'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №9 (66) том 1
  4. Научная статья № 3

Просмотры  35 просмотров

Першина И.Б., Кабаканова Ю.О.

  


СОВРЕМЕННЫЕ ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ В ВУЗЕ *

  


Аннотация:
данная статья посвящена исследованию современных эффективных методов преподавания, применяемых в высших учебных заведениях (ВУЗах). Статья анализирует разнообразные методы и подходы, которые применяются в современной педагогической практике. Особое внимание уделяется интерактивным методам, включая дискуссии, проектную деятельность, групповые задания и симуляции. В заключение, статья подчеркивает важность постоянного исследования, адаптации и инноваций в образовательном процессе ВУЗов для обеспечения актуальности образования и успешной подготовки студентов к вызовам современного мира   

Ключевые слова:
современные методы преподавания, высшие учебные заведения, эффективные методы обучения, образовательное окружение, интерактивные методы, проектная деятельность, дискуссии, практические примеры, результаты обучения   


УДК 378.147

Першина И.Б.

ст. преподаватель, Факультет Экономики и предпринимательства

Казахстанско-Немецкий Университет

(г. Алматы, Казахстан)

 

Кабаканова Ю.О.

ст. преподаватель, Факультет Экономики и предпринимательства

Казахстанско-Немецкий Университет

(г. Алматы, Казахстан)

 

СОВРЕМЕННЫЕ ЭФФЕКТИВНЫЕ

МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ В ВУЗЕ

 

Аннотация: данная статья посвящена исследованию современных эффективных методов преподавания, применяемых в высших учебных заведениях (ВУЗах). Статья анализирует разнообразные методы и подходы, которые применяются в современной педагогической практике. Особое внимание уделяется интерактивным методам, включая дискуссии, проектную деятельность, групповые задания и симуляции. В заключение, статья подчеркивает важность постоянного исследования, адаптации и инноваций в образовательном процессе ВУЗов для обеспечения актуальности образования и успешной подготовки студентов к вызовам современного мира.

 

Ключевые слова: современные методы преподавания, высшие учебные заведения, эффективные методы обучения, образовательное окружение, интерактивные методы, проектная деятельность, дискуссии, практические примеры, результаты обучения.

 

Современное высшее образование в настоящее время сталкивается с вызовами и потребностями, связанными с быстрыми изменениями в технологиях, экономике и социокультурной сфере. В связи с этим, преподавание в университетах требует постоянного обновления и инноваций для поддержания актуальности и эффективности образовательного процесса. Современные методы преподавания в вузе постоянно развиваются, в соответствии с современными технологическими и педагогическими тенденции. При этом однозначно необходимым является активное обучение, которое предполагает создание условий для продуктивной учебной деятельности студентов: групповые проекты, дискуссии, ролевые игры, презентации и другие формы работы, которые способствуют более глубокому пониманию материала. Наибольшего внимания, на наш взгляд, заслуживают такие инновационные методы преподавания, как проблемное и проектное обучение, которые помогают университетам успешно адаптироваться к современным требованиям.

Проблемно-ориентированное обучение (Problem-Based Learning, PBL) является одним из ведущих инновационных методов преподавания в вузах. Вместо традиционной лекционной формы, преподаватель ставит перед студентами реальные проблемы или имитированные сценарии и позволяет им активно участвовать в поиске решений. Этот метод стимулирует самостоятельное и критическое мышление, развивает навыки коммуникации и сотрудничества, а также способствует глубокому пониманию предметной области, формирует навыки применения знаний на практике. Кроме того, студенты активно участвуют в решении задач и анализе ситуаций, что способствует глубокому пониманию материала.

Применение данного метода предполагает следующее:

- выбор актуальных проблем, которые имеют отношение к реальной жизни или существенным экономическим вопросам, связаны с реальными профессиональными ситуациями, имеют практическую значимость. Это может быть анализ воздействия экономических реформ на рынок труда; оценка факторов, влияющих на рост ВВП; анализ эффективности инвестиций; оценка изменений в фискальной политике государства;

- формулировка задач может содержать быть кейсы, требующие анализа данных, оценки влияния политики или предложения стратегий для решения конкретной экономической проблемы;

- групповая работа, когда разделённые на группы студенты решают поставленную задачу. Работа в группах способствует обмену идеями, стимулирует дискуссии, укрепляет навыки коммуникации;

- исследование и анализ, предполагающие поиск и изучение необходимых данных, статистики, экономических теорий и концепций, которые могут помочь студентам разработать аргументированные решения для представленных экономических проблем. Студентам предоставляется свобода выбора методов и подходов для анализа и решения проблемы, что способствует развитию самостоятельности и исследовательских навыков;

- дискуссии и презентации после завершения анализа. Представление результатов, обсуждение, ответы на вопросы помогают развить навыки публичных выступлений и способность аргументировать свою точку зрения;

- критический анализ предполагает обсуждение, во время которого студенты могут анализировать и сравнивать различные подходы к решению задачи, аргументировать свои позиции и критически оценивать предложенные решения;

Проблемное обучение в преподавании экономики дает возможность студентам развивать навыки анализа, принятия решений, коммуникации и работы в группе, что важно в их будущей профессиональной деятельности в экономической сфере. Преподаватель оказывает поддержку и обратную связь студентам в процессе решения задач, помогая им развивать аналитическое мышление и навыки критической оценки. Проблемы, представляемые студентам, могут требовать использования знаний из разных областей, что способствует интеграции знаний. Используя этот метод, преподаватель, например, может поставить студентам задачу оптимизации использования ограниченных ресурсов для разных видов производства, учитывая производственные затраты и потенциальную прибыль; либо на основе информации о текущей инфляционной ситуации предложить различные меры (денежная политика, фискальные меры и т.д.), которые можно было бы предпринять для сдерживания инфляции или составить прогноз изменений на рынке труда, в системе социального обеспечения или потребительском поведении. Примеры решения таких задач могут стать основой для интерактивных занятий и проектов, которые позволят студентам применить свои знания экономики на практике и развить навыки анализа и решения экономических проблем.Такая деятельность обеспечивает связь проблемного обучения с проектным.

Проектное обучение (Project-Based Learning, PBL) предлагает студентам реализовывать проекты, связанные с реальными проблемами или вызовами. Этот метод акцентирует внимание на практическом применении знаний и навыков, помогает студентам развить творческое мышление, решать проблемы в команде и развивать профессиональные компетенции. Проектное обучение также способствует лучшему усвоению материала и формирует навыки самоорганизации. Проектное обучение в экономике - это методология обучения, при которой студенты активно участвуют в реальных или имитированных проектах, которые требуют анализа экономических данных, принятия решений и разработки стратегий. Это позволяет им применить теоретические знания на практике и развить навыки критического мышления, сотрудничества и решения проблем.Примерами проектного обучения в экономике могут служить следующие:

- анализ рыночных тенденций: Студенты исследуют рыночные тенденции в определенной отрасли, собирают данные о спросе, предложении, ценах и конкуренции. Далее студенты могут разработать стратегии для компании, чтобы она успешно конкурировала на данном рынке;

- бизнес-планирование: Студенты разрабатывают бизнес-план для нового стартапа или расширения существующего бизнеса. Это включает в себя анализ рынка, определение целевой аудитории, оценку финансовой составляющей, прогнозирование прибыли и рисков;

- исследование экономической политики: Студенты изучают воздействие экономической политики, к примеру, изменения ставок налогов или внешнеторговые соглашения, на экономику страны или региона, анализировать факторы, которые влияют на эффективность политики;

- финансовый анализ: Студенты могут выбрать публичную компанию и провести анализ её финансовых показателей, оценить структуру капитала, рентабельность, ликвидность и другие ключевые показатели, чтобы дать оценку финансового состояния компании;

- анализ инвестиционных возможностей: Студенты рассматривают различные инвестиционные возможности, такие как акции, облигации, недвижимость и другие активы, проводят анализ рисков и ожидаемой доходности для каждой из альтернатив;

- социально-экономические исследования: Студенты проводят исследование влияния экономических явлений на общество. Например, влияние безработицы на уровень преступности или анализировать взаимосвязь между экономическим развитием и качеством жизни;

- моделирование экономических процессов: Студенты могут создать компьютерную модель, которая имитирует экономические процессы, такие как рост ВВП, инфляция, безработица и т.д. Это поможет им понять, как различные факторы взаимодействуют друг с другом.

Проектное обучение в экономике способствует развитию не только экономических знаний, но и навыков работы в команде, аналитического мышления и принятия взвешенных решений.

Безусловным требованием времени сегодня является использование информационно-коммуникационных технологий. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс открывает новые возможности для активного и интерактивного обучения. Веб-конференции, онлайн-курсы, мультимедийные материалы и другие средства ИКТ могут эффективно использоваться для расширения доступа к знаниям, создания образовательных ресурсов и обмена информацией между преподавателями и студентами. Это также позволяет студентам гибко учиться в удобное для них время и темпе.

Инновационные методы преподавания в вузе стимулируют активное участие студентов в образовательном процессе, развивают навыки, необходимые для современного рынка труда, и способствуют лучшему усвоению материала. Проблемно-ориентированное обучение, проектное обучение, использование ИКТ являются лишь некоторыми из множества инновационных методов, которые могут быть применены в вузовском образовании. Важно постоянно обновлять и адаптировать методы преподавания, чтобы готовить студентов к успешной карьере и жизни в быстро меняющемся мире.

Современные методы обучения обычно комбинируют несколько подходов для достижения максимальной эффективности и адаптации к потребностям разнообразных студентов.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Кларин М.В. Инновационные модели обучения. Исследование мирового опыта -М.: Луч, 2016
  2. Муталиева А.Ш., Ахтанова С.К. Педагогика XXI века: инновационные методы обучения // Universum: психология и образование : электрон. научн. журн. 2020. №3 https://7universum.com/ru/psy/archive/item/8928 (дата обращения: 30.08.2023)
  3. Виндилович, А. В. Инновационные методы обучения в высшем образовании// Молодой ученый. — 2022. — № 1 (396). https://moluch.ru/archive/396/87663/ (дата обращения: 30.08.2023).
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №9 (66) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Першина И.Б., Кабаканова Ю.О. СОВРЕМЕННЫЕ ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ В ВУЗЕ // Вестник науки №9 (66) том 1. С. 15 - 21. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9891 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/9891



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.