'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №8 (65) том 3
  4. Научная статья № 43

Просмотры  33 просмотров

Кукин А.М., Новосёлов Д.О.

  


ТРЕТЬИ ЛИЦА КАК ИСТОЧНИК РИСКОВ ПРИ РАБОТЕ С КРИПТОВАЛЮТАМИ, ОЦЕНКА ВОЗМОЖНОСТИ ВОЗМЕЩЕНИЯ УБЫТКОВ В УСЛОВИЯХ СУЩЕСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ *

  


Аннотация:
в данной статье рассматриваются риски, связанные с работой криптобирж и мошенническими схемами, используемыми на них. Анализируются возможности возврата криптовалюты в условиях действующего законодательного регулирования в Российской Федерации   

Ключевые слова:
криптовалюта, блокчейн, риски, криптобиржи, ICO   


УДК 33

Кукин А.М.

магистр кафедры учёта и статистики

Санкт-Петербургский государственный университет

(г. Санкт-Петербург, Россия)

 

Новосёлов Д.О.

магистр кафедры гостиничного дела

Санкт-Петербургский государственный экономический университет

(г. Санкт-Петербург, Россия)

 

ТРЕТЬИ ЛИЦА КАК ИСТОЧНИК РИСКОВ ПРИ РАБОТЕ

С КРИПТОВАЛЮТАМИ, ОЦЕНКА ВОЗМОЖНОСТИ

ВОЗМЕЩЕНИЯ УБЫТКОВ В УСЛОВИЯХ СУЩЕСТВУЮЩЕГО

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Аннотация: в данной статье рассматриваются риски, связанные с работой криптобирж и мошенническими схемами, используемыми на них. Анализируются возможности возврата криптовалюты в условиях действующего законодательного регулирования в Российской Федерации. 

 

Ключевые слова: криптовалюта, блокчейн, риски, криптобиржи, ICO.

 

Высокая рискованность криптовалютных активов является одной из важнейших тем обсуждения, когда речь заходит об её использовании как юридическими лицами, так и физическими.

Осознание рисков – один из ключевых моментов ведения бизнеса. И если риски, связанные с особенностями алгоритма, заложенного в криптоактивы, можно принять за естественные, на которые мы не можем повлиять в значительной степени, то вероятность столкнуться с хакерской атакой заставляет задуматься дополнительно. С одной стороны, может показаться, что вероятность хакерской атаки, по аналогии с алгоритмом криптоактивов, относится к естественным компьютерным угрозам, однако, ситуация сложнее. В случае неправомерного перевода обычных денежных средств с одного расчётного счёта на другой банк может, как минимум, заблокировать транзакцию, а в случае решения суда и вовсе вернуть пострадавшей стороне денежные средства, с криптоактивами же ситуация иная. Транзакции могут осуществляться либо через стандартное программное обеспечение, например, Bitcoin, либо через криптобиржу. В обоих вариантах крайне проблематично вернуть украденные активы, поскольку даже решения суда не позволит изменить записи распределённого реестра без согласия со стороны мошенника. Ситуация усугубляется относительной анонимностью пользователей, из-за чего даже найти человека, который обладает доступом к кошельку, будет практически невозможно. Теоретически криптобиржа могла бы помочь с данным процессом, однако, многие из них носят глобальный характер и постоянно меняют юрисдикцию, что делает практически невозможным даже отправку официального запроса

Может сложится впечатление, что работа с криптобиржей связана с меньшими рисками, однако, если это не официально зарегистрированное юридическое лицо в Российской Федерации риски, по мнению автора, только увеличиваются. Во-первых, существует риск хакерской атаки на сервера криптобиржи, во-вторых, довольно высокая вероятность банкротства криптобиржи. Так, почти половина криптобирж за последние 5 лет закрылись, часть по причине невозможности обеспечения своей деятельности в долгосрочной перспективе из-за недостатка транзакций, часть из-за скандалов, связанных не только с хакерскими атаками, но и собственными ошибками биржи. Как итог, при столкновении с такими событиями, вероятность вернуть активы у пользователей крайне низка. Здесь же возникает дополнительный вопрос доверия, поскольку осуществление транзакций через криптобиржи фактически представляет собой передачу ей своих активов без каких-либо гарантий со стороны биржи. Поэтому, когда транзакция осуществляется с одного кошелька на другой внутри криптобиржи, происходит лишь запись в системе, реальные активы не перемещаются. Отсутствие гарантий приводит к тому, что на усмотрение криптобиржи она может без объяснения причин замораживать средства и блокировать доступ клиента к его кошельку. В результате, как говорилось ранее, даже обращение в суд и выигранное дело не позволят вернуть свои активы.

Риски преследуют пользователей криптоактивами даже в случаях, когда они не пользуются услугами криптобирж и не совершают транзакции. Волатильность рынка и высокая вероятность краха криптовалют являются неотъемлемой частью рынка традиционных криптовалют. Спекулятивный характер, присущий современному рынку криптоактивов, может не только принести организации хорошую прибыль, но и вызвать существенные убытки, причём как из-за падения стоимости, так и из-за полного обесценения актива. Например, обесценение криптовалюты может быть вызвано множеством факторов, но один из них заслуживает особого внимания - первичное размещение токенов (далее «ICO» - Initial Coin Offering). ICO – это процесс при котором, по аналогии с IPO, привлекаются инвестиции на интернет-стартап. Проблема заключается в распространении мошеннической схемы, при которой стартапы выступают лишь прикрытием для воровства денег.

Как итог, можно сделать вывод не только о рискованности работы с криптоактивами, но и значительную опасность исходящую в отношении активов организации от третьих лиц, в частности, криптобирж. Конечно, не все риски связаны с действиями третьих лиц. Организация может лишиться всех вложенных в криптоактивы средств, например, потеряв код доступа к ним. Так же есть вероятность потери криптоактивов в случае неправильной транзакции, например, если организация допустит ошибку в номере криптокошелька. В обоих случаях пользователю не удастся вернуть свои активы.

Необходимо осознание высокой рискованности вложений в криптоактивы. Организации следует принимать решение о работе с ними только после тщательного анализа всех аспектов деятельности, касающихся данной сферы, и, как следствие, принимать меры для снижения рисков, либо отказываться в пользу более традиционных способов инвестиций.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Дадайкина Я.С., Малыгин М.А. Криптовалюта как инструмент финансового рынка // Инновационная наука. 2021. № 9–2. С. 27–29
  2. Осмоловец С. Цифровые финансовые инструменты и финансовые риски их обращения / С. Осмоловец // Банковский вестник. – 2022. – № 3(704). С. 16-28
  3. «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Федеральный закон от 31 июля 2020 N 259-ФЗ.
  4. Рождественская Т.Э., Гузнов А.Г. Цифровые финансовые активы: проблемы и перспективы правового регулирования. Актуальные проблемы российского права. 2020;15(6) С.43-54.

 

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №8 (65) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Кукин А.М., Новосёлов Д.О. ТРЕТЬИ ЛИЦА КАК ИСТОЧНИК РИСКОВ ПРИ РАБОТЕ С КРИПТОВАЛЮТАМИ, ОЦЕНКА ВОЗМОЖНОСТИ ВОЗМЕЩЕНИЯ УБЫТКОВ В УСЛОВИЯХ СУЩЕСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Вестник науки №8 (65) том 3. С. 194 - 198. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9802 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/9802



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.