'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №8 (65) том 3
  4. Научная статья № 7

Просмотры  66 просмотров

Дугин М.Е.

  


ПРОБЛЕМА МАЛОИЗУЧЕННОСТИ АЛЕАТОРНЫХ СДЕЛОК *

  


Аннотация:
в статье рассматриваются понятия и признаки, а также проблемы так называемых алеаторных (рисковых) сделок. Ввиду узкой направленности данной тематики, проводится более детальное сравнение с условными видами сделок, а также аналогия различия алеаторных сделок и договоров страхования   

Ключевые слова:
алеаторные сделки, риск, страхование   


УДК 34

Дугин М.Е.

магистрант юридического факультета

Санкт-Петербургский государственный университет

аэрокосмического приборостроения
(г. Санкт-Петербург, Россия)

 

ПРОБЛЕМА МАЛОИЗУЧЕННОСТИ АЛЕАТОРНЫХ СДЕЛОК

 

Аннотация: в статье рассматриваются понятия и признаки, а также проблемы так называемых алеаторных (рисковых) сделок. Ввиду узкой направленности данной тематики, проводится более детальное сравнение с условными видами сделок, а также аналогия различия алеаторных сделок и договоров страхования.

 

Ключевые слова: алеаторные сделки, риск, страхование.

 

Анализируя проблемы, возникающие в научной, а также правоприменительной практике, многие известные специалисты в области гражданского права обращаются к вопросу понимания классификации так называемых «Алеаторных сделок». Упоминание данного термина идет как о сделке, так и договоре. Юридический факт и соглашение, оформленное путем согласования воль сторон разрешимо и применительно к употреблению термина алеаторный договор-сделка.

Разбирая и расшифровывая термин «алеаторный», корень слова "аlea" от латинского, означает игральную кость и азартную игру. «Aleator» от латинского языка означает участника азартных игр - игрока. Из этого следует, что данный тип сделок рассчитан на риск с последствиями, тесно граничащими с удачей. Любой риск данного типа сделок в большинстве своем создается искусственным путем. Благодаря риску, как отличительному элементу, характеризующему данный вид сделок, широкий и устойчивый рост рисковых договоров наблюдается не только в экономической деятельности, но и в предпринимательской среде. Это подтверждает высокий рост интереса и актуальности данного типа сделок.

В алеаторных сделках, с точки зрения участников - лиц договора, на момент совершения сделки неизвестно, какая сторона будет иметь права, а какая будет нести обязанности. Отличительными элементами риска в данном типе сделок принято считать исход неизвестности при наступлении или ненаступлении условий определения объема исполнения сделки. Риск лиц – участников считается обоюдным.

Также, многие специалисты в области гражданского права трактуют данные виды как виды сделок с весьма неопределенным юридическим содержанием.

К таким договорам алеаторного (рискового) характера относят договоры на проведение игр, пари, сделки биржевого характера опционные, форвардные, фьючерсные.

Значимость данного типа договора для гражданского оборота минимально, на наш взгляд, в результате их динамики развития не создается новое благо – прогресс, а скорее, удовлетворяется имущественный интерес получения случайного обогащения в результате наступления такого же случайного обстоятельства.

Взаимосвязь наступивших имущественных последствий с наступлением случайного исхода привела к тому, что в отечественной области гражданского права термин «рисковый договор» необоснованно стали подменять понятием «условная сделка».

Обе эти самостоятельные правовые конструкции объединяют наличие случайного обстоятельства, в отношении которого точно неизвестно наступит ли оно или нет. На этом все сходство двух этих правовых конструкций заканчивается.

Для цели договора, совершенного по модели условной сделки, последняя определяет либо момент заключения договора, когда речь идёт о договоре как сделки, совершенной под отлагательным условием, либо момент прекращения договора, когда речь идёт о договоре как сделки, совершенной под отменительным условием. Иначе говоря, для тех договоров, которые могут совершаться по модели условной сделки, включение в содержание договора условия о наступлении случайного обстоятельства выступает лишь одним из возможных способов определения начала или окончания действия договора.

Появление среди прочих условий договора условия о случайном обстоятельстве, отлагательном или отменительном условии, обеспечивается согласованием воли сторон.

Наличие или отсутствие в договоре такого условия никак не отразится на существе первого. Если это был договор аренды, то он им останется независимо от того, какой способ определения момента заключения или прекращение договора выберут стороны. Стороны договора аренды могут обозначить конкретную дату, с которой договор начинает действовать, а могут привязать начала договора к обстоятельствам, относительно которого неизвестно наступит оно или нет. Для договора, который строится по модели рискового договора, наличие случайного обстоятельства выступает конститутивным признаком, то есть отвечающим за его существо. Это означает, что вопрос о наступлении или не наступлении случайного обстоятельства возникает исключительно в отношении того договора, который считается совершенным, то есть ожидание наступления случайного обстоятельства в рисковом договоре - это вопрос динамики заключенного договора, а ожидание наступления случайного обстоятельства в договоре и построенного по модели условной сделки - это вопрос, касающиеся определения момента заключения или прекращение договора. В юридической литературе существуют подходы, которые связаны с неверным пониманием природы некоторых договоров. Так, большинство исследователей договора страхования относят его к рисковым договорам, однако это не так. В договоре страхования страховой случай имеет совсем иное назначение отличное от того, который предается случайному обстоятельству в условных сделках и алеаторных. Иначе говоря, с одной стороны существо договора страхования исключает возможность заключить его по модели условной сделки, а с другой характер отношений опосредуемых заключений договора страхования подсказывает, что перед нами пример коммутативного договора. Договор страхования не может относиться к числу алеаторных договоров в частности по следующим причинам:

 - Во-первых, страхователь, заключая договор страхования, не имеет цели получить страховое возмещение или страховую сумму, напротив, он надеется, что страховой случай не наступит. Внося страховую премию, страхователь оплачивает услугу, оказываемую страховщиком. Размер страховой премии не зависит от наступления страхового события.

- Во-вторых, страховщик осуществляет страховую деятельность и деятельность по страхованию, перестрахованию, взаимному страхованию, а также деятельность страховых брокеров по оказанию услуг, связанных со страхованием и с перестрахованием, в рамках которой уплата страхового возмещения страховой суммы подпадает под предпринимательский профессиональный риск. Обязанность по выплате страхового возмещения, а равно страховой суммы с позиции динамики заключенного договора страхования составляет одно из обязательств в рамках единой обязанности страховщика оказать услугу по страхованию. Это означает, что обязанность существует с момента заключения договора. То, что исполнение такой обязанности поставлена в зависимость от наличия определенных условий, не должно мешать правильному восприятию существа договора. Наступление страхового события не порождает дополнительного денежного обязательства и в других гражданско-правовых договорах. Исполнения тех или иных обязанностей, составляющих содержание основной обязанности должника, могут зависеть от наступления определенных условий.

 Так, профессиональный хранитель заранее не может предвидеть полного набора тех действий и затрат, которые возникнут для исполнения обязательства по хранению вещи. Репетитор при исполнении обязанностей по возмездному оказанию образовательных услуг не может заранее предвидеть необходимого набора образовательных методик для обучения конкретного ребенка и так далее.

Изложенное позволяет занять твердую позицию о том, что договор страхования ни при каких условиях не может рассматриваться через призму алеаторного договора.

Законодательная база отрасли страхования нуждается в обновлении и редактировании ряда законов и нормативных актов.

Необходимо создание более совершенного подхода к осуществлению правоотношений, исключающих такие признаки, как вероятность и случайность, что под собой и подразумевают алеаторные сделки.

Государство должно произвести более детальный и глубокий анализ всех отраслей, связанных с действиями алеаторного формата, доработка нормативно-правовых баз может благотворно сказаться на создании более совершенных и инновационных механизмов по осуществлению соглашений.

 

Список литературы:

 

  1. Спектор Е.И. Правовое регулирование алеаторных сделок// "Право и экономика", N 8, август 2014 г. С.
  2. Танаев, В. Н. Понятие «риск» в гражданском кодексе Российской Федерации / В. Н. Танаев // Актуальные проблемы гражданского права. М., 2015, с. 9.
  3. Шерстобитов А.Е. К вопросу о квалификации алеаторных сделок // Российский юридический журнал. N 2012
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №8 (65) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Дугин М.Е. ПРОБЛЕМА МАЛОИЗУЧЕННОСТИ АЛЕАТОРНЫХ СДЕЛОК // Вестник науки №8 (65) том 3. С. 40 - 45. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9766 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/9766



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.