'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №8 (65) том 2
  4. Научная статья № 17

Просмотры  28 просмотров

Савенкова А.М.

  


ПРОБЛЕМА СЦЕНИЧЕСКОГО ВОЛНЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ ДЕТСКИХ ШКОЛ ИСКУССТВ *

  


Аннотация:
в работе обоснована важность работы на преодоление сценического волнения. А также перечислены и описаны возможные реакции на сценическое выступление   

Ключевые слова:
сценическое волнение, школа искусств, типы реакций на стрессовую ситуацию   


УДК 159

Савенкова А.М.
преподаватель, концертмейстер

Муниципальное учреждение дополнительного образования

Детская школа искусств № 1

(г. Раменское, Россия)

студентка 2 курса магистратуры кафедры психологии и педагогики

Гжельский государственный университет

(п. Электроизолятор, Россия)


ПРОБЛЕМА СЦЕНИЧЕСКОГО ВОЛНЕНИЯ

У УЧАЩИХСЯ ДЕТСКИХ ШКОЛ ИСКУССТВ

 

Аннотация: в работе обоснована важность работы на преодоление сценического волнения.  А также перечислены и описаны возможные реакции на сценическое выступление.

 

Ключевые слова: сценическое волнение, школа искусств, типы реакций на стрессовую ситуацию.

 

Дети, поступившие в школу искусств, сразу погружаются в творческую атмосферу, которая не отпускает их весь период обучения.  Некоторые после окончания школы решают навсегда связать свою жизнь с миром музыки и искусства и выбирают профессию музыканта-исполнителя.

Как же построено обучение в школах искусств? Есть ли отличия от общеобразовательных школ?

  • Детские школы искусств относятся к сфере дополнительного образования.
  • В детскую школу искусств берут не всех, будущий воспитанник должен пройти вступительные испытания (музыкальное образование): проверка слуха, ритма, собеседование с родителями.
  • Образование в детских школ искусств имеет дифференцированный подход к каждому ученику. Поэтому большинство предметов проходят в индивидуальной форме: специальность и чтение с листа, аккомпанемент, ансамбль (двое учеников и преподаватель). Групповые занятия - мелкогрупповые (10-12 человек).

 Учащийся сталкивается с волнением с первых дней обучения в школе искусств. Придя впервые на урок специальности, ученик находится «один на один» с преподавателем. Данная обстановка может спровоцировать некий психологический дискомфорт. В учебной программе с первого класса предусмотрены зачеты, экзамены и выступления на концертах. Проблема «эстрадного волнения», как отмечает Л. Бочкарев, относится к числу ключевых в музыкальной педагогике и психологии, так как умение владеть собой на эстраде – одна из задач в формировании пригодности к исполнительской деятельности [1]. Савшинский С. относит эстрадное самообладание к важнейшим качествам артистичности – способность увлекаться исполнением и отдавать ему все психические силы. 

Для того чтобы удачно выступить в концерте или сыграть на экзамене или зачете, исполнителю необходимо быть в состоянии оптимальной концертной готовности. По мнению Петрушина «слагаемыми оптимального концертного состояния являются компоненты физической, умственной и эмоциональной подготовки. Два последних компонента представляют собой собственно психологическую подготовку, основывающую на хорошем физическом самочувствии музыканта [5].

Индивидуальные различия в переживаниях и внешних проявлениях эстрадного волнения очень велики. Существует связь между высшей нервной деятельности (темпераментом) и сценическим волнением. По мнению Готсиндера «наиболее отчетливо такую связь можно выявить в детском возрасте, когда еще только складывается социальный, психологический и профессиональный статус личности» [2]. Для понимания особенностей темперамента и личностного склада юным исполнителям могут помочь специальные психологические тесты и опросники, выявляющие характер реагирования человека в разных ситуациях. Тесты Айзенка, Кеттела, Люшера, Леонгарда, Тэйлора и некоторые другие, несложные в обработке и не очень громоздкие по объему, могут значительно облегчить проблему профессионального самоопределения.

Нельзя не отметить, что лучше справляются с волнением обладатели сильного типа. К такому типу принадлежат наши выдающиеся мастера Святослав Рихтер, Эмиль Гилельс, Елена Образцова. У других исполнителей их артистическое призвание и высокий долг художника помогали преодолеть врожденные недостатки типа. Так, по словам Готсиндера А., к слабому типу принадлежал Джордже Энеску, разносторонний и одаренный музыкант _ мучительно переживавший каждое свое выступление, но отличающийся повышенной эмоциональностью, высоким артистизмом и стабильностью исполнения. Но не все успешно преодолевали свое волнение. Например, Генрих Нейгауз, у которого наряду с исключительными творческими достижениями были и неудачные выступления. Шопен признавался: «Я не способен давать концерты; толпа пугает меня, меня душит ее учащенное дыхание, парализуют любопытные взгляды немею перед чужими лицами» [4].

Я делаю выводы что для достижения успеха важны не только способности и тип нервной системы, но и воля. В психологии под волей понимается-деятельность, направленная на преодоление трудностей при достижении поставленных целей. Как замечает Кадыров феномен воли вызывает наибольший интерес у широкой публики. Это и понятно, потому что большинство наших успехов в жизни в конечном счете обеспечивается победой над собой, умением преодолевать свои минутные слабости и природные недостатки в процессе профессионального становления [3]. 

У Бальзака существует следующее высказывание: «Не существует больших талантов без большой воли… Воля может и должна быть предметом гордости гораздо больше нежели талант. Если талант – развитая природная склонность, то твердая воля-ежеминутно одержимая победа над инстинктами, над влечениями, которые воля обуздывает и подавляет, над прихотями и преградами, которые она осиливает, над всяческими трудностями, которые она героически преодолевает».

Сценическое волнение-некий стресс. Стресс может оказывать не только отрицательное, но и положительное влияние на деятельность. При дезорганизации деятельности мы имеем дело с «дистрессом», при улучшении показателей деятельности – с «эустрессом». Реакция зависит от личности человека. Е. Милерян приводит следующие типы реакции на стрессовую ситуацию:

  1. Напряженный тип. В стрессовой ситуации скован. Может проявлять импульсивность и напряженность действий. Внимание приковано к одной точке.
  2. Трусливый тип. В стрессовой ситуации впадает в панику. Испытывает сильное чувство страха. Проявляет комплекс реакции по принципу полностью «уйти в себя».
  3. Тормозной тип. Проявляет заторможенность действий. Движения замедляются, реакции притупляются. Человек как бы находится в ситуации «замедленной съемки».
  4. Агрессивный тип. Человек теряет контроль над собой. Проявляет агрессию, «нападая» на всех и все.
  5. Прогрессивный тип. В стрессовой ситуации улучшаются показатели деятельности. Появляется «боевой задор», человек обнаруживает минимальную затрату сил при выполнении работы. Стресс становится активизирующим толчком для мобилизации скрытой эмоциональной силы и творческого подъема.

У выступающих на сцене учащихся мы можем обнаружить все проявления стрессовых ситуаций.

Таким образом, я делаю выводы, что спектр сценических состояний музыканта достаточно широк, и проблема «настройки» ученика на продуктивную исполнительскую деятельность затрагивает проблему волнения. Именно сценическое волнение составляет наибольшую проблему: более половины и начинающих, и опытных исполнителей говорят о ней, как о самом серьезном препятствии для достижения поставленных задач в музыкальном произведении, демонстрации своих навыков, умений и раскрытия артистизма.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. – М., 2012
  2. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. – М., 2007
  3. Кадыров Р.Г. Музыкальная психология: Учебное пособие. – Т., 2009
  4. Лист Ф. Шопен. – М., 1936. – 2002. - №12.
  5. Петрушин В.И. Музыкальная психология. – М., 2018 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №8 (65) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Савенкова А.М. ПРОБЛЕМА СЦЕНИЧЕСКОГО ВОЛНЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ ДЕТСКИХ ШКОЛ ИСКУССТВ // Вестник науки №8 (65) том 2. С. 132 - 136. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9739 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/9739



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.