'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №8 (65) том 2
  4. Научная статья № 16

Просмотры  49 просмотров

Савенкова А.М.

  


ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ ТИПА ТЕМПЕРАМЕНТА И ФОРМ ПРОЯВЛЕНИЯ СЦЕНИЧЕСКОГО ВОЛНЕНИЯ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ *

  


Аннотация:
в работе построена взаимозависимость типа темперамента и форм проявления сценического волнения. Показана необходимость понимания типа темперамента для успешного выступления на сцене   

Ключевые слова:
сценическое волнение, типы темперамента   


УДК 159

Савенкова А.М.
преподаватель, концертмейстер

Муниципальное учреждение дополнительного образования

Детская школа искусств № 1

(г. Раменское, Россия)

студентка 2 курса магистратуры кафедры психологии и педагогики

Гжельский государственный университет

(п. Электроизолятор, Россия)


ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ ТИПА ТЕМПЕРАМЕНТА

И ФОРМ ПРОЯВЛЕНИЯ СЦЕНИЧЕСКОГО ВОЛНЕНИЯ

В МУЗЫКАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

 

Аннотация: в работе построена взаимозависимость типа темперамента и форм проявления сценического волнения. Показана необходимость понимания типа темперамента для успешного выступления на сцене.

 

Ключевые слова: сценическое волнение, типы темперамента.

 

Перед выступлением на сцене важна не только подготовка самого произведения: текста, необходимого образа, углубление в историю создания и интерпретацию и т.д., но и правильный психологический настрой.

Зачастую причина волнения заключается в неопределенности и непредсказуемости реакции публики на выступление. Зачастую мы сильно зависим от «чужого» мнения. Ученики могут переживать за свою сложившуюся репутацию в школе и могут бояться ее потерять.

Для кого-то оптимальными словами перед выходом на сцену будут: Мы верим в тебя! Мы знаем, что ты лучший! Ты победишь! Но есть категория детей, для которых эти слова только лишь помешают. Ребенок будет боятся не оправдать себя, не выполнить то, чего о него ждут. Поэтому выступающему рекомендуется, не думать, о том, что нужно специально кому-то нравиться. И, выходя на сцену, стараться получать удовольствие от выступления.  Внушить такой настрой на выступление является одной из основных задач педагога.

Сценическое волнение - каждый переживает по-своему, и вот эта степень волнения может зависеть еще и от типа характера. 

Существуют люди с так называемым сильным и слабым типом нервной системы. Исполнители сильного типа способны показать технические результаты, но их игра может носить прямолинейный характер, при котором исчезают детали, ускоряется темп, снижается выразительность. Лица со слабой нервной системой могут показать несколько худшие технические результаты, при этом на эстраде у них нередко увеличивается художественная глубина выражения. При этом темп может несколько замедляться. Интересно, что к числу людей со слабой нервной системой принадлежали великие скрипачи, такие как Никколо Паганини и Генрик Венявский.

Сценическое волнение на всех действует по-разному. Один ученик ничего не боится, другой испытывает чрезмерное нервно-мышечное возбуждение, третий впадает в прострацию, четвертый не может совладать с чрезмерным эмоциональным возбуждением и т.д. Бывают ученики, которые блестяще играют в классе и абсолютно «теряются» на сцене. Или, наоборот, в классе исполняют произведения с ошибками, неэмоционально, скучно, а на сцене их преображаются. Они собираются и показывают прекрасные результаты. Многое зависит тут от типа нервной системы, умения настроить себя на успех, силы воли.

В музыкальном исполнительстве успеха могут добиться люди с любым типом высшей нервной деятельности, в том числе и меланхолики. Если музыкант, обладающий меланхолическим типом темперамента, постоянно нацелен на преодоление негативных свойств своей психики, то со временем его нервная система приспосабливается к условиям творческой работы. Тип темперамента не является роком, данным человеку раз и навсегда.

Тип высшей нервной деятельности музыканта определяет многие творческие задачи, которые приходится решать во время репетиций. Давайте сейчас опишем круг исполнительских проблем, типичных для музыкантов того или иного вида темперамента. 

А. Готсдинер дает следующие характеристики типов темпераментов:

  1. Сангвиник. Быстро включается в новую работу. Работоспособен, но быстро устает, когда встречается с трудностями. Музыкальный текст учит быстро, но дорабатывает с трудом. Любит быть на публике, участвовать в концертах, может волноваться очень сильно в зависимости от обстоятельств. Играет ярко, но возможны срывы и технические неудачи. При удачном выступлении может ярко выражать свои эмоции, даже хвастаться. При неудачном – старается снизить авторитет комиссии, слушателей, старается убедить себя реабилитироваться. Замечания выслушивает, но не всегда учитывает.
  2. Холерик. На публике волнуется очень сильно, но, как и сангвиник, на концерте играет лучше, эмоциональнее и выразительнее, чем в классе или на репетиции. Может играть очень ярко, удивляя педагогов, которые работают с ним, или, очень хорошо его знают. Срывы могут быть очень серьезные. При удачном выступлении внутренний подъем переживает долго. При неудачном выступлении обвиняет всех, только не себя, в зале было жарко или холодно, рояль не звучал, было шумно. К замечаниям относится очень болезненно, может нагрубить, поэтому их следует делать мягко, на фоне положительных сторон.
  3. Меланхолик. Учащемуся с таким темпераментом необходима постоянная тренировка и частые выступления на сцене с репертуаром меньшей сложности, чем он может. Быстро утомляется, работоспособность – низкая. Очень эмоционален, впечатлителен. Сильно волноваться может даже на уроке, на репетиции к концерту играет с большими потерями от зажатости и перенапряжения. Свои неудачи постоянно преувеличивает, долго и болезненно их переживает. Здесь, конечно, же, необходима помощь преподавателя. Нужными словами надо постараться разбудить волю ученика и убедить его, что он обязательно справится и преодолеет свой страх. Лучше переключить внимание ученика со своего состояния на концертную программу, проанализировать темпы в каждом произведении, сосредоточиться на динамических указаниях, – все это должно отвлечь его от волнения, помочь успокоиться.
  4. Флегматик. Работоспособен, уравновешен, не находчив. Характеризуются низкой активностью. Умеет держать себя солидно, оставаясь спокойным и уравновешенным. Волнуется сильно, но может собой управлять и играть стабильно. Может быть активным, но долго собирается, сосредотачивается, проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. Обладает выдержкой. На концертах играет так же, как в 337 классе. Для развития эмоциональной сферы следует больше играть на публике. К замечаниям относится спокойно, старается доработать и исправить [3].

Педагогу необходимо учитывать типы темперамента своего учащегося для правильного к нему подхода. К сожалению, очень часто встречаются некомпетентные педагоги, которые не вникают в психологическое и эмоциональное состояние детей и, всех учат и настраиваю по единому привычному «шаблону». Этот путь может привезти к состоянию тревожности, страхов и нервозности у учащихся. И как к конечный итог: нежелание выходить на сцену, продолжать заниматься музыкой в целом, да и просто к отсутствию нормального психологического здоровья.

Известно, что в чистом виде темпераменты встречаются относительно редко. И хотя в творческой работе музыканта преобладают черты какого-либо одного темперамента, могут наблюдаться также отдельные особенности, свойственные другому. Ежедневное решение схожих исполнительских проблем, постоянное выполнение одних и тех же творческих задач постепенно меняет психику человека. К большому сожалению, преподаватели в школах искусств редко учитывают индивидуальные особенности каждого ученика. Ведут свое обучение по «единому золотому» стандарту. Ученику, который не смог проявить себя ярко на сцене, мгновенно присваивают «ярлык» профнепригоден. Но надо помнить, мы разные изначально и поэтому единого решения учебных и исполнительских задач попросту не существует. Педагог должен постоянно искать новые пути решения трудностей и стараться раскрыть способности каждого ученика.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. – М., Наука,2001
  2. Бабкина Ю.А. (Литвиненко Ю.А.) Подготовка студентов-музыкантов к публичному выступлению как психолого-педагогическая проблема // Проблемы преподавания музыкальных дисциплин на современном этапе. Тезисы Второй межвузовской научно-практической конференции. – М.: МГИМ им. А.Г. Шнитке, 2009. – С. 22-26
  3. Готсдинер А.Л. Подготовка учащихся к концертным выступлениям (К вопросу об эстрадном волнении)/ А.Л. Готсдинер // Методические записки по вопросам музыкального образования: Сб. статей. Вып. 3. М.: Музыка, 2001. С. 182–192
  4. Литвиненко Ю.А. Подготовка учащихся к публичным выступлениям: психолого-педагогические рекомендации // Музыкальное образование в ХХI веке: традиции и инновации. (К 50-летию музыкального факультета МПГУ). Материалы II Международной научно-практической конференции. – Т. II. – М.: МПГУ, 2009
  5. Легинькова Г.В. Особенности подготовки учащихся ДМШ и ДШИ к концертному выступлению // Материалы X Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией Ю.Ю. Андреевой и И.Э. Рахимбаевой. – Саратов, 2021. – С. 331–338 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №8 (65) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Савенкова А.М. ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ ТИПА ТЕМПЕРАМЕНТА И ФОРМ ПРОЯВЛЕНИЯ СЦЕНИЧЕСКОГО ВОЛНЕНИЯ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ // Вестник науки №8 (65) том 2. С. 126 - 131. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9738 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/9738



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.