектных, коммуникативных, игровых технологий, то есть технологий, создающих ситуации, требующие познавательной, социальной и двигательной активности учащихся. Это обеспечивает наиболее эффективное развитие способности к самореализации, так как пересматриваются все имеющиеся потенциалы и намечаются пути их повышения для достижения результатов в ходе соответствующих взаимодействий.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Васильева И.В. Учебное сотрудничество на уроках // Авантаж. 2013. № 50. С. 18-24
  2. Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе. М.: Велби, 2007. 58 с.
  3. Кашлев С.С. Технология интерактивного обучения: учеб.-метод. пособие. М.: Тетрасистемс, 2005. - 35 с.
  4. Королева Н.М., Головин А.А. Принципы активизации учебно-познавательной деятельности студентов. Курск: Курск. гос. техн. ун-т. 2010. С. 111–114.
  5. Куликова Л.Н. Интерактивные методы в образовании: лично-созидающие смыслы // Интерактивные методы в образовании: лично-созидающие смыслы: сб. ст. / Хабаровск. гос. пед. ун-т. Хабаровск, 2002. С. 138–141.
  6. Соколов А.В.  Общая       теория        социальной коммуникации М Издат. В.А. Михайлова, 2002. - 122 с.
  7. Мировые тренды образования в российском контексте — 2022 // [Электронный источник] URL: https://ioe.hse.ru/edu_global_trends/#trend4 дата обращения: 08.10.2022
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №9 (66) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Овчаренко М.С., Бодрединов Н.А. АНАЛИЗ ПОЛЬЗЫ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ // Вестник науки №9 (66) том 2. С. 47 - 54. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9927 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/9927



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.