'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №9 (66) том 2
  4. Научная статья № 4

Просмотры  98 просмотров

Ведерникова Д.Н., Чаговцев А.И., Клименко О.Е.

  


РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ЛЮДЕЙ С БИСЕНСОРНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКИ *

  


Аннотация:
в статье рассматриваются вопросы развития координационных способностей с помощью подвижных игр и способов передвижения на лыжах   

Ключевые слова:
люди с бисенсорными нарушениями, координационные способности, обучение, физическое развитие   


УДК 376.34

Ведерникова Д.Н.

магистрант

Забайкальский государственный университет

(г. Чита, Россия)

 

Чаговцев А.И.

магистрант

Забайкальский государственный университет

(г. Чита, Россия)

 

Клименко О.Е.

к.пед.н., доцент кафедры педагогики

Забайкальский государственный университет

(г. Чита, Россия)

 

РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

У ЛЮДЕЙ С БИСЕНСОРНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ПОСРЕДСТВОМ

ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКИ

 

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы развития координационных способностей с помощью подвижных игр и способов передвижения на лыжах.

 

Ключевые слова: люди с бисенсорными нарушениями, координационные способности, обучение, физическое развитие.

 

Образование и воспитание детей со сложными нарушениями развития сегодня – одна из актуальных и статусных проблем педагогической науки и практики не только в России, но и во всем мире.

К бисенсорным нарушениям относятся дети, имеющие нарушения органов зрения и слуха.

В настоящее время происходит рост числа юных россиян с бисенсорными расстройствами. Общее число слепоглухих людей в действительности, по разным оценкам, примерно в несколько раз больше. Такие дети воспитываются в условиях сенсорной, двигательной, коммуникативной, социальной депривации. Им характерно своеобразие психофизического развития.

В связи с особенностями физического и психического развития у таких детей выделяются нарушения пространственных и временных представлений, координации, точности движений; минимализирована способность к запоминанию и концентрации внимания. Замедленность темпов развития мышления, нарушение развития коры головного мозга, все это приводит к затруднениям овладения двигательными умениями. У учащихся затруднено формирование двигательной памяти. Двигательная расторможенность или гиподинамия, малоподвижность, нарушение формирования зрительно-слуховой ориентации в пространстве, быстрота утомляемости, неумение распределять свои силы, эмоциональной лабильностью, проявляющейся в частых изменениях настроения, неумение регулировать свои эмоции, все это свойственно для этой категории детей.

Дети со сложными нарушениями развития характеризуются быстрой утомляемостью, неумением распределять свои силы, эмоциональной неустойчивостью, которая проявляется в частых изменениях настроения, неумении контролировать свои эмоции (на незначительные изменения в окружающей обстановке, поведении людей, самочувствии), которые могут проявляться в виде криков, плача, самоагрессии и агрессии. Они нерешительны, с недоверием относятся ко всему новому, поэтому проведение тестирования значительно осложняется. Они малоактивны, в основном выполнение разного рода заданий проходит в совместной деятельности с педагогом и требует многократного повторения.

На сегодняшний день остро ощущается потребность в разработке теоретико-методологического обоснования физического воспитания детей рассматриваемой категории.

Цель исследования заключается в изучении теоретико-методических основ обучения подвижным играм и способам передвижения на лыжах способствующие развитию координационных способностей учащихся с бисенсорными нарушениями.

Теоретико-методологическую основу исследования составили: основополагающие работы отечественной дефектологии (Н. А. Александрова, Т. А. Басилова, Л. С. Выготский, Л. М. Шипицына, Н. Н. Малофеев, Л. Н. Ростомашвили); современные разработки по теории и методике адаптивной физической культуры (А. А. Дмитриев, СП. Евсеев, О. Э. Евсеева, Н. Л. Литош, Л. Н. Ростомашвили, Л. В. Шапкова, и др.).

В начале исследования перед нами ставилась задача «Разработка методик обучения подвижным играм и способам передвижения на лыжах детей с бисенсорными нарушениями», но из-за введенных ограничений в связи с заболевания COVID – 19, проведение нашего эксперимента не состоялось в Государственном общеобразовательном учреждении «Забайкальский центр специального образования и развития «открытый мир»». Нами было принято решение провести эксперимент в рамках Студенческого научного общества «Эрудит», в котором состоят студенты факультета физической культуры и спорта. Заседания СНО проходили в форме тренингов, где участники были погружены в определенные условия депривации. Занятия проводились по двум направлениям: развитие координации через подвижные игры и обучение способам передвижения на лыжах.

Развитие координационных способностей является важной частью процесса физического воспитания у детей с нарушением слуха и зрения.

Подвижные и спортивные игры имеют большое значение в двигательном и эмоциональном развитии детей с нарушение зрения и слуха. Игра является сознательной двигательной деятельностью, направленной на достижение цели. Правильно подобранная и адаптированная игра всегда положительно влияет на физическое и психологическое развитие детей с нарушением слуха и зрения. Во время игры происходит преимущественно динамическая работа, задействованы все группы мышц, происходит укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы, увеличивается подвижность в суставах.

Важнейший результат игры – это радость, положительные эмоции и впечатления ребенка. Благодаря игровой деятельности ребенок развивается, познает новое для себя, приобретает необходимые умения и навыки, и при этом не перегружается психологически.

Всем известно, что занятия по лыжной подготовке способствуют развитию социальной активности учащихся с нарушением слуха и зрения даже вне сферы физкультурно-спортивной деятельности. Регулярные занятия лыжной подготовкой, как и другими видами физической активности, способствуют и благоприятствуют формированию положительных социально-эмоциональных черт, социализации и нормализации жизненного цикла у детей с бисенсорными нарушениями.

Ранее в Сергиево-Посадском детском доме проводился эксперимент обучения слепоглухих детей способам передвижения на лыжах, мы хотим повторить данный эксперимент, но взяв для обучения детей с частичной потерей слуха и зрения, при этом опробировав свою методику. Программа обучения корректируется в зависимости от индивидуальных особенностей занимающихся и их потенциальных возможностей и депривации. Процесс овладения знаниями, умениями и навыками неразрывно связан с развитием умственных способностей ребёнка.

При занятиях лыжной подготовкой дети с двойными нарушениями включаются в процесс социализации с помощью мотивации действий, воспитания самоуверенности и социальной активности.

Необходимо отметить, что нами был получен неоценимый опыт, который поможет в дальнейшем в обучении детей данной нозологической группы.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Жигорева М. В., Левченко И. Ю. Дети с комплексными нарушениями развития: диагностика и сопровождение: учеб. пособие. М.: Национальный книжный центр, 2016. 208 с.
  2. Мещеряков А. И. Обучение слепоглухонемых детей. М.: Педагогика, 1974.
  3. Москалева-Потемкина М. Е. Особенности проведения занятий по физической культуре у детей со сложной структурой дефекта. URL: http://www.maam.ru/detskijsad/osobenosti-provedenija-zanjatii-po- 9 fizicheskoi-kulture-u-detei-so-slozhnoi-strukturoi-defekta.html (дата обращения: 28.10.2020). Текст: электронный.
  4. Ростомашвили Л. Н. Адаптивная физическая культура в работе с лицами со сложными (комплексными) нарушениями развития: учеб. пособие. М.: Советский спорт, 2015. 164 с.
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №9 (66) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Ведерникова Д.Н., Чаговцев А.И., Клименко О.Е. РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ЛЮДЕЙ С БИСЕНСОРНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКИ // Вестник науки №9 (66) том 2. С. 31 - 36. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9924 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/9924



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.