'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №8 (65) том 2
  4. Научная статья № 8

Просмотры  54 просмотров

Петрова Н.Р.

  


НАСТАВНИЧЕСТВО КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ *

  


Аннотация:
статья посвящена одному из факторов эффективности образовательной организации – наставничеству. В статье раскрыто положительное влияние системы наставничества на достижение высоких образовательных результатов и реализацию возможностей педагогических работников. Представлены результаты успешно организованной системы наставничества   

Ключевые слова:
система наставничества, педагогическое наставничество, молодой специалист, образовательная организация   


УДК 37

Петрова Н.Р.

заместитель директора по учебно-воспитательной работе,

МБОУ «Новобатуринская СОШ»

(Еткульский район, Челябинская область, Россия)

 

НАСТАВНИЧЕСТВО КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОСТИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

 

Аннотация: статья посвящена одному из факторов эффективности образовательной организации – наставничеству. В статье раскрыто положительное влияние системы наставничества на достижение высоких образовательных результатов и реализацию возможностей педагогических работников. Представлены результаты успешно организованной системы наставничества.

 

Ключевые слова: система наставничества, педагогическое наставничество, молодой специалист, образовательная организация.

 

В настоящее время одной из центральных тем Национального проекта «Образование» является наставничество. Данный нацпроект содержит такие федеральные проекты, как «Современная школа», «Учитель будущего», «Социальные лифты каждого», «Молодые профессионалы». Целевым показателем федерального проекта «Современная школа» является вовлечение не менее 70% обучающихся общеобразовательных организаций в различные формы сопровождения и наставничества до конца 2024 года [1].

Форма наставничества представляет собой способ реализации цели путем организации работы наставнической пары или группы, где участники имеют определенную роль, определяемую их основной деятельностью и позицией. Среди самых распространенных форм наставничества в образовательной организации можно выделить следующие категории: «ученик – учитель», «учитель – учитель», «студент – ученик», «работодатель – ученик», «работодатель – студент». Каждая форма наставничества направлена на решение определенного круга задач с учетом ступени обучения и первоначальных ключевых запросов участников.

 Система наставничества «учитель – учитель» – это механизм адаптации молодых педагогов в процессе сотрудничества с опытными и располагающими ресурсами и навыками педагогами. Данная форма предполагает успешное закрепление молодого специалиста на месте работы или в педагогической должности, создание комфортной профессиональной среды в образовательной организации, которая позволит реализовывать педагогические задачи на высоком уровне [3].

Кроме того, система наставничества – это инструмент повышения качества образования. В рамках образовательной организации необходимо осуществление системы наставничества для успешной адаптации молодых педагогов в трудовом коллективе, налаживания контактов с коллегами, профессионального становления молодого специалиста.

Система наставничества выступает формой преемственности поколений, социальным институтом, который осуществляет передачу и ускорение профессионального опыта. Данная система является эффективной формой профессиональной адаптации, способствующей повышению профессиональной компетентности педагога, а также закреплению педагогических кадров в образовательной организации.

Педагогическое наставничество предполагает оказание психологической и методической помощи молодым педагогам в адаптационный период.

Система наставничества в школе способствует формированию практических навыков работы в условиях данной образовательной организации, ликвидации разрыва между теоретическими знаниями, полученными в вузе и реальной практикой, повышению мотивации к работе, сокращению времени и затрат на обучение молодых педагогов, улучшению качественных показателей работы молодых специалистов, в том числе улучшение образовательных результатов обучающихся [2].

Для повышения эффективности образовательной организации наставничество используют как стратегически значимый элемент системы развития персонала, подразумевающий формирование уникальных знаний, навыков и компетенций сотрудников, развитие их потенциала, повышение вовлеченности и активности педагогических работников.

Моя работа в качестве учителя-наставника заключается в том, чтобы помочь молодому педагогу узнать себя, развить свои личностные качества, управленческие и коммуникативные навыки. Для решения этой задачи я разработала следующую систему наставничества, которая состоит из трёх этапов: адаптационный, проектировочный и оценочный.

Я работаю в качестве учителя-наставника молодого специалиста А.А.Юдиной с 2021-2022 учебного года. Стаж Анастасии Алексеевны составляет два года. За этот период была эффективно проведена работа по первым двум этапам. Первый этап (адаптация) длился, первые полгода и включал в себя следующие задачи: введение молодого педагога в должность: анкетирование (выявление трудностей в работе), ознакомление молодого специалиста с условиями и содержанием профессиональной деятельности, требованиями к работе в МБОУ «Новобатуринская СОШ», составление индивидуального плана развития молодого специалиста. По истечении первых шести месяцев работы были проанализированы результаты адаптации А.А.Юдиной и внесены коррективы в индивидуальный план профессионального развития.

На втором этапе (второе полугодие 2021-2022 учебного года) осуществлялась работа по развитию профессиональных знаний и навыков, необходимых молодому специалисту для качественного выполнения поставленных задач. Эта работа строилась на основе индивидуальных планов развития. В конце 2021-2022 учебного года были подведены итоги этого этапа. За этот период А.А.Юдина продемонстрировала уровень профессионального роста выше среднего.

В 2022 - 2023 учебном году был реализован третий этап системы наставничества. Он был направлен на развитие профессиональных и деловых качеств молодого специалиста. Данная деятельность осуществлялась в соответствии с совместно разработанным индивидуальным планом профессионального развития второго года обучения. На данном этапе сформировалась система работы, появились разработки уроков, и презентации к ним. А.А.Юдина стала внедрять в свою работу новые методики, что привело к совершенствованию работы, саморазвитию, накоплению и обобщению опыта. Два года под руководством Анастасии Алексеевны ребята участвуют в олимпиадах, разрабатывают проекты, а также успешно проходят государственную итоговую аттестацию.

Результатами успешно организованной системы наставничества выступают следующие показатели:

– Успешная адаптация молодого специалиста к условиям труда в данной образовательной организации;

– Повышение уровня удовлетворенности и заинтересованности работой;

– Улучшение психоэмоционального состояния;

– Повышение профессиональной компетентности педагога в педагогике и психологии;

– Развитие педагогического потенциала;

– Обеспечение непрерывного совершенствования качества преподавания;

– Использование современных педагогических технологий;

– Повышение качества образовательных результатов обучающихся [4].

С целью достижение высоких образовательных результатов и успешной реализации возможностей педагогических работников необходимо организовывать систему наставничества, которая выступает инвестицией в долгосрочное развитие образовательной организации.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Блинов В.И., Есенина Е.Ю., Сергеев И.С. Наставничество в образовании: нужен хорошо заточенный инструмент // Профессиональное образование и рынок труда. – 2019. – № 3. – С. 4–18.
  2. Кларин М.В. Современное наставничество: новые черты традиционной практики в организациях XXI века // Экономика и образование. – 2016. – С. 92-112
  3. Маковецкая Ю.Г., Грачева Н.В., Серикова В.И. Реализация целевой модели наставничества в образовательных организациях [Электронный ресурс]: методические рекомендации / сост. Ю.Г. Маковецкая, Н.В. Грачева, В.И. Серикова. – Челябинск: ЧИППКРО, 2021. – 92 с.
  4. Синягина Н.Ю., Райфшнайдер Т.Ю. Наставничество в системе образования России. Практическое пособие для кураторов в образовательных организациях / Под ред. Н.Ю. Синягиной, Т.Ю. Райфшнайдер. – М: Рыбаков Фонд, 2016. – 153 с. 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №8 (65) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Петрова Н.Р. НАСТАВНИЧЕСТВО КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ // Вестник науки №8 (65) том 2. С. 74 - 78. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9730 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/9730



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.