'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №8 (65) том 2
  4. Научная статья № 11

Просмотры  512 просмотров

Таран К.А.

  


ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРАВА В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ *

  


Аннотация:
в условиях активного развития цифровых технологий, затрагивающих все сферы жизни общества, а также широкого внедрения инноваций, все большее значение приобретает готовность правовых институтов к цифровой трансформации, которая включает в себя необходимость автоматизировать многие юридические процессы и переводить их в цифровой вид   

Ключевые слова:
цифровые технологии, внедрение инноваций, правовые институты, цифровая трансформация, юридические процессы, цифровой вид, автоматизация   


УДК 34

Таран К.А.

студент 1 курса,

ЧОУ ВО Южный университет (ИУБиП)

(г. Ростов-на-Дону, Россия)

 

ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРАВА В УСЛОВИЯХ

РАЗВИТИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 

Аннотация: в условиях активного развития цифровых технологий, затрагивающих все сферы жизни общества, а также широкого внедрения инноваций, все большее значение приобретает готовность правовых институтов к цифровой трансформации, которая включает в себя необходимость автоматизировать многие юридические процессы и переводить их в цифровой вид.

 

Ключевые слова: цифровые технологии, внедрение инноваций, правовые институты, цифровая трансформация, юридические процессы, цифровой вид, автоматизация.

 

Автоматизация различных процессов и придание им цифрового формата последние десятилетия оказывают огромное влияние на все сферы жизни общества. Естественно, стремительное развитие в этой области не могло не затронуть и правовые институты. Технологии с каждым днём всё больше проникают в различные отрасли права, безусловно облегчая работу государственных органов и органов правотворчества. С другой же стороны этот процесс требует специфического регулирования, и существует ряд угроз, которые могут возникнуть при осуществлении правотворчества посредством "цифры". Мы не можем судить однозначно о том, чего больше заключено в процессе цифровизации – вреда или пользы, этот вопрос является предметом споров, которые ещё не скоро прекратятся. [1].

Цифровизация "пробралась" абсолютно во все отрасли права. Что касается судопроизводства, уже длительное время эксперты обсуждают возможность внедрения в судебный процесс искусственного интеллекта. Также действительно важным аспектом является автоматизация юридических действий, когда цифровые технологии способны заменить человека для выполнения определенных рутинных задач, разгрузив юристов. Не стоит забывать и о такой сфере правоприменения, как работа камер фиксации нарушений правил дорожного движения, которые значительно сокращают количество правонарушений на дорогах. [2].

Большинство современных правоведов и практикующих юристов сходятся во мнении о том, что сейчас зарождается совершенно новая отрасль права, регулирующая множество отношений в мире цифр, виртуальных технологий и искусственного интеллекта. [3].

Процесс цифровизации – не новое явление, имеющее достаточно долгую историю. Влияние этого процесса прослеживается во многих правовых актах, некоторые из которых имеют давность более 15 лет. Несмотря на это, именно в период пандемии цифровые процессы делают более стремительный «скачок», проникая в право, деформируя его, придавая новую форму, а в некоторых случаях, создавая совершенно новые отношения. К примеру, многие организации стали переходить на дистанционный формат работы, а для этого необходимо также законодательно закрепить особенности трудового процесса.

Период пандемии, с одной стороны, показал значимость и продуктивность цифрового права. Это касается и введения электронных пропусков, QR-кодов, многие компании перешли в режим «удаленной» работы. Актуальным становится вопрос и о заключении цифровых договоров и сделок в онлайн-формате. Кроме того, киберюристы после начала эпидемии ковида стали как никогда востребованы. Они помогают в защите интересов граждан перед Роскомнадзором, МВД, в урегулировании споров между пользователями и провайдерами и т.п. С другой стороны, этот период показал слабые стороны цифровизации, отмечая недостатки, делающие данный процесс неприемлемым для права. Так, были выявлены такие проблемы, как неравный доступ людей к своим правам, как в случае с отсутствием у человека электронной подписи, либо невозможности заключения договора в цифровом формате. Кроме этого, проявилась проблема низкой цифровой грамотности населения, недоверия к технологиям, в особенности, со стороны старшего поколения. И, конечно же, цифровизация права затронула и ту сферу, где нарушаются права человека. Во-первых, произошла трансформация старых преступлений, как, например, списание с банковских карт и счетов средств, выманивание данных у клиентов банка. Во-вторых, были созданы абсолютно новые виды преступлений и правонарушений.

В настоящее время законодатель старается закрепить в нормативных актах как можно больше элементов цифрового права. Но проблема остаётся в скорости принятия таких актов, так как новые «цифровые» отношении появляются намного быстрее. Именно это является причиной возникновения основной массы проблем в сфере цифрового права.

Правоведы, рассуждая на тему перспектив дальнейшей цифровой трансформации права, не могут прийти к единому мнению. Некоторые из них даже высказывают мнение о том, что полная цифровизация невозможна в силу особой важности права, а также специфических проблем, связанных с ним отношений. Но существует и совершенно противоположное мнение, связанное с компьютеризацией, но и данная позиция подвергается оспариванию. [1].

Несмотря на то, что право обычно далеко от информационных технологий, трансформация права неминуемо настигла общество и чем быстрее государственные органы будут действовать, тем общество легче перенесёт её последствия. Но значительно усложняют ситуацию законодательные барьеры и недоверие со стороны потребителей. По этой причине скорость автоматизации правовых процессов зависит далеко не от уровня зрелости технологий. Хотя, конечно, нужно отметить, что данный процесс не может быть урегулирован полностью, в силу неосязаемости предмета регулирования. Но, тем не менее, работа, направленная на то, чтобы сделать более доступным для человека пользование его цифровыми правами, поможет решить основные проблемы, что приведёт к тому, что процесс цифровизации права начнёт приносить пользу людям, что неоднократно отмечалось в период пандемии. Цифровизация в силу того, что она малоизучена, при внедрении в правовые отношения может как улучшить их, сделать доступнее защиту прав для человека, так и нарушить существующие принципы права и полностью разрушить современную правовую систему. Поэтому к теме цифровизации права следует относиться крайне серьёзно, изучая и анализируя всё новое, что она приносит в право, чтобы не допустить неблагоприятных последствий и за счёт данного процесса сделать право только лучше. [4].

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Вызов цифровой реальности праву в период пандемии https://infopedia.su/29x13ac0.html
  2. Право в цифре: какие разработки есть уже сейчас? https://www.garant.ru/article/1554367/
  3. Как пандемия изменила цифровое право https://habr.com/ru/company/digitalrightscenter/blog/589599/
  4. Право в эпоху цифровой трансформации: в поисках решений https://cyberleninka.ru/article/n/pravo-v-epohu-tsifrovoy-transformatsii-v-poiskah-resheniy 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №8 (65) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Таран К.А. ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРАВА В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ // Вестник науки №8 (65) том 2. С. 94 - 98. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9733 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/9733



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.