'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №8 (65) том 3
  4. Научная статья № 2

Просмотры  65 просмотров

Куликова М.В.

  


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ПРАКТИК В ФОРМИРОВАНИИ ТЕМПО-РИТМИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ *

  


Аннотация:
в работе представлено теоретическое изучение двигательных практик и дано обоснование использованию двигательных практик в процессе формирования темпо-ритмической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в рамках логопедических занятий   

Ключевые слова:
речь, темпо-ритмическая сторона речи, старший дошкольный возраст, общее недоразвитие речи, ОНР, двигательные практики, общая и мелкая моторика, межполушарное взаимодействие, координация речи с движением, высшие психические функции   


УДК 376

Куликова М.В.

учитель-логопед

МКУ "Детский дом «Родник»

(г. Таштагол, Россия)

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ПРАКТИК В ФОРМИРОВАНИИ

ТЕМПО-РИТМИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ

СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

 

Аннотация: в работе представлено теоретическое изучение двигательных практик и дано обоснование использованию двигательных практик в процессе формирования темпо-ритмической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в рамках логопедических занятий.

 

Ключевые слова: речь, темпо-ритмическая сторона речи, старший дошкольный возраст, общее недоразвитие речи, ОНР, двигательные практики, общая и мелкая моторика, межполушарное взаимодействие, координация речи с движением, высшие психические функции.

 

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что темпо-ритмическая сторона речи является важной составляющей для дальнейшего успешного речевого и физического развития ребенка. Одним из необходимых качеств правильной речевой активности является ее темпо-ритмическая выразительность. Темп и ритм речи играет важную роль в ее формировании и восприятии. Полноценное и своевременное овладение речью считается важным условием становления полноценной психики у ребенка и дальнейшего правильного её развития.

Нарушение развития темпо-ритмической организации речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи принято считать достаточно распространенным явлением, которое возникает у детей в раннем возрастном периоде, в момент активного формирования и развития речи.

Речь и движение неразрывно связаны между собой. При неполноценной двигательной активности происходит замедление развития речевой деятельности, а также всех высших психических функций ребенка [1]. Формирование темпо-ритмической стороны речи, развитие тонкой мелкой моторики и общей моторики имеет огромное значение при обучении ребёнка с ОНР.

По мнению Т. Б. Филичевой, несовершенства в развитии мелкой и общей моторики детей с общим недоразвитием речи влияют на точность и плавность движений, их быстроту, дифференцированность и переключаемость [2]. Такие дети не способны к быстрой и точной переключаемости движений, имеют трудности при дифференцировании движений рук и ног, движения неловкие, скованные, несинхронные. У них отмечается слабый речевой выдох, темп речи ускоренный или замедленный, речь таких детей невнятна и прерывиста, модуляции голоса слабые. Дети с общим недоразвитием речи затрудняются в нахождении отдельных поз, проявляется неустойчивость во время прыжков на одной ноге, присутствует трудность удержания равновесия, ограничен объём активных движений, несформированность чувства ритма и темпа, нарушена пространственная организация, нарушается контроль за собственными действиями, недостаточно сформирована мимическая моторика.

В связи с этим, возникает проблема дополнительного изучения особенностей формирования темпо-ритмической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи, посредством дополнительной стимуляции и развития двигательной сферы ребенка.

При коррекции и развитии темпа и ритма речи важно выполнять специальные упражнения на мелкую и общую моторику с использованием слухового контроля и ритмических движений, необходимо тренировать способность различать разнообразные ритмические рисунки и сознательно подчинять им свои движения, на этом и выстраивается качество речевой активности ребенка.

В работу следует включать упражнения на межполушарное взаимодействие, которые в свою очередь отвечают за синхронизацию работы полушарий, перекрестные (реципрокные) телесные упражнения, физические элементы, направленные на нахождение отдельных поз, удержание равновесия, координацию движений (в том числе координацию речи с движением), на способность переключения с одного движения на другое, на зрительно-пространственную ориентацию, оптимизацию и стабилизацию общего тонуса тела и тп. А также использование танцевальных элементов, сюжетно-образных движений, игр со звуками направленных на развитие слухового восприятия и фонематического слуха, воспроизведение стихотворных текстов в сочетании с двигательными практиками сопряжённые с рифмовкой. Наряду с этим необходимо осуществлять работу над правильным речевым и неречевым дыханием, развитием двигательных артикуляционных навыков, эмоционально-волевой сферой и речью ребенка.

Для результативности работы необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка, следовать принципу подачи упражнений «от простого к сложному», занятия осуществляются строго в режиме, упражнения проводятся по специально разработанным комплексам с учетом диагностики.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Лопатина, Л.В. Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи дошкольников: уч. пособие / Л. В. Лопатина, Л. А. Позднякова. – СПб.: НОУ «СОЮЗ», 2016. – 151 с.
  2. Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – 5-е. изд. – М.: Айрис–пресс. 2008. – 224 с. 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №8 (65) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Куликова М.В. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ПРАКТИК В ФОРМИРОВАНИИ ТЕМПО-РИТМИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ // Вестник науки №8 (65) том 3. С. 9 - 12. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9761 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/9761



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.