'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №8 (65) том 2
  4. Научная статья № 13

Просмотры  99 просмотров

Федотовская В.В., Печеневская М.А.

  


АКТУАЛЬНОСТЬ РОЛИ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ В НАСТОЯЩЕМ ВРЕМЕНИ *

  


Аннотация:
в статье рассматривается понятие правовой культуры, указывается на актуальность ее роли для детей и молодежи в современности. Правовая культура человека отражает уровень личностного развития человека, определяет, насколько индивид может соблюдать правовые нормы. В статье рассматривается восприятие правовой культуры современным обществом и культурно-этнические предпосылки этого восприятия, выделяются основные проблемы правовой культуры личности в современном обществе, такие как отсутствие юридического образования и непонимание степени ответственности и действия закона. Автор рассматривает проблемы развития правовой культуры в молодежной среде. В конце работы формулируются выводы о состоянии правовой культуры в современном обществе и даются пути решения проблемных вопросов, выявленных в исследовании   

Ключевые слова:
правовая культура, государство, проблемы, норма права, молодежь, дети   


УДК 340.114.5

Федотовская В.В.

Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России

(г. Санкт-Петербург, Россия)

 

Научный руководитель:

Печеневская М.А.

к.п.н., доцент кафедры экономики и права

Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России

(г. Санкт-Петербург, Россия)

 

АКТУАЛЬНОСТЬ РОЛИ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ

И МОЛОДЕЖИ В НАСТОЯЩЕМ ВРЕМЕНИ

 

Аннотация: в статье рассматривается понятие правовой культуры, указывается на актуальность ее роли для детей и молодежи в современности. Правовая культура человека отражает уровень личностного развития человека, определяет, насколько индивид может соблюдать правовые нормы. В статье рассматривается восприятие правовой культуры современным обществом и культурно-этнические предпосылки этого восприятия, выделяются основные проблемы правовой культуры личности в современном обществе, такие как отсутствие юридического образования и непонимание степени ответственности и действия закона. Автор рассматривает проблемы развития правовой культуры в молодежной среде. В конце работы формулируются выводы о состоянии правовой культуры в современном обществе и даются пути решения проблемных вопросов, выявленных в исследовании.

 

Ключевые слова: правовая культура, государство, проблемы, норма права, молодежь, дети.

 

Одна из самых актуальных проблем современного российского общества – нежелание населения, в первую очередь, молодежи участвовать в политической и социальной жизни государства. Правовая культура в современном мире является очень важным показателем уровня развития какого-либо государства, т. к. именно знание людьми своих прав и законов, действующих в государстве, а также умение их использовать и применять во всех сферах нашей жизнедеятельности является высшей точкой мирного взаимодействия гражданского общества и государства. Для полноценного формирования у человека правового сознания следует, по-нашему мнению, начать с изменений в воспитании и обучении всех субъектов правоотношений. Следовательно, для начала нужно начать с молодых людей. Именно данная социально-демографическая группа будет обеспечивать в будущем успех социально-экономического, политического и духовного развития России. Также следует отметить, что показателем пассивности молодежи служит низкое процентное соотношение ее участия в выборном процессе. По данным статистики, лишь 20% российской молодежи проявляет интерес к политике и лишь 1% участвует в политической жизни в 2020 году [7]. Такие показатели вызывают опасения, т. к. молодые люди, которые являются политическими абсентеистами, отдают другим возрастным группам право полностью управлять политической и экономической жизнью страны. Но новые современные веяния в развитии общественно-политической жизни зачастую не воспринимаются старшим поколением в силу своей косности их жизненных устоев. С другой стороны, и значительная часть подрастающего поколения, – молодых людей, недавно достигших 18-ти лет, не воспринимают новые возможности. Можно предположить, что они не видят в этом особого смысла или, что еще хуже, у них полностью отсутствует интерес к политике.

Правовая культура была предметом научных дискуссий на протяжении последних двадцати лет, особенно в связи с европеизацией частного права [1, с. 157]. В то же время не существует единого разработанного определения понятия "правовая культура", которое устраивало бы всех исследователей. Развитие верховенства права на современном этапе обязательно должно сопровождаться процессом формирования правовой культуры общества, поскольку именно эта категория определяет качественное состояние всей правовой жизни общества [2]. К сожалению, в России часто наблюдаются проявления правового нигилизма, что довольно негативно сказывается на процессе формирования правовой культуры в государстве [3]. Сегодня мы можем наблюдать "недооценку силы закона российским обществом" [4]. Термин "правовая культура" используется во многих различных отраслях науки, которые не всегда достаточно разделены. Правовая культура часто представлена правом в широком смысле этого слова и, таким образом, является синонимом "живого права" [5]. Иногда термин "правовая культура" используется как полный синоним понятия "правовая семья" или "правовая традиция" [6].

Правовая культура – разновидность общей культуры общества. Она очень гармонично взаимодействует с остальными сферами, областями нашей общественной жизни: политической, религиозной, экономической, нравственной и т.д., при этом ощущая на себе их влияние, которое можно  назвать основополагающим. Правовая культура включает в себя не только правовые ценности, но и право в целом, юридические науки, развивающееся юридическое образование. Помимо этого, правовая культура – это вид общей культуры личности, включающей в себя определенную степень правосознания, степень качественного овладения всеми знаниями, навыками, а также, что немало важно, умение действовать в правовом поле. Отличительными чертами правовой культуры становятся общий уровень знаний и беспристрастная позиция людей к праву; комплекс правовых знаний в виде правил и установок, проявляющихся в обычной жизни каждого человека: в трудовой деятельности, в обучении, в общении с другими субъектами правоотношений.

В настоящее время вопросы по правовому воспитанию возлагаются на школу, так как именно здесь создаются условия для ознакомления школьников с основными правами и обязанностями, которые нужны для подготовки к разрешению жизненных ситуаций Правовое воспитание учащихся должно осуществляться еще на ступени начальной школы, так как именно в этом возрасте младшие школьники стремятся узнать окружающее вокруг них. На этой ступени развития происходит становление понятий о мире, добре и зле, отношений между людьми. Нельзя не отметить, что добро — это желание человека к применению в жизнь указанных ценностей и норм. Русский философ Ильин И.А. отмечал, что «человеческий душевно-духовный мир – это местонахождение добра и зла. Никакое внешнее состояние человеческого тела само по себе, никакой внешний «поступок» человека сам по себе, взятый и обсуждаемый отдельно, отрешенного от скрытого за ним породившего его душевно-духовного состояния, не может быть ни добрым, ни злым» [4, с. 30]. Существуют другие подходы о понятие добра, например, Джон Локк писал: «Вещи бывают добром и злом только в отношении удовольствия и страдания. «Добром» мы называем то, что способно вызвать у нас или увеличить удовольствие.… Под «удовольствием» и «страданием» я разумею либо то, что относится к телу, либо то, что к душе» [7, с. 242]. Имеется другая точка зрения, по которой добро расценивается как благой результат или благое желание, но общество в той или иной ситуации может признать один из двух элементов добра. Таким образом, право обнаруживается неотделимым составляющим духовной жизни человечества, которое может анализироваться не только как нормы, но и как духовные ценности, заключающие в себе мнения о добре и зле. Находясь в детской группе, школьник может выполнять разные роли. По осуществлению этих ролей он может столкнуться с необходимостью сопоставлять ранее известные нормы и правила с возникающими трудностями. Для анализа и решения таких ситуаций, необходимы элементарные правовые знания. Однако ученики в начальных классах не могут осознавать адекватность определенных действий, прогнозировать их последствия из-за низкого уровня правовой культуры. В современной системе образования формирование правовой культуры у учащихся является актуальной задачей. Это обусловлено тем, что гражданское общество стремится к соблюдению норм и правил, с одной стороны, и дальнейшим совершенствованием правовой культуры при обновлении концептуальных основ теории права, с другой. В соответствии с Федеральный законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Конституцией Российской Федерации от 25 декабря 1993 г. (далее – Конституция РФ) закреплены положения, которые определяют место и роль воспитательной деятельности в образовании. Исходя из данных нормативных правовых актов воспитание определяется как одно из приоритетных направлений в деятельности, которое осуществляет образовательное учреждение. Именно школа обеспечивает непрерывную взаимосвязь между ребенком, родителем и социумом, осуществляя и обеспечивая полный комплекс воспитательного процесса. Процесс воспитания человека, в том числе младшего школьника является одной из приоритетных задач, поэтому становится очевидным, что укрепление норм воспитанности в сознании является залогом прочного правового сознания. Правовое воспитание есть планомерный, управляемый, организованный, систематический и целенаправленный процесс воздействия на сознание, психологию граждан Российской Федерации всей совокупности многообразных правовоспитательных форм, средств и методов, имеющихся в арсенале современной правовой деятельности, с целью формирования в их правосознании глубоких и устойчивых правовых знаний, убеждений, потребностей, ценностей, привычек правомерного поведения. Средства и формы сотрудничества учителя с учащимися связаны с преодолением авторитарных методов, педагогики ненасилия, создания атмосферы, способствующей свободной дискуссии и гражданской позиции. Одним из важных условий является воспитание правовой культуры, формирующее установки гражданственности, соблюдение и уважение прав, конструктивных способов решения споров. При достаточности воспитания правовой культуры учащихся начальных классов вырабатывается уважение к закону, нормам, что в свою очередь непосредственно оказывает влияние на их жизненную позицию.

В современное время именно на проблемы формирования правовой культуры в начальной школе связаны с обучением детей преодолению с половой распущенности и вседозволенности, с бродяжничеством, с последствиями развода родителей [3, 5, 6]. Правовое просвещение учащихся начальной школы необходимо и востребовано, так как они в большей степени подвержены влиянию со стороны и практически не защищены от их негативного воздействия.

Итог теоретико-правового анализа понятийно-категориального аппарата правовой культуры показывает, что правовая культура постоянно находится в движении, при этом не только сохраняет установившиеся особенности, но и приобретает новую содержательную специфику

Каждый человек задает себе следующие вопросы: какие важные и неизбежные духовные ценности сформировались в нем самом, на каких соглашениях, верованиях, принципах, обычаях, законах они основаны. Жизненный путь человека ставит перед ним задачу сделать осознанный выбор между различными моделями поведения и обязанностями [7]. Окружающий мир ставит препятствия и преграды на пути свободного выбора: юридические и духовные свободы человека - это степень ответственности за принятое им решение [8]. Правовая культура ограничивает спонтанную свободу личности. Всегда будут существовать ограничения, потому что культура - это нормативная база, регулирующая человеческое поведение. Это нормы для по-настоящему культурного человека, и запреты ни в коем случае не воспринимаются им как ярмо. Освоенные с раннего возраста, они пользуются уважением.

Правовое просвещение предполагает формирование общей правовой культуры школьников, а именно: правовую грамотность, правовое мышление и правовую умелость [1]. Эффективное правовое просвещение невозможно без организации школьной жизни в соответствии с нормами права, без создания в школе правового пространства - это тот фундамент, на котором следует формировать современную правовую культуру участников образовательного процесса [2]. Создание в школе правового пространства позволяет формировать у школьника социально значимые качества, необходимые ему в будущем для умения защищать свои права, быть законопослушным и проявлять правовую активность в необходимых ситуациях [3]. Ключевую роль в воспитании и формировании знаний в области правовой культуры играет не только классный руководитель или социальный педагог, как принято считать во многих случаях, но и учителя-предметники. Именно на их уроках можно раскрыть многие аспекты правовой деятельности.

Формирование правовой культуры необходимо рассматривать как целенаправленный процесс, который воздействует на сознание индивида с помощью целой системы психолого-педагогических приемов, методов и технологий. В процессе жизни человек, существуя в том или ином обществе, усваивает определенный поведенческий сценарий. Одновременно происходит и формирование правовой культуры, которая включает в себя определенные правовые представления, оценочные суждения к явлениям правовой жизни. Развитие правовой культуры происходит в течение всей жизни. Начиная с раннего возраста, ребенок усваивает стандарты нормативного поведения, в процессе воспитания у него формируются нравственные представления. Это формирует его собственную, детскую правовую культуру. Правовое воспитание ребенка – это основа формирования его нормативного поведения в дальнейшем, что является необходимым условием его успешной социализации в динамично развивающемся обществе. Высокий уровень сформированности правовой культуры человека позволяет осваивать новые сферы деятельности, находить адекватные пути преодоления трудностей и самореализации.

Низкий уровень правосознания и правовой культуры детей и подростков является одной из причин возникновения правонарушений несовершеннолетних, а также становится причиной их виктимного поведения. Особое значение приобретает данная проблема в системе специального и инклюзивного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью. Формирование правовой культуры лиц с ограниченными возможностями здоровья имеет принципиальное значение для их дальнейшей социализации и интеграции в обществе, а также становлении их гражданственности, что проявляется в готовности принимать и следовать предписаниям этических норм и норм права.

Правовая культура подрастающего поколения характеризуется недостаточным знанием законов [9]. Что же тогда говорить о имущественных отношениях, регулируемых гражданским законодательством, правами потребителей и многими другими законодательными актами Российской Федерации. Очень часто молодые люди знают законы, но не соблюдают их, потому что не думают, что за это наступит ответственность, не верят в силу закона и не признают его регулирующую роль в обществе, что является правовым нигилизмом, о котором мы упоминали ранее. Еще хуже, когда молодые люди готовы использовать законы только в корыстных целях, что называется юридическим цинизмом [10]. Проблема недостаточного развития правовой культуры личности у молодежи связана, на наш взгляд, с отсутствием юридического образования. Несмотря на то, что дисциплина "Юриспруденция" была включена в школьную программу последних лет, она дает лишь поверхностные знания о самом понятии права. Школы не дают актуальных знаний для формирования правовой культуры личности, хотя потребность в этих знаниях есть, и довольно острая. Такая потребность формируется, по крайней мере, потребностью знать свои права и обязанности [11].

Уровень правовой культуры подростка чаще всего определяется его общим культурным уровнем, который неразрывно связан с нравственной, политической, экономической и другими типами культур [3]. Их формирование носит как управляемый (воспитание и образование в школе), так и стихийный характер (культурные образы в СМИ, ценности социальной группы досуга и т.д.). Как оказалось, старшеклассники, в большинстве случаев, не знают о своих правах и обязанностях, не могут соотнести свое поведение с общепринятыми и не в состоянии отстоять свои права.

 Нам представляется, что основой воспитания правовой культуры подростков должно стать их правовое просвещение, которое должно включать в себя изучение Конституции РФ, некоторых основ отраслей права, знакомство с административным, трудовым, брачно-семейным и уголовным законодательством [4]. Именно на их содержании следует раскрывать смысл и значение правовых принципов и положений государства. Следует отметить и проблемы формирования личности подростка, которые оказывают влияние и на развитие его правовой культуры. К ним будем относить:

  1. Распространенность рекреативной функции досуга подростков, которая заключается в «ничегонеделание». Поскольку такая форма проведения досуга проходит в субкультурном общении со сверстниками, самореализация подростка обнуляется или приобретает криминальные формы. Этому способствует также обесценивание морально-нравственных ценностей в современном обществе.
  2. Зависимость от мнения подростковой группы сверстников. Подросток рискует стать «изгоем» если не примет мнение большинства. Не всегда окружение и внешние факторы, оказывают благоприятное влияние на поведение молодежи.
  3. Восприятие традиций и обычаев в молодежной среде воспринимается как анахронизм, то есть у подростков отсутствует этнокультурная самоидентификация. В таком случае правовая культура может быть отторгнута как часть общей культуры, не понятной для молодежи.
  4. Для осознания своих прав и свобод необходимы социальные площадки для участия молодежи в жизни общества.

 К сожалению, российское государство не задействует потенциал молодежи. Этим пользуются протестные группы, которые готовят свой электорат на будущее через искажение правового восприятия. Они предлагают деструктивный социальный опыт, который ведет к формированию правовой асоциальности молодежи. Из всего вышесказанного можно заключить, что механизмы формирования правовой культуры молодежи в границах потребностей государства как структуры общественного управления может быть реализован в образовательной системе. Это предполагает, что традиционные способы и методы преподавания права в общеобразовательных учреждениях должны быть скорректированы под современные требования на основе идеи целенаправленного и всестороннего педагогического воздействия на самосознание обучающихся путѐм передачи системы правовых знаний, развития чувства уважения к законам государства, к правам и обязанностям гражданина, воспитания ответственности за судьбу общества.

Для нормального функционирования в обществе, а также для усвоения различных политических знаний, взглядов и умений в интересах молодежи, необходимо проводить обязательные ежеквартальные правовые квесты, в которых молодые люди смогут применить усвоенную ими теоретическую базу на практике и научиться самостоятельно отстаивать, защищать свои права и свободы в повседневной жизни. Достаточно низкая мотивация у школьников и студентов в стремлении изучать что-то новое в связи с тем, что их не устраивает методика преподавания. Многие обучающиеся утверждают, что занятия проходят в однообразной, неинтересной форме, поэтому единственным мотивом посещения ими учебного заведения является получение документа об образовании, а не стремление обрести новые знания, которые они смогут в будущем реализовывать в профессиональной деятельности. Учитывая вышесказанное, мы предлагаем обратиться к позитивному опыту проведения в школах и университетах «Дней самоуправления», где учащиеся в свободной и доступной форме будут учиться проводить для своих сверстников уроки права под руководством профессионального преподавателя. Они могут проходить в виде игр, конкурсов и т. п. На наш взгляд, такая методика подачи информации способствует ее лучшему усвоению всеми участниками.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что уровень правовой культуры, правосознания личности и общий уровень грамотности человека и гражданина всецело зависит от стадии развития нормотворческой и правоприменительной деятельности, а также от качества правового образования. Следует уделять огромное внимание правовому воспитанию молодого поколения при помощи не только существующей практики, но и более современной, с использованием новейших технологий, новых способов повышения показателя правового мышления. Рекомендованные нами варианты и пути увеличения количества юридически подготовленных молодых людей, прежде всего, дают стимул уважать и соблюдать закон, а также охватывают большую целевую аудиторию, позволяют лучше адаптироваться в обществе.

Проанализировав все вышесказанное, мы перечислим несколько факторов, необходимых для повышения правовой культуры личности в России:

  1. Уважение к закону. Прежде всего, необходимо воспитывать молодежь в уважении к законам страны. Каждый человек должен понимать, что за любое преступное деяние предусмотрено наказание, и за любое действие необходимо нести ответственность. Уважение к закону формируется еще в дошкольном возрасте благодаря правовому воспитанию родителей. Именно семья должна проводить беседы с ребенком, способствуя усвоению первых знаний о законе и формируя уважение к закону.
  2. Знание закона. "Незнание закона не освобождает от ответственности" — вот основополагающий принцип, на котором строится правовая культура. Знание закона может защитить человека от мошенников или людей, нарушающих его права. Знание закона должно обеспечиваться мероприятиями, проводимыми в системе общего образования. Но здесь есть проблема: основы права изучаются в средней школе.

Для развития знаний в области права необходим непрерывный процесс усвоения правовых норм, именно поэтому необходимо ввести дисциплины, предполагающие изучение законов в младших и средних классах. Таким образом, мы пришли к следующим выводам:

 1) еще не сложилась единая система правового образования и воспитания, а также пропаганда, внушающая понимание важности знания правовых основ государства;

 2) в обществе часто встречаются проявления правового нигилизма;

 3) система ценностных ориентаций общества не предусматривает обязательного соблюдения требований правовой культуры.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Букин М. В. Формирование правовой культуры молодежи в современных социальных преобразованиях / М. В. Букин // Проблемы реализации прав человека и гражданина в условиях современных социальных трансформаций : Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной памяти профессора Ф.М. Рудинского, Москва, 21 апреля 2022 года / Под общей редакцией Д.А. Пашенцева, Н.М. Ладнушкиной. – Саратов: Издательство "Саратовский источник", 2022. – С. 354-356.
  2. Жук Д. Н. Правовая культура в жизни современной молодежи / Д. Н. Жук // Epomen. Global. – 2022. – № 25. – С. 142-147.
  3. Корчагина Т.В., Николаев А.И. Правовое воспитание в современных реалиях // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Юридические науки. 2021. № 4. С. 42-47
  4. Насурдинов Э. С. Правовая культура: монография / отв. ред. Ф. Т. Тахиров. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2018. - 352 с.
  5. Юридическая наука и практика: альманах научных трудов Самарского юридического института ФСИН России / А. И. Абатуров, Д. М. Адылин, Ю Н. Арзамасский [и др.]; под ред. Р. А. Ромашова. - Самара: Самарский юридический институт ФСИН России, 2019. - 274 с.
  6. Поляков А. В. Общая теория права: учебник / А. В. Поляков, Е. В. Тимошина. 3-е изд. - СПб.: СПбГУ, 2018. - 468 с.
  7. Пападопулос А. Н., Шаповалов А. В. Об особенностях формирования и развития отечественной правовой культуры // Научное обеспечение агропромышленного комплекса. Сборник статей по материалам 75-й научно-практической конференции студентов по итогам НИР за 2019 год. Отв. за вып.: А. Г. Кощаев. 2020.- С. 1268–1271
  8. Теория государства и права: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» / Под ред. М. М. Рассолова, А. И. Клименко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2021. - 343 с
  9. Хамурадова Ж. В. Правовая культура современной Российской молодежи и пути ее повышения / Ж. В. Хамурадова // Актуальные проблемы права, экономики и управления : сборник материалов студенческой научной конференции, посвященной памяти заслуженного деятеля науки Российской Федерации, учёного-правоведа, доктора юридических наук, профессора М.Н. Марченко., Москва, 24 марта 2022 года. – Саратов: Издательство "Саратовский источник", 2022. – С. 71-75 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №8 (65) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Федотовская В.В., Печеневская М.А. АКТУАЛЬНОСТЬ РОЛИ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ В НАСТОЯЩЕМ ВРЕМЕНИ // Вестник науки №8 (65) том 2. С. 104 - 116. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9735 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/9735



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.