'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №9 (66) том 1
  4. Научная статья № 4

Просмотры  31 просмотров

Рудакова Р.В., Вартапетова Г.М.

  


ОСОБЕННОСТИ ОВЛАДЕНИЯ ПРОЦЕССОМ ПИСЬМА ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПЕРВОГО КЛАССА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ *

  


Аннотация:
в статье рассматриваются теоретические аспекты овладения процессом письма обучающимися первого класса с нарушением речи. Проведен анализ точек зрения различных ученых на особенности формирования письменной речи. Выявлены сходные и различные мнения исследователей. В статье сформулированы основные положения, которые должна включать в себя диагностическая методика по выявлению нарушений речи. Подчеркнута эффективность применения дифференцированного подхода в процессе коррекционно-логопедического воздействия   

Ключевые слова:
овладение процессом письма, формирование предпосылок письма, нарушения письменной речи, обучающиеся первого класса, диагностическая методика, дифференцированный подход   


УДК 376.37

Рудакова Р.В.

студент 1 курса магистратуры,

напр. «Специальное (дефектологическое) образование»,

профиль «Коррекционно-педагогическое сопровождение

обучения и воспитания детей с нарушением слуха и речи»,

Институт детства,

Новосибирский государственный педагогический университет

МБОУ СОШ № 167 г. Новосибирска

(г. Новосибирск, Россия)

 

Научный руководитель:

Вартапетова Г.М.

канд.пед.н., доцент,

Новосибирский государственный педагогический университет

(г. Новосибирск, Россия)

 

ОСОБЕННОСТИ ОВЛАДЕНИЯ ПРОЦЕССОМ

ПИСЬМА ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПЕРВОГО

КЛАССА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ

 

Аннотация: в статье рассматриваются теоретические аспекты овладения процессом письма обучающимися первого класса с нарушением речи. Проведен анализ точек зрения различных ученых на особенности формирования письменной речи. Выявлены сходные и различные мнения исследователей. В статье сформулированы основные положения, которые должна включать в себя диагностическая методика по выявлению нарушений речи. Подчеркнута эффективность применения дифференцированного подхода в процессе коррекционно-логопедического воздействия.

 

Ключевые слова: овладение процессом письма, формирование предпосылок письма, нарушения письменной речи, обучающиеся первого класса, диагностическая методика, дифференцированный подход.

 

Нарушение письменной речи у первоклассников - очень актуальная проблема в период обучения грамоте, поскольку письмо из отдельной цели обучения превращается в средство получения новых знаний учениками.

При поступлении в школу у детей наблюдаются различные речевые нарушения.

 Данная проблема имеет высокое распространение, что ставит перед нами задачи по коррекции выявленных нарушений на максимально ранних этапах – еще в первом классе. Раннее формирование предпосылок письма, а значит, и предупреждение различных нарушений письма, более действенно при раннем его начале.

Письменная речь развивается лишь тогда, когда имеются специальные условия для обучения, то есть, механизмы речи формируются в период подготовки к обучению в школе и улучшаются в ходе всего обучения. В связи с этим мы понимаем, что письменная речь, в частности письмо, – это высшая форма речи. Данный факт, а также факт высокой распространенности исследуемой проблемы, определяют значимость предупреждения ошибок письма уже в младшем школьном возрасте.

Таким образом, исследование особенностей овладения процессом письма обучающимися первого класса является актуальным.

Теоретической основой данного исследования являются положения следующих ученых: Л. С. Выготского [1], А. Р. Лурия [2], И. Н. Садовниковой [3] (с точки зрения данных авторов, процесс письма обеспечивается работой различных анализаторов: речеслухового, зрительного, речедвигательного, общемоторного; письмо – это преобразование звучащей речи в письменную, при котором задействованы различные анализаторные системы; при правильной работе анализаторных систем факторами, влияющими на процесс обучения письму выступают: уровень развития произносительных навыков, уровень сформированности фонематического слуха, фонематического восприятия, уровень развития временно-пространственных представлений, уровень развития мелкой моторики); А. Н. Корнева [4] (в свое время определил предпосылки, которые и сейчас учитываются при обучении письму. Без них овладение процессом письма не представляется возможным); Л. В. Цветковой [5] (рассматривала психологические предпосылки формирования письма,); Р. Е. Левиной [6] (с точки зрения автора, письмо – это созданная человеком вспомогательная система знаков, используемая для фиксации звукового языка и звуковой речи, с помощью которой через графические элементы передается информация на расстоянии).

По мнению А. Л. Сиротюк [7], частичное нарушение навыков письма происходит в связи с очаговым поражением, недостаточным уровнем развития, дисфункцией коры головного мозга.

С позиции исследователя Р. И. Лалаевой [8], нарушение процесса письма связано с отсутствием формирования высших психических функций, связанных с процессом письма.

Так, мы приходим к выводу о том, что вопросы формирования предпосылок письма у обучающихся первого класса, особенности овладения процессом письма исследуются различными учеными. В их позициях есть как схожие положения, так и различные.

У обучающихся первого класса с нарушением речи, по сравнению с детьми при возрастной норме речевого развития, наблюдаются нарушения процессов формирования фонетико-фонематического, лексического, грамматического компонентов речевой системы, а также нарушения формирования неречевых компонентов письма: зрительной и слухоречевой памяти, различных видов праксиса и гнозиса, мышления, внимания, зрительно-пространственного восприятия.

В силу этого при изучении особенностей овладения процессом письма первоклассниками с нарушением речи диагностическая методика по выявлению вышеуказанных нарушений должна включать в себя следующие серии заданий:

  • задания, направленные на выявление нарушений формирования речевых предпосылок письма: исследование уровня сформированности артикуляционной моторики, звукопроизношения, уровня развития фонематического слуха, фонематического восприятия, уровня развития звуко-слоговой структуры слова, исследование навыков языкового анализа и синтеза, обследование грамматического строя речи, обследование уровня развития лексического компонента речевой системы, обследование уровня развития связной речи;
  • задания, направленные на выявление нарушений формирования неречевых предпосылок письма: обследование зрительной и слухоречевой памяти, различных видов праксиса и гнозиса, мышления, внимания, зрительно-пространственного восприятия.

С учетом результатов диагностических мероприятий будет проводиться коррекционно-развивающая работа, направленная на устранение выявленных нарушений.

Использование дифференцированного подхода в ходе коррекционно-развивающей работы создает условия для достижения успешных результатов. Основаниями для дифференциации могут выступать разные элементы функционального базиса письма. В результате учебный процесс будет индивидуализирован, что быстрее приведет к успешным результатам.

Ранняя и эффективная коррекционно-развивающая работа логопеда с первоклассниками с нарушением речи является залогом успешного освоения грамоты.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Выготский, Л. С. Развитие устной и письменной речи / Выготский, Л. С. // Детская речь. — Москва:Астрель, 2006. — С. 51-78.
  2. Лурия, А. Р. Письмо и речь: Нейролингвистические исследования / Лурия, А. Р. — Москва: Academia, 2002. — 352 c.
  3. Садовникова, И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников / Садовникова И. Н. – Москва: Владос, 1995. – 255 с.
  4. Корнев, А. Н. Нарушения чтения и письма у детей / Корнев А. Н. – Санкт-Петербург: Речь, 1997. – 286 с.
  5. Цветкова, Л. С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление / Цветкова Л. С. – Москва: Юристь, 1997. – 256 с.
  6. Левина, Р. Е. Нарушения речи и письма у детей: избранные труды / Левина Р. Е., Г. В. Чиркина, П. Б. Шошин. – Москва: АРКТИ, 2005. – 224 с.
  7. Сиротюк, А. Л. Коррекция обучения и развития школьников / Сиротюк А. Л. – Москва: Сфера, 2001. – 80 с.
  8. Лалаева, Р. И. Диагностика и коррекция нарушения чтения и письма у младших школьников / Лалаева Р. И., Бенедиктова Л. В. – Санкт-Петербург: Союз, 2004. – 224 с. 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №9 (66) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Рудакова Р.В., Вартапетова Г.М. ОСОБЕННОСТИ ОВЛАДЕНИЯ ПРОЦЕССОМ ПИСЬМА ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПЕРВОГО КЛАССА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ // Вестник науки №9 (66) том 1. С. 22 - 27. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9892 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/9892



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.