'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №8 (65) том 2
  4. Научная статья № 25

Просмотры  46 просмотров

Болдина О.Б.

  


СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЙ И КОНТРОЛЯ ПАРАМЕТРОВ СУДОВЫХ СИСТЕМ *

  


Аннотация:
в статье обсуждаются современные методы измерения и контроля параметров судовых систем. Приводится обзор различных современных технологий, включая использование цифровых датчиков, автоматизированных систем мониторинга и контроля, искусственного интеллекта и машинного обучения. Рассматриваются преимущества и недостатки этих методов, а также их влияние на судовую промышленность   

Ключевые слова:
судовые системы, измерение параметров, контроль параметров, цифровые датчики, автоматизированные системы, искусственный интеллект, машинное обучение   


УДК 62

Болдина О.Б.
кандидат технических наук
Санкт-Петербургский государственный морской технический университет
(г. Санкт-Петербург, Россия)

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЙ

И КОНТРОЛЯ ПАРАМЕТРОВ СУДОВЫХ СИСТЕМ

 

Аннотация: в статье обсуждаются современные методы измерения и контроля параметров судовых систем. Приводится обзор различных современных технологий, включая использование цифровых датчиков, автоматизированных систем мониторинга и контроля, искусственного интеллекта и машинного обучения. Рассматриваются преимущества и недостатки этих методов, а также их влияние на судовую промышленность.

 

Ключевые слова: судовые системы, измерение параметров, контроль параметров, цифровые датчики, автоматизированные системы, искусственный интеллект, машинное обучение.

 

Введение

Применение надежных судовых систем играет критическую роль для обеспечения безопасности эксплуатации судов и повышения эффективности морских перевозок. Системы контролируют широкий спектр параметров движения судна, например системы навигации, жизнеобеспечения и др. [1]. Благодаря развитию информационных технологий и цифровизации, современные судовые системы стали сложными структурами, которые позволяют обеспечивать очень точное позиционирование судна и высокую предсказуемость его управления [2].

В настоящей статье будет проведен обзор современных методов измерений и контроля параметров судовых систем. Будет рассмотрено, как традиционные методы были улучшены или заменены с появлением новых технологий и какие есть преимущества и недостатки у этих методов. В заключении будут сформулированы выводы о текущем состоянии этой области и о потенциальных направлениях для дальнейшего развития.

Основная часть

Методы измерения параметров судовых систем. Традиционные методы измерения параметров судовых систем (температуры, давления, скорости ветра и других важных параметров, которые влияли на функционирование судна) включают в себя множество ручных операций, которые требуют глубоких знаний и опыта от экипажа [3]. При этом традиционные методы времязатратны и подвержены риску человеческой ошибки. Вместе с развитием технологий эти методы все чаще заменяются на более современные, которые охватывают широкий спектр технологий. Например, сейчас используют цифровые датчики, которые могут автоматически собирать данные о различных параметрах внешней среды. Эти данные затем могут быть переданы на центральную систему управления для корректировки направления, скорости и других параметров движения судна [4]. Применяют автоматические идентификационные системы (AIS), системы динамического позиционирования, эхолоты и радары, гироскопические компасы и другие технологии.

Дополнительно, все больше применяются автоматизированные системы мониторинга и контроля, которые могут непрерывно отслеживать состояние различных систем на борту судна. Такие системы могут предупреждать экипаж о возможных проблемах или авариях, что позволяет своевременно реагировать и предотвращать нежелательные ситуации. Например, для этих целей применяются интегрированные системы ходового мостика (IBS), мониторинга двигателя (EMS), автоматического контроля стабилизации судна (Automatic Stability Control System), мониторинга грузовых операций (Cargo Monitoring System) и другие системы.

Эти технологии могут анализировать большое количество данных, собранных с различных датчиков, и выявлять скрытые закономерности или аномалии, которые могут указывать на возможные проблемы. Это позволяет не только быстрее и точнее определять состояние различных систем, но и предсказывать их будущее поведение [4].

Методы контроля параметров судовых систем. Традиционные методы контроля параметров судна также претерпели существенные изменения. Современные методы контроля включают в себя использование автоматизированных систем, которые следят за различными параметрами и предупреждают систему о возможных отклонениях в режиме онлайн. Это позволяет своевременно обнаруживать и устранять проблемы, улучшая таким образом безопасность и эффективность работы судна [5]. Рассмотрим некоторые из применяемых методов:

Вибрационный анализ: метод, основанный на измерении и анализе вибраций механических систем, таких как двигатели и насосы. Вибрационный анализ используется для обнаружения неисправностей, износа и других проблем, которые могут вызвать сбои в оборудовании.

Термография: использование инфракрасных камер для определения температуры поверхностей и обнаружения перегрева, тепловых потерь или утечек в системах, таких как двигатели, трубопроводы и электрические соединения.

Ультразвуковая дефектоскопия: метод, основанный на использовании ультразвуковых волн для обнаружения трещин, коррозии и других дефектов в металлических конструкциях и сварных швах.

Рентгенография: применение рентгеновских лучей для обнаружения внутренних дефектов, таких как трещины, поры и включения, в металлических и композитных материалах.

Акустический анализ: измерение и анализ звуковых волн, излучаемых различными системами на борту судна, такими как двигатели, насосы и клапаны, для обнаружения аномалий и предотвращения сбоев.

Оптический анализ: использование оптических сенсоров и камер для мониторинга состояния систем освещения, навигационных маяков и других критических компонентов судна.

Газоанализ: измерение концентрации газов, таких как углекислый газ, оксиды азота и серы, в отработавших газах для контроля загрязнения и оптимизации работы двигателя.

Балластный контроль: мониторинг уровня балластных вод и их химического состава для предотвращения переноса инвазивных видов и загрязнения морских экосистем.

Мониторинг системы смазки: анализ смазочных масел и жидкостей для определения износа, загрязнения и других проблем.

Преимущества и недостатки различных методов измерений и контроля. Современные системы контроля предлагают большую точность измерений в процессе работы, что уменьшает вероятность ошибок и позволяет точно контролировать движение. Также, они обеспечивают непрерывный мониторинг и предупреждают о любых отклонениях и возможных авариях, перегревах или перегрузках [6].

Однако, подобные системы требуют значительных финансовых инвестиций. Помимо этого, их использование практически всегда возможно только при владении узкоспециализированными навыками, что ппредполагает дополнительные затраты на найм и обучение персонала. В некоторых случаях это может привести к необходимости преодолевать внутренние психологические барьеры экипажа, так как известны случаи, когда экипаж бойкотировал требования руководства по переучиванию под новые процессы и системы, что приводило к замедлению внедрения технологии.

Отметим, что  многие современные системы зависимы от доступности интернет-соединения, электроэнергии и других параметров, что также ограничивает их эффективность.

Выводы

Современные методы измерения и контроля параметров судовых систем значительно более прогрессивны по сравнению с традиционными подходами. Они обеспечивают улучшенную точность позиционирования и движения, непрерывный мониторинг и контроль систем, способствуют улучшению безопасности и эффективности. Однако, несмотря на значительные преимущества, существуют и определенные проблемы, связанные с высокой стоимостью и сложностью внедрения таких систем, а также необходимостью специализированного обучения персонала.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Zhang, S., Zhang, X., & Hua, K. (2016). Optimal energy management in all-electric ships based on load prediction. Energy Conversion and Management, 123, 1-10.
  2. Liu, Z., Peng, Z., & Zhang, X. (2017). A novel ship navigation system based on multi-source information fusion. Ocean Engineering, 140, 14-22.
  3. Придворов Богдан Николаевич, Бордюг Александр Сергеевич. "Разработка устройства для контроля уровня напряжения для судового электроэнергетического комплекса" Известия Тульского государственного университета. Технические науки, № 1, 2023, стр. 295-297.
  4. Жарницкий В. Я. Математическая модель материалов конструкций и элементов восстанавливаемых грунтовых плотин для численных расчетов / В. Я. Жарницкий, А. П. Смирнов // Природообустройство. – 2021. − № 4. – С. 46-51.
  5. Abdullina L R et al (2022) Improving the environmental safety of vehicle operation by using flywheel batteries // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering, Volume 1227, Krasnoyarsk, Russia
  6. Терновский П.Б., Лицкан М.Ю. Организация поверки контрольно-измерительных приборов и повышение качества эксплуатации судового электрооборудования // Техническая эксплуатация водного транспорта: проблемы и пути развития. №IV.

 

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №8 (65) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Болдина О.Б. СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЙ И КОНТРОЛЯ ПАРАМЕТРОВ СУДОВЫХ СИСТЕМ // Вестник науки №8 (65) том 2. С. 206 - 211. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9747 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/9747



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.