'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №8 (65) том 2
  4. Научная статья № 7

Просмотры  32 просмотров

Мовчан Т.И.

  


ЗНАЧЕНИЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР В ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ *

  


Аннотация:
статья посвящена теме сюжетно-ролевых игр в дошкольной педагогике. В статье автором рассматриваются причины ухода сюжетно-ролевых игр из дошкольной педагогической практики в последние годы, рассматриваются положительные аспекты сюжетно-ролевых игр и делается вывод о необходимости их наличия для развития ребенка   

Ключевые слова:
педагогика, сюжетно-ролевые игры, дошкольники, воспитание   


УДК 1174

Мовчан Т.И.

воспитатель детского сада

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа с. Ковылено им. Новикова Р.А.»

структурное подразделение «Детский сад «Росинка»»

(г. Белгород, Россия)

 

ЗНАЧЕНИЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР

В ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ

 

Аннотация: статья посвящена теме сюжетно-ролевых игр в дошкольной педагогике. В статье автором рассматриваются причины ухода сюжетно-ролевых игр из дошкольной педагогической практики в последние годы, рассматриваются положительные аспекты сюжетно-ролевых игр и делается вывод о необходимости их наличия для развития ребенка.

 

Ключевые слова: педагогика, сюжетно-ролевые игры, дошкольники, воспитание.  

 

Тема значения сюжетно-ролевых игр в дошкольной педагогике на сегодняшней день приобретает особую актуальность. Актуализация данной темы связана в первую очередь с уходом сюжетно-ролевых игр из дошкольной педагогической практики. Важность сюжетно-ролевых игр заключается в том, что данный вид деятельности возникает у дошкольников не спонтанно, а предоставляется им другими людьми. Вступая в игру дошкольник вместе с тем осуществляет активное взаимодействие с играющими людьми.

«Одной из характерных черт сюжетно-ролевой игры, является самостоятельный характер деятельности детей. Игра - продукт, который создают сами дети. Самостоятельно выбирают тему, время, место, линию ее развития, решают, как станут раскрывать роли и тому подобное. Используя воображение и фантазию, ребенок реализует свой замысел, это позволяет ему самостоятельно включаться в те сферы человеческой деятельности, которые в реальной жизни еще долго будут ему недоступны. Объединяясь в сюжетно-ролевой игре, дети по своей воле выбирают партнеров, сами устанавливают игровые правила, следует за их выполнением, регулируют взаимоотношения»[1].

«Основополагающим является положение о том, что в дошкольном возрасте игра представляется тем видом деятельности, в котором формируется личность ребенка, обогащается ее внутреннее содержание. Основное значение сюжетно-ролевой игры, связанной с деятельностью воображения, состоит в том, что у ребенка развиваются потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созданию нового. Он соединяет в сюжете игры реальные и вымышленные явления, наделяет новыми свойствами и функциями знакомые предметы. Взяв роль, ребенок не просто примеряет к себе профессию и особенности чужой личности: он входит в нее, вживаясь, проникая в ее чувства и настроения, обогащая и углубляя тем самым собственную личность»[2].

Вместе с тем, в процессе игровой деятельности у ребенка также появляется возможность к планированию. Так на определенном этапе игры дети начинают планировать дальнейшее развитие ее сюжета. Сюжетно-ролевые игры могут играть и ценностно-воспитательную роль. Так, в процессе игры дети проявляют те либо иные качества путем совершения различных поступков. При этом в момент игры у ребенка как бы стираются границы между игровым и не игровым миром, все происходящее в процессе игры в момент игры им воспринимается как реальность.

На основании всего сказанного выше, можно заметить, что при удачных действиях педагога, возможно построить сюжетно-ролевую игру таким образом, чтобы она вела к развитию ребенка, как к развитию его морально-нравственных качеств, так и развитию его навыков взаимодействия с другими людьми.

Если говорить о причинных ухода сюжетно-ролевых игр из дошкольных воспитательных учреждениях то в литературе приводятся следующие:

«Игра - отображение жизни взрослых людей: играя, ребенок подражает им, моделирует разнообразные социокультурные ситуации и отношения. Но, пожалуй, впервые за много лет воспитатели, столкнулись с тем, что дети не знают, чем занимаются их родители. В графе «Сведения о родителях» появляются загадочные аббревиатуры, а в графе «должность» - риэлторы, менеджеры, дилеры, агенты, референты и т.д. Родители не могут внятно объяснить ребенку, чем они занимаются. Остаются только виды деятельности взрослых, непосредственно наблюдаемые в жизни. Но их очень мало. От детского непосредственного наблюдения ушли профессия продавца, почтальона, закройщика ателье и портного. А между тем условия для этих игр создаются, во многих детских садах существуют искусственно созданные игровые зоны. Но атрибуты для этих игр пылятся на полках, не вызывая у детей особого интереса»[3].

«Также одной из веских причин ухода игры из детских садов является наше желание «угодить» родителям, в результате чего педагоги только и делают, что «занимаются» с детьми, пытаясь сообщить им как можно больше информации. Времени на игру практически не остается. При этом употребляется такая расхожая фраза, как «социальный заказ». По сути дела, этот пресловутый социальный заказ используется многими как отговорка, диктуемая нежеланием и неумением организовать детскую игру. А между тем, время на игру в дошкольных учреждениях есть - это заложено в нормативных документах. Другая проблема - восстановить у взрослых, у педагогов умение играть вместе с детьми и грамотно руководить детской игрой. Термин «руководство игрой» обозначает в педагогической литературе по дошкольному воспитанию совокупность методов и приемов, направленных на организацию конкретных игр детей и овладение ими игровыми умениями» [4].

Таким образом, мы можем прийти к выводу о том, что в последние годы по ряду причин сюжетно-ролевые игры уходят из педагогической практики дошкольных учреждений, однако мы считаем, что при удачных действиях педагога, возможно построить сюжетно-ролевую игру таким образом, чтобы она вела к развитию ребенка, как к развитию его морально-нравственных качеств, так и развитию его навыков взаимодействия с другими людьми.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Виноградова Н.А., Позднякова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников. М.: Айрис-Пресс, 2011. 128 с.
  2. Иванкова Р.А. Планирование педагогической работы по формированию сюжетно-ролевой игры у детей раннего и дошкольного возраста // Дошкольное воспитание: Традиции и современность. М., 2002. № 4. С. 53-56.
  3. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. М., 2000. 405с.
  4. Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. Изд-во: Феникс, 2013. 251 с.
  5. Дронова Т.Н., Карабанова О.А., Соловьёва Е.В. Игра в дошкольном возрасте: пособие для воспитателей детских садов. М.: Воспитание дошкольника, 2002. 128 с.
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №8 (65) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Мовчан Т.И. ЗНАЧЕНИЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР В ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ // Вестник науки №8 (65) том 2. С. 70 - 73. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9729 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/9729



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.