'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №8 (65) том 3
  4. Научная статья № 5

Просмотры  43 просмотров

Дугин М.Е.

  


НЕХВАТКА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИГР И ПАРИ *

  


Аннотация:
история правового регулирования азартных игр имеет длительную историю, так как азартные игры выступали в качестве развлечения с древнейших времен. Сейчас мнение на международной арене касательно необходимости сегмента азартных игр расходится. Некоторые страны полностью запрещают весь игорный бизнес, как субъект предпринимательской деятельности, однако, превалирующее число стран считают игорный бизнес законным, но с большой долей государственного контроля и лицензирования. Несмотря на правовое лицензирование, игорный бизнес процветает за счет создания теневых сегментов в обход лицензированию и законодательству. Именно эта проблема нуждается в пересмотре приоритетности данного сегмента рынка на государственном уровне, дальнейшей модернизации законодательных мер по пресечению, либо полному и окончательному запрету на существование   

Ключевые слова:
игорный бизнес, азартные игры, букмекерство   


УДК 34

Дугин М.Е.

магистрант юридического факультета

Санкт-Петербургский государственный университет

аэрокосмического приборостроения
(г. Санкт-Петербург, Россия)

 

НЕХВАТКА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИГР И ПАРИ

 

Аннотация: история правового регулирования азартных игр имеет длительную историю, так как азартные игры выступали в качестве развлечения с древнейших времен. Сейчас мнение на международной арене касательно необходимости сегмента азартных игр расходится. Некоторые страны полностью запрещают весь игорный бизнес, как субъект предпринимательской деятельности, однако, превалирующее число стран считают игорный бизнес законным, но с большой долей государственного контроля и лицензирования. Несмотря на правовое лицензирование, игорный бизнес процветает за счет создания теневых сегментов в обход лицензированию и законодательству. Именно эта проблема нуждается в пересмотре приоритетности данного сегмента рынка на государственном уровне, дальнейшей модернизации законодательных мер по пресечению, либо полному и окончательному запрету на существование.

 

Ключевые слова: игорный бизнес, азартные игры, букмекерство.

 

Законодательство в сфере игр и пари в России постоянно подвергается серьезным изменениям. Особенно яркими являются нововведения 2015–2017 годов, согласно которым букмекерство, занявшее нишу в интернет-пространстве было приведено в более инновационные рамки, а в законодательстве появилось понятие «интерактивные ставки».

Совершенствование нормативной базы в сфере игр и пари должно было способствовать формированию нового класса игроков букмекерских контор. Одной из целей нововведений также было повышение защищенности участников игр и пари. Если онлайн букмекер с оффшорной лицензией может отказать игроку в выплате выигрыша без объяснения причин, то в рамках легальных интерактивных ставок (с использованием своеобразного посредника «ЦУПИС» между игроком и букмекерской конторой, который ведет учет всех денежных транзакций между сторонами, осуществляет переводы от игрока к букмекеру и наоборот ) это исключается, поскольку в соответствии с п.5 ст.1063 Гражданского кодекса Российской Федерации , участник, выигравший в тотализаторе или иных играх, вправе требовать от оператора выплаты выигрыша, а также возмещения убытков, причиненных нарушением договора со стороны организатора пари.

Исходя из указанной нормы, для всех легальных пари, даже заключенных в сети интернет-пространства, обеспечена судебная защита на территории РФ. Однако практика рассмотрения споров по обязательствам из игр и пари показывает, что интересы игрока ущемляются, несмотря на легальный статус букмекера. Ввиду того, что фирмы, занимающиеся азартным бизнесом, имеют большой денежный капитал и высокую прибыль, они могут позволить себе большой отдел профессиональных юристов, готовых оспорить любые иски, тем более, что правила букмекерских контор содержат очень много вольностей, будучи в рамках закона.

Правила букмекерских контор позволяют отказать игроку в выплате выигрыша не только в связи с наличием признаков неспортивной борьбы (например, перенос или отмена спортивного события). У большинства организаторов азартных игр такой перечень является открытым. Нередко используются универсальные формулировки, а именно: «выявления мошеннических действий, связанных с приемом ставок или операциями, предъявлением поддельных документов».

Для повышения привлекательности ставок в легальных букмекерских конторах необходимо сформировать четкий перечень критериев признания ставок недействительными. Для этого необходимо дополнить закон от 29.12.2006 № 244-ФЗ статьей с закрытым перечнем критериев отмены ставок. В него могли бы, на наш взгляд, войти следующие критерии:

  1. ошибка персонала или технических сбоев при приеме ставок, в том числе явные несоответствия коэффициентов;
  2. признанный международной федераций по данному виду спорта факт неспортивной борьбы;
  3. выявление противоправных действий со стороны игрока, а именно: использование поддельных документов, использование чужого верифицированного счета, осуществление повторной верификации;

Еще одной актуальной проблемой является отсутствие эффективного контроля за организаторами азартных игр. ФНС РФ осуществляет контроль только в рамках лицензионных требований, а саморегулируемые организации букмекеров, такие как «Ассоциация букмекерских контор» осуществляет контроль и работает с жалобами участников пари, однако проявляет бездействие, когда речь заходит о некорректно-установленных и утвержденных правилах клиента-букмекера.

Выделяя проблемы правового регулирования игорного бизнеса, следует обратить внимание на то, что данная предпринимательская деятельность фактически выведена за пределы гражданско-правового регулирования и имеет высокую дозволенность в законодательных рамках.

В Гражданском кодексе азартным играм и пари уделена глава 58, которая по содержанию является весьма краткой. В ней присутствуют всего две статьи (ст.1062 и ст.1063). ГК РФ указывает на возможность урегулирования данного вопроса в отдельном законе. При этом данный источник права не раскрывает понятие, форму и содержание игорного бизнеса, что должно расширить данную главу.

Проблемой правового регулирования игорного бизнеса является выделение только одного возможного субъекта данной деятельности - юридического лица. То есть индивидуальные предприниматели исключены Законом из числа лиц, которые могут быть признаны организаторами азартных игр. Следует признать, что для организаторов азартных игр в России установлены повышенные требования. Так проблемой для букмекерских контор является установленный законом минимальный размер уставного капитала организатора азартных игр в 100 миллионов рублей.

В соответствии со ст. 6 ФЗ «Об игорном бизнесе» у организатора азартных игр в букмекерской конторе существует обязанность иметь банковские гарантии исполнения обязательств перед участниками азартных игр в размере 500 млн. рублей минимум на пять лет. Букмекер должен состоять в саморегулируемой организации и внести, по меньшей мере, 30 млн. рублей для формирования компенсационного фонда. Чрезмерные требования к организаторам азартных игр, резко снижает интерес к данной сфере деятельности.

Существуют проблемы и с регулированием самой игровой деятельности. По мнению специалистов, «для букмекерских контор наиболее важной является деятельность по приему интерактивных ставок».

 В настоящее время сдерживающим фактором в развитии букмекерских контор, является установленная законом двойная идентификация игроков. Они должны сначала зарегистрироваться на сайтах букмекера и Центра учета переводов интерактивных ставок, затем лично с паспортом посетить пункт приема ставок (ППС) букмекера, пройти там идентификацию и дождаться завершения всех процедур. Любой организатор азартных игр сталкивается с проблемами организационного и административного плана.

Действующее законодательство, на мой взгляд, устанавливает чрезмерно жесткие требования к организации игорных заведений, тотализаторов, букмекерских контор. Допуск к данному бизнесу только крупных игроков, и фактический запрет на игровую деятельность на территориях вне игровых зон (кроме тотализаторов, и букмекерских контор) ведет к появлению нелегального игорного бизнеса, с которым властям приходится вести непрерывную войну (раскрытие различных замаскированных залов, постоянная слежка и поиск зацепок).

На мой взгляд, требуются изменения в законодательство, в части возможности порядка входа на рынок для частных предпринимателей. Необходимо, в частности, разрешить индивидуальным предпринимателям выступать в качестве организаторов азартных игр, снизить требования к уставному капиталу, банковским гарантиям для букмекерских контор. Следует также рассмотреть вопрос о увеличении числа игорных зон в связи с прибыльностью данного бизнеса. Если же риски существования данной отрасли азартных игр слишком высоки и их влияние приобретает резко негативный характер в отношении граждан, следует пренебречь данным видом развития предпринимательской деятельности и сосредоточиться на полном запрете данного алеаторного сегмента.

 

Список литературы:

 

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 29.01.1996. № 5. Ст. 410
  2. Бауэр В.П. О совершенствовании регулирования деятельности по организации и проведению азартных онлайн-игр // Безопасность бизнеса. 2015. №1. С. 15 - 21.
  3. Неруш М.Ю. Игры и пари (гражданско-правовой и криминалистический аспекты): Дис... канд. юрид. наук. - М., 2003. - С. 9.
  4. Веселкова Н.В. Азартные игры в России. Социологический журнал. 2009. №3.
  5. Евгений Ковтун «История правового регулирования азартных игр в России».2009. 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №8 (65) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Дугин М.Е. НЕХВАТКА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИГР И ПАРИ // Вестник науки №8 (65) том 3. С. 27 - 32. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9764 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/9764



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.