'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №8 (65) том 2
  4. Научная статья № 10

Просмотры  70 просмотров

Реброва М.Г.

  


ОСОБЕННОСТИ ПРАВОГО СТАТУСА УЧРЕДИТЕЛЕЙ ДОЧЕРНЕГО И ЗАВИСИМОГО ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОБЩЕСТВ *

  


Аннотация:
объектом исследования в данной статье является правовая природа и основания деятельности дочерних и зависимых обществ как юридических лиц. Целью исследования является рассмотрение понятий и правовых признаков дочернего и зависимого хозяйственных обществ, закрепленных действующим законодательством, для выявления существующих проблем в правовом регулировании, а также анализ развития отечественного законодательства и опыта правового регулирования отношений экономической субординации юридических лиц в промышленно развитых странах для того, чтобы выработать предложения по совершенствованию российского законодательства   

Ключевые слова:
дочернее общество, зависимое хозяйственное общество, экономическая субординация, экономический суверенитет, субсидиарная ответственность, уставной капитал   


УДК 34

Реброва М.Г.

магистрант 2-го курса юридического факультета,

Московский университет имени С.Ю. Витте

(г. Москва, Россия)

 

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОГО СТАТУСА

УЧРЕДИТЕЛЕЙ ДОЧЕРНЕГО И ЗАВИСИМОГО

ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОБЩЕСТВ

 

Аннотация: объектом исследования в данной статье является правовая природа и основания деятельности дочерних и зависимых обществ как юридических лиц.

Целью исследования является рассмотрение понятий и правовых признаков дочернего и зависимого хозяйственных обществ, закрепленных действующим законодательством, для выявления существующих проблем в правовом регулировании, а также анализ развития отечественного законодательства и опыта правового регулирования отношений экономической субординации юридических лиц в промышленно развитых странах для того, чтобы выработать предложения по совершенствованию российского законодательства.

 

Ключевые слова: дочернее общество, зависимое хозяйственное общество, экономическая субординация, экономический суверенитет, субсидиарная ответственность, уставной капитал.

 

Отечественное законодательство начала 90-х годов XX века, закрепившее переход от директивной системы хозяйствования к рыночной, сделало особый акцент на независимости и экономическом суверенитете хозяйствующих субъектов, способствуя тем самым всплеску деловой активности на этапе вступления России в рыночные отношения.

Переход к цивилизованным формам предпринимательства одним из необходимых этапов имеет освоение и использование механизмов влияния и контроля между организациями. В Российской Федерации этот этап, в отличие от стран западной Европы и США, находится на стадии развития, законодательство разрабатывается с использованием чужого проверенного временем опыта. В законодательстве об юридических лицах определяются некоторые основополагающие моменты. Конструкция юридического лица порождена потребностями имущественного (гражданского) оборота и представляет собой гражданско-правовую категорию. Ее общепризнанное назначение состоит в уменьшении для учредителей (участников) юридического лица риска имущественных потерь путем переложения возможной ответственности за результаты своей деятельности на созданный ими новый субъект права – юридическое лицо.

Расширение видов деятельности акционерного общества приводит к усложнению его организационной структуры. Одним из этапов структурной перестройки компании в большинстве случаев становится создание дочерних обществ. Существует довольно большое число причин, подталкивающих компании к созданию дочерних структур. Приведем некоторые из них:

- диверсификация операций компании;

- обособление лицензионных видов деятельности;

- оптимизация структуры управления;

- налоговое и финансовое планирование;

- повышение устойчивости бизнеса и управление рисками;

- конфиденциальность контроля;

- реализация отдельных функций;

- улучшение рекламного «имиджа» компании;

- развитие внешнеэкономической деятельности.

Основополагающим в законодательном закреплении статуса дочерних и зависимых обществ является Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ (ГК РФ), ст. 105 и 106 которого раскрывали данные понятия, статьи отменены федеральным законом от 05.05.2014 № 99-ФЗ и утратили силу с 1 сентября 2014 г. Соответственно, этим же федеральным законом от 05.05.2014 № 99-ФЗ введена статья 67.3 Дочернее хозяйственное общество. А также Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (статья 6. Дочерние и зависимые общества).

Из статьи 67.3 ГК РФ следует, что хозяйственное общество признается дочерним, если другое (основное) хозяйственное товарищество или общество в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом.

Пункт 2 статьи 67.3 ГК РФ закрепляет ответственность дочернего общества в определенных условиях. Так, дочернее общество не отвечает по долгам хозяйственного товарищества или общества.

В силу этого же пункта основное хозяйственное товарищество или общество отвечает солидарно с дочерним обществом по сделкам, заключенным последним во исполнение указаний или с согласия основного хозяйственного товарищества или общества (пункт 3 статьи 401 ГК РФ), за исключением случаев голосования основного хозяйственного товарищества или общества по вопросу об одобрении сделки на общем собрании участников дочернего общества, а также одобрения сделки органом управления основного хозяйственного общества, если необходимость такого одобрения предусмотрена уставом дочернего и (или) основного общества.

В случае несостоятельности (банкротства) дочернего общества по вине основного хозяйственного товарищества или общества последнее несет субсидиарную ответственность по его долгам.

В соответствии с пунктом 3 статьи 67.3 ГК РФ участники (акционеры) дочернего общества вправе требовать возмещения основным хозяйственным товариществом или обществом убытков, причиненных его действиями или бездействием дочернему обществу (статья 1064 ГК РФ Общие основания ответственности за причинение вреда).

Статья 6 «Дочерние и зависимые общества» Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» раскрывает понятие зависимых обществ.  Общество признается зависимым, если другое (преобладающее, участвующее) хозяйственное общество имеет более двадцати процентов уставного капитала первого общества.

Общество, которое приобрело более двадцати процентов голосующих акций акционерного общества или более двадцати процентов уставного капитала другого общества с ограниченной ответственностью, обязано незамедлительно опубликовать сведения об этом в органе печати, в котором, в соответствии с Приказом ФНС России от 16.06.2006 г. № САЭ-3-09/355@ «Об обеспечении публикации и издания сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации» публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц.

При создании дочерних и зависимых обществ ставится цель защитить интересы кредиторов и участников акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, оказавшихся под влиянием других предпринимательских организаций. Основной организацией в отношении дочернего общества может быть как хозяйственное общество, так и хозяйственное товарищество, в том числе общество (товарищество), не являющееся акционером дочернего общества. Преобладающее участие предполагает владение основным обществом (товариществом) неким количеством акций или долей в уставном капитале дочернего общества, которое позволяет предопределять результаты голосования на общем собрании участников. В зависимости от особенностей конкретного дочернего общества размер контрольного пакета акций (долей) в его уставном капитале может определяться различными величинами.

Анализ действующих нормативных правовых актов показывает, что презумпция дочернего общества существует в отношении обществ, в уставном капитале которых участие другого общества (товарищества) составляет более половины уставного капитала общества.

В иных случаях вопрос о том, является ли общество дочерним, должен решаться с учетом особенностей конкретного хозяйственного общества. Имеются в виду содержание учредительных документов общества, его уставной капитал, а также обстоятельства, связанные с владением акциями (долями) и создающие благоприятные условия для того, чтобы участник, обладающий сравнительно крупным пакетом акций (долей), мог диктовать свою волю на общем собрании участников хозяйственного общества.

Преобладающее участие в уставном капитале общества и договор не исчерпывают перечень правовых форм, с использованием которых основное общество (товарищество) может определять решения, принимаемые дочерним обществом.  Поэтому, понятие дочернего хозяйственного общества следует отнести к разряду юридических понятий, содержание которых по общему правилу должно быть конкретизировано правоприменительными органами. Практически это означает передачу вопроса на решение государственных (муниципальных) органов или специализированных учреждений (организаций), на которых возлагается контроль за соблюдением установленного порядка осуществления определенных гражданских прав и исполнения обязанностей, предусматривающего специальные требования в отношении дочерних и основных организаций. В частности, такие требования являются частью правового регулирования создания финансово-промышленных групп.

Решение соответствующего органа или организации, отказавшего обществу в признании за ним определенного права или возложившего на него определенную обязанность по мотиву признания или непризнания за этим обществом статуса дочернего общества или основного общества, может быть оспорено в судебном порядке. В этом случае суд может рассматриваться в качестве конечной инстанции, оценивающей на основании закона правомерность признания соответствующего общества дочерним хозяйственным обществом.

По своему содержанию понятие дочернего общества пересекается с понятием зависимого общества. Так же, как и дочернее общество, зависимое общество не рассматривается в качестве самостоятельной организационно-правовой формы. Зависимыми могут быть все возможные виды хозяйственных обществ. Зависимым признается хозяйственное общество, как указывалось выше, в уставном капитале которого другое (преобладающее, участвующее) общество имеет более 20 процентов участия (голосующих акций или долей). Основным признаком признания одного общества зависимым по отношению к другому является влияние второго на принятие решений первого, зависимого общества, но не право давать ему обязательные указания. Такое влияние проявляется косвенным образом, в результате того, что преобладающее общество имеет значительное число голосов за счет большей доли принадлежащих ему голосующих акций акционерного общества или уставного капитала общества с ограниченной ответственностью. Преобладающее общество не располагает правом дачи зависимому обществу указаний.

Применяя формальный 20-процентный критерий, можно утверждать следующее. Если статус дочернего общества основан на преобладающем участии в его уставном капитале другого хозяйственного общества, данное участие может обеспечиваться и контрольным пакетом в размере более 20 процентов акций, то такое дочернее общество является одновременно и зависимым обществом. И наоборот, не является зависимым в смысле комментируемой статьи дочернее общество, в уставном капитале которого доля участия другого (основного) общества составляет 20 и менее процентов.

Если же участие одного общества в уставном капитале другого нельзя назвать стопроцентным, появляется неоднозначность в понимании термина преобладающего участия. Существуют различные точки зрения по поводу трактовки понятия преобладающего участия в уставном капитале. В частности, Е.В. Рузакова полагает, что в качестве преобладающего участия выступает такой размер участия, который выражен в самом крупном проценте от уставного капитала общества и значительно превышает размер каждой иной доли (каждого иного пакета акций) участников (акционеров), в результате чего позволяет акционеру (участнику) общества путем реализации права голосовать по вопросам повестки дня общего собрания участников (акционеров), определять принятие собранием таких решений, которые соответствуют воле этого участника (акционера).

Признание факта зависимости и подконтрольности одного юридического лица (дочернего хозяйственного общества) от другого (основного хозяйственного общества или товарищества) порождает определенные юридические последствия, как для самих юридических лиц, так и для иных лиц, а именно кредиторов, участников (акционеров) дочернего общества. Итак, основное общество (товарищество) может нести ответственность по долгам дочернего в случаях и порядке, которые определяются законодательством. Основное общество, которое имеет право давать дочернему обязательные для него указания, отвечает солидарно с дочерним обществом по сделкам, заключенным последним во исполнение таких указаний. По мнению Г.С. Шапкиной, данная норма не противоречит общим принципам самостоятельной ответственности юридических лиц, поскольку основное общество в этом случае несет ответственность за правильность (или неправильность) своих указаний. В связи с этим  есть мнение, что применительно к холдингам основополагающим является следующий принцип: кто реально управляет рыночными операциями, тот и обязан нести риск их негативных последствий. По другим сделкам, совершенным дочерним обществом, основное общество не отвечает. Условия солидарной ответственности определены ст. 322-324 ГК РФ. В п. 31 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ № 6, 8 подчеркнуто, что основное общество отвечает солидарно с дочерним обществом по сделкам, заключенным последним во исполнение обязательных для него указаний основного общества (товарищества). Оба юридических лица привлекаются по таким делам в качестве соответчиков в порядке, установленном процессуальным законодательством.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ.
  2. Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».
  3. Приказ ФНС России от 16.06.2006 г. № САЭ-3-09/355@ «Об обеспечении публикации и издания сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации».
  4. Коммерческая организация как лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность/Рузакова Е.В., – Издание: Предпринимательское право. № 1 – М.: Юрист, 2008.
  5. Применение акционерного законодательства/Шапкина Г.С. – М.: Статут, 2018.
  6. Федеральный Закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».
  7. Шиткина И.С. О проблеме обязательных указаний основного общества дочернему // Предпринимательское право. – 2007. - № 1. – С. 6.
  8. Комментарий к Федеральному закону «Об акционерных обществах». 3-е изд. / Под ред. Г.С. Шапкиной. М., 2007. С. 24 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №8 (65) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Реброва М.Г. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОГО СТАТУСА УЧРЕДИТЕЛЕЙ ДОЧЕРНЕГО И ЗАВИСИМОГО ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОБЩЕСТВ // Вестник науки №8 (65) том 2. С. 85 - 93. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9732 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/9732



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.