'
Рудакова Р.В., Вартапетова Г.М.
ОСОБЕННОСТИ ОВЛАДЕНИЯ ПРОЦЕССОМ ПИСЬМА ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПЕРВОГО КЛАССА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ *
Аннотация:
в статье рассматриваются теоретические аспекты овладения процессом письма обучающимися первого класса с нарушением речи. Проведен анализ точек зрения различных ученых на особенности формирования письменной речи. Выявлены сходные и различные мнения исследователей. В статье сформулированы основные положения, которые должна включать в себя диагностическая методика по выявлению нарушений речи. Подчеркнута эффективность применения дифференцированного подхода в процессе коррекционно-логопедического воздействия
Ключевые слова:
овладение процессом письма, формирование предпосылок письма, нарушения письменной речи, обучающиеся первого класса, диагностическая методика, дифференцированный подход
УДК 376.37
Рудакова Р.В.
студент 1 курса магистратуры,
напр. «Специальное (дефектологическое) образование»,
профиль «Коррекционно-педагогическое сопровождение
обучения и воспитания детей с нарушением слуха и речи»,
Институт детства,
Новосибирский государственный педагогический университет
МБОУ СОШ № 167 г. Новосибирска
(г. Новосибирск, Россия)
Научный руководитель:
Вартапетова Г.М.
канд.пед.н., доцент,
Новосибирский государственный педагогический университет
(г. Новосибирск, Россия)
ОСОБЕННОСТИ ОВЛАДЕНИЯ ПРОЦЕССОМ
ПИСЬМА ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПЕРВОГО
КЛАССА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ
Аннотация: в статье рассматриваются теоретические аспекты овладения процессом письма обучающимися первого класса с нарушением речи. Проведен анализ точек зрения различных ученых на особенности формирования письменной речи. Выявлены сходные и различные мнения исследователей. В статье сформулированы основные положения, которые должна включать в себя диагностическая методика по выявлению нарушений речи. Подчеркнута эффективность применения дифференцированного подхода в процессе коррекционно-логопедического воздействия.
Ключевые слова: овладение процессом письма, формирование предпосылок письма, нарушения письменной речи, обучающиеся первого класса, диагностическая методика, дифференцированный подход.
Нарушение письменной речи у первоклассников - очень актуальная проблема в период обучения грамоте, поскольку письмо из отдельной цели обучения превращается в средство получения новых знаний учениками.
При поступлении в школу у детей наблюдаются различные речевые нарушения.
Данная проблема имеет высокое распространение, что ставит перед нами задачи по коррекции выявленных нарушений на максимально ранних этапах – еще в первом классе. Раннее формирование предпосылок письма, а значит, и предупреждение различных нарушений письма, более действенно при раннем его начале.
Письменная речь развивается лишь тогда, когда имеются специальные условия для обучения, то есть, механизмы речи формируются в период подготовки к обучению в школе и улучшаются в ходе всего обучения. В связи с этим мы понимаем, что письменная речь, в частности письмо, – это высшая форма речи. Данный факт, а также факт высокой распространенности исследуемой проблемы, определяют значимость предупреждения ошибок письма уже в младшем школьном возрасте.
Таким образом, исследование особенностей овладения процессом письма обучающимися первого класса является актуальным.
Теоретической основой данного исследования являются положения следующих ученых: Л. С. Выготского [1], А. Р. Лурия [2], И. Н. Садовниковой [3] (с точки зрения данных авторов, процесс письма обеспечивается работой различных анализаторов: речеслухового, зрительного, речедвигательного, общемоторного; письмо – это преобразование звучащей речи в письменную, при котором задействованы различные анализаторные системы; при правильной работе анализаторных систем факторами, влияющими на процесс обучения письму выступают: уровень развития произносительных навыков, уровень сформированности фонематического слуха, фонематического восприятия, уровень развития временно-пространственных представлений, уровень развития мелкой моторики); А. Н. Корнева [4] (в свое время определил предпосылки, которые и сейчас учитываются при обучении письму. Без них овладение процессом письма не представляется возможным); Л. В. Цветковой [5] (рассматривала психологические предпосылки формирования письма,); Р. Е. Левиной [6] (с точки зрения автора, письмо – это созданная человеком вспомогательная система знаков, используемая для фиксации звукового языка и звуковой речи, с помощью которой через графические элементы передается информация на расстоянии).
По мнению А. Л. Сиротюк [7], частичное нарушение навыков письма происходит в связи с очаговым поражением, недостаточным уровнем развития, дисфункцией коры головного мозга.
С позиции исследователя Р. И. Лалаевой [8], нарушение процесса письма связано с отсутствием формирования высших психических функций, связанных с процессом письма.
Так, мы приходим к выводу о том, что вопросы формирования предпосылок письма у обучающихся первого класса, особенности овладения процессом письма исследуются различными учеными. В их позициях есть как схожие положения, так и различные.
У обучающихся первого класса с нарушением речи, по сравнению с детьми при возрастной норме речевого развития, наблюдаются нарушения процессов формирования фонетико-фонематического, лексического, грамматического компонентов речевой системы, а также нарушения формирования неречевых компонентов письма: зрительной и слухоречевой памяти, различных видов праксиса и гнозиса, мышления, внимания, зрительно-пространственного восприятия.
В силу этого при изучении особенностей овладения процессом письма первоклассниками с нарушением речи диагностическая методика по выявлению вышеуказанных нарушений должна включать в себя следующие серии заданий:
С учетом результатов диагностических мероприятий будет проводиться коррекционно-развивающая работа, направленная на устранение выявленных нарушений.
Использование дифференцированного подхода в ходе коррекционно-развивающей работы создает условия для достижения успешных результатов. Основаниями для дифференциации могут выступать разные элементы функционального базиса письма. В результате учебный процесс будет индивидуализирован, что быстрее приведет к успешным результатам.
Ранняя и эффективная коррекционно-развивающая работа логопеда с первоклассниками с нарушением речи является залогом успешного освоения грамоты.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Номер журнала Вестник науки №9 (66) том 1
Ссылка для цитирования:
Рудакова Р.В., Вартапетова Г.М. ОСОБЕННОСТИ ОВЛАДЕНИЯ ПРОЦЕССОМ ПИСЬМА ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПЕРВОГО КЛАССА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ // Вестник науки №9 (66) том 1. С. 22 - 27. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9892 (дата обращения: 17.05.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*