'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №9 (66) том 1
  4. Научная статья № 2

Просмотры  43 просмотров

Лямина Л.А.

  


ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ В ДЕТСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ *

  


Аннотация:
в статье представлены формы организации творческой деятельности младших школьников, методы создания ситуации успеха на примере занятий в объединении художественной направленности в процессе внеурочной деятельности обучающихся   

Ключевые слова:
дополнительное образование, творческая деятельность, объединение художественной направленности, внеурочная деятельность   


УДК 37

Лямина Л.А.

педагог дополнительного образования,

детское объединение «Фантазёры»

МОАУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества»

(г. Киров, Россия)

 

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С МЛАДШИМИ

ШКОЛЬНИКАМИ В ДЕТСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ

ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

 

Аннотация: в статье представлены формы организации творческой деятельности младших школьников, методы создания ситуации успеха на примере занятий в объединении художественной направленности в процессе внеурочной деятельности обучающихся.

 

Ключевые слова: дополнительное образование, творческая деятельность, объединение художественной направленности, внеурочная деятельность.

 

Одна из важнейших задач образовательной организации дополнительного образования – развитие творческих способностей обучающихся, создание ситуации успеха для каждого из них и поддержка стремления к самореализации в самом доступном и востребованном виде творчества – художественном. Дополнительные образовательные программы художественной направленности составляют порядка шестидесяти процентов от всех программ, реализуемых в системе дополнительного образования. Они в большинстве своём ориентированы на развитие общей культуры и художественных способностей обучающихся, носят ярко выраженный креативный характер, предусматривая возможность творческого самовыражения, творческой импровизации, формируют универсальные способности детей, важные для любых сфер деятельности.

Значительную часть обучающихся по программам художественной направленности составляют дети младшего школьного возраста. С началом обучения в школе в центр сознательной дея­тельности ребенка выдвигается мышление. Развитие рассуж­дающего, словесно-логического мышления, которое происходит в ходе усвоения знаний, перестраивает и все остальные познавательные процессы: «память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие – думающим» [2].

В этом возрасте у младших школьников появляется произвольное поведение, это время, когда ребе­нок становится самостоятельным. Психологи определяют младший школьный возраст как наиболее благоприятный период для развития художественно-творческих способностей.

В настоящее время, когда внеурочная деятельность является обязательным компонентом работы в общеобразовательной школе, учителя начальных классов часто обращаются в организации дополнительного образования для того, чтобы иметь возможность использовать внеурочные часы для проведения занятий художественным творчеством. Изначально, в 2021 году именно для этой категории была разработана дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Художественное проектирование из бумаги». Программа ориентирована на художественно – творческое развитие детей посредством освоения одного вида декоративно – прикладного творчества, ориентированного на углубленное изучение художественного проектирования из бумаги.

Программа представляет собой системный комплекс теоретических и практических занятий, обеспечивающий формирование и развитие проектной и рефлективной культуры мышления учащихся посредством: ориентации на результат; обеспечения свободы выбора средств достижения результата; представления возможности инвариантного достижения результата; создания условий для осмысления и преодоления проблемных ситуаций, обретения новых смыслов и ценностей, получения знаний, умений и навыков постановки и решения неординарных творческих задач. Однако, одной разработанной программы (даже с учетом разработанных поурочных планов) для максимального достижения задач недостаточно. Опираясь на многолетний опыт работы автор определил несколько факторов, повышающих эффективность работы с младшими школьниками в рамках реализации ДООП среди них:

- создание образовательного пространства учебного класса. Педагог не просто создаёт обучающий интерьер (стенды с технологическими картами, правилами техники безопасности и пр.), а стремится к тому, чтобы в помещении царила творческая атмосфера, которая создаётся с помощью размещения лучших работ обучающихся, содержащих ярлык с фамилиями, именами и возрастом авторов. Максимально часто (не реже одного раза в месяц) экспозиция либо меняется полностью, либо меняются экспонаты местами. Такая маленькая хитрость дает возможность изменения интерьера, что очень привлекает обучающихся. Опрос показал, что одна из причин интереса к занятиям, это «всегда новый учебный класс»;

- создание благоприятного микроклимата на занятиях. Младшие школьники, особенно если это организованные внеурочные занятия, часто бывают возбуждены после похода от школы или дома до места проведения занятий, поэтому практически всегда требуется время для их организации и мотивации на занятие. Как правило, для этого используются игровые моменты, например, занятие начинает не педагог, а какой-либо персонаж. В роли персонажа может выступать как игрушка, так и любой предмет, так или иначе связанный с темой занятия. Так, дети делают что-то по просьбе игрового персонажа. Например, открытки и альбомы для куклы в подарок, пеналы для одинокой ручки, игрушки для девочки, которая написала им письмо и пр. Такой оргмомент действует безотказно, поскольку дети не просто вовлекаются в игру, а понимают важность своей работы;

- важным является и завершение занятия, когда педагог с детьми на практике использует изготовленные произведения. Устраиваются соревнования на лягушку – чемпиона (оригами), самую долго крутящуюся юлу, обучающиеся придумывают названия подаркам и способам их максимально эффективно подарить, приглашают гостей на выставку сегодняшнего дня (другие педагоги, учитель, обучающиеся из другого объединения, завучи, методисты и пр.).

Представленные выше формы организации творческой деятельности младших школьников — это только малая часть того, что можно использовать, чтобы каждое занятие превратилось в увлекательный художественный процесс создания маленького чуда, автором которого становится ребёнок.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Барышева Т.А. Креативный ребёнок: Диагностика и развитие творческих способностей / Сост. Т.А. Барышева, В.А. Щекалов. – Д.: Феникс, 2004.
  2. Ветлугина Н.А. Художественный образ и детское творчество / Художественное творчество и ребенок. – М.: Педагогика, 1972.
  3. Гетманская Е.В. Личность: креативные характеристики // Вестник Москов. гос. гуманитар. ун-та им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология, 2010. № 1. С. 25–33.
  4. Комарова Т.С. Детское художественное творчество / Т.С. Комарова. - М.: Мозаика-Синтез, 2015. 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №9 (66) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Лямина Л.А. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ В ДЕТСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ // Вестник науки №9 (66) том 1. С. 10 - 14. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9890 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/9890



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.