'
Савенкова А.М.
ПРОБЛЕМА СЦЕНИЧЕСКОГО ВОЛНЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ ДЕТСКИХ ШКОЛ ИСКУССТВ *
Аннотация:
в работе обоснована важность работы на преодоление сценического волнения. А также перечислены и описаны возможные реакции на сценическое выступление
Ключевые слова:
сценическое волнение, школа искусств, типы реакций на стрессовую ситуацию
УДК 159
Савенкова А.М.
преподаватель, концертмейстер
Муниципальное учреждение дополнительного образования
Детская школа искусств № 1
(г. Раменское, Россия)
студентка 2 курса магистратуры кафедры психологии и педагогики
Гжельский государственный университет
(п. Электроизолятор, Россия)
ПРОБЛЕМА СЦЕНИЧЕСКОГО ВОЛНЕНИЯ
У УЧАЩИХСЯ ДЕТСКИХ ШКОЛ ИСКУССТВ
Аннотация: в работе обоснована важность работы на преодоление сценического волнения. А также перечислены и описаны возможные реакции на сценическое выступление.
Ключевые слова: сценическое волнение, школа искусств, типы реакций на стрессовую ситуацию.
Дети, поступившие в школу искусств, сразу погружаются в творческую атмосферу, которая не отпускает их весь период обучения. Некоторые после окончания школы решают навсегда связать свою жизнь с миром музыки и искусства и выбирают профессию музыканта-исполнителя.
Как же построено обучение в школах искусств? Есть ли отличия от общеобразовательных школ?
Учащийся сталкивается с волнением с первых дней обучения в школе искусств. Придя впервые на урок специальности, ученик находится «один на один» с преподавателем. Данная обстановка может спровоцировать некий психологический дискомфорт. В учебной программе с первого класса предусмотрены зачеты, экзамены и выступления на концертах. Проблема «эстрадного волнения», как отмечает Л. Бочкарев, относится к числу ключевых в музыкальной педагогике и психологии, так как умение владеть собой на эстраде – одна из задач в формировании пригодности к исполнительской деятельности [1]. Савшинский С. относит эстрадное самообладание к важнейшим качествам артистичности – способность увлекаться исполнением и отдавать ему все психические силы.
Для того чтобы удачно выступить в концерте или сыграть на экзамене или зачете, исполнителю необходимо быть в состоянии оптимальной концертной готовности. По мнению Петрушина «слагаемыми оптимального концертного состояния являются компоненты физической, умственной и эмоциональной подготовки. Два последних компонента представляют собой собственно психологическую подготовку, основывающую на хорошем физическом самочувствии музыканта [5].
Индивидуальные различия в переживаниях и внешних проявлениях эстрадного волнения очень велики. Существует связь между высшей нервной деятельности (темпераментом) и сценическим волнением. По мнению Готсиндера «наиболее отчетливо такую связь можно выявить в детском возрасте, когда еще только складывается социальный, психологический и профессиональный статус личности» [2]. Для понимания особенностей темперамента и личностного склада юным исполнителям могут помочь специальные психологические тесты и опросники, выявляющие характер реагирования человека в разных ситуациях. Тесты Айзенка, Кеттела, Люшера, Леонгарда, Тэйлора и некоторые другие, несложные в обработке и не очень громоздкие по объему, могут значительно облегчить проблему профессионального самоопределения.
Нельзя не отметить, что лучше справляются с волнением обладатели сильного типа. К такому типу принадлежат наши выдающиеся мастера Святослав Рихтер, Эмиль Гилельс, Елена Образцова. У других исполнителей их артистическое призвание и высокий долг художника помогали преодолеть врожденные недостатки типа. Так, по словам Готсиндера А., к слабому типу принадлежал Джордже Энеску, разносторонний и одаренный музыкант _ мучительно переживавший каждое свое выступление, но отличающийся повышенной эмоциональностью, высоким артистизмом и стабильностью исполнения. Но не все успешно преодолевали свое волнение. Например, Генрих Нейгауз, у которого наряду с исключительными творческими достижениями были и неудачные выступления. Шопен признавался: «Я не способен давать концерты; толпа пугает меня, меня душит ее учащенное дыхание, парализуют любопытные взгляды немею перед чужими лицами» [4].
Я делаю выводы что для достижения успеха важны не только способности и тип нервной системы, но и воля. В психологии под волей понимается-деятельность, направленная на преодоление трудностей при достижении поставленных целей. Как замечает Кадыров феномен воли вызывает наибольший интерес у широкой публики. Это и понятно, потому что большинство наших успехов в жизни в конечном счете обеспечивается победой над собой, умением преодолевать свои минутные слабости и природные недостатки в процессе профессионального становления [3].
У Бальзака существует следующее высказывание: «Не существует больших талантов без большой воли… Воля может и должна быть предметом гордости гораздо больше нежели талант. Если талант – развитая природная склонность, то твердая воля-ежеминутно одержимая победа над инстинктами, над влечениями, которые воля обуздывает и подавляет, над прихотями и преградами, которые она осиливает, над всяческими трудностями, которые она героически преодолевает».
Сценическое волнение-некий стресс. Стресс может оказывать не только отрицательное, но и положительное влияние на деятельность. При дезорганизации деятельности мы имеем дело с «дистрессом», при улучшении показателей деятельности – с «эустрессом». Реакция зависит от личности человека. Е. Милерян приводит следующие типы реакции на стрессовую ситуацию:
У выступающих на сцене учащихся мы можем обнаружить все проявления стрессовых ситуаций.
Таким образом, я делаю выводы, что спектр сценических состояний музыканта достаточно широк, и проблема «настройки» ученика на продуктивную исполнительскую деятельность затрагивает проблему волнения. Именно сценическое волнение составляет наибольшую проблему: более половины и начинающих, и опытных исполнителей говорят о ней, как о самом серьезном препятствии для достижения поставленных задач в музыкальном произведении, демонстрации своих навыков, умений и раскрытия артистизма.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Номер журнала Вестник науки №8 (65) том 2
Ссылка для цитирования:
Савенкова А.М. ПРОБЛЕМА СЦЕНИЧЕСКОГО ВОЛНЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ ДЕТСКИХ ШКОЛ ИСКУССТВ // Вестник науки №8 (65) том 2. С. 132 - 136. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9739 (дата обращения: 17.05.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*