'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №8 (65) том 2
  4. Научная статья № 5

Просмотры  88 просмотров

Руденко М.В., Логинова Н.В.

  


СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК В ГЕРМАНИИ И РОССИИ *

  


Аннотация:
проведен сравнительный анализ государственных закупок в Германии и России. Положительный зарубежный опыт может быть использован нашей страной для более оптимального развития государственных закупок   

Ключевые слова:
государственные закупки, контрактная система, торги, закупочная детальность   


УДК 351.712.2

Руденко М.В.

магистрант экономического факультета

Поволжский государственный технологический университет

(г. Йошкар-Ола, Россия)

 

Научный руководитель:

Логинова Н.В.

канд. экон. наук, доцент кафедры бухгалтерского учета,

налогов и экономической безопасности

Поволжский государственный технологический университет

(г. Йошкар-Ола, Россия)

 

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК

В ГЕРМАНИИ И РОССИИ

 

Аннотация: проведен сравнительный анализ государственных закупок в Германии и России.  Положительный зарубежный опыт может быть использован нашей страной для более оптимального развития государственных закупок.

 

Ключевые слова: государственные закупки, контрактная система, торги, закупочная детальность.

 

Данная статья посвящена проблеме организации и управления государственных закупокв Германии и России.

Сектор государственных закупок в любой стране играет одну из важнейших ролей, формируя значительную часть бюджетов как федеральных, так и местных. Эффективно построенная и функционирующая система государственных закупок приносит благо как с позиции стимулирования и развития малого, среднего и крупного предпринимательства, так и с позиции простого потребителя таких услуг. Посредством государственных закупок государство выполняет свою социальную и экономическую роль. Построение эффективно работающей системы государственных закупок, безусловно, связано с рядом трудностей как методологического, так и технического характера; требует внушительных затрат ресурсов и времени. В этой связи нелишним будет анализ накопленного опыта развитых стран в части построения высокоэффективной системы государственных закупок. Рассмотрим практику управления системой государственных закупок в ФРГ.Выделим наиболее важные моменты в организации, планировании, размещении и исполнении государственного заказа. На основе проведенного исследования были выделены особенности опыта ФРГ, которые могут быть использованы для повышения эффективности организации госзакупок в России.

Контрактная система Германии сформировалась во второй половине XX века. Закупки для государственных и муниципальных нужд регулируются бюджетным законодательством и рядом нормативно-правовых актов о закупках. Ввиду членства страны в Евросоюзе закупочная система опирается не только на национальные, но и на общеевропейские правовые нормы (директивы Еврокомиссии, включенные в законодательство ФРГ путем принятия соответствующих национальных законов). В соответствии с общими принципами ЕС, немецкое законодательство о госзакупках распространяется не только на заказы государственных и муниципальных ведомств, но и на закупки коммерческих структур, занятых в сфере энергетики, транспорта, ЖКХ и почтовых услуг. Тендерное законодательство ФРГ не содержит протекционистских мер и запрещает оказывать предпочтение отечественным конкурсантам.

Германии удалось сравнительно легко адаптировать свое законодательство в сфере размещения государственных заказов к требованиям Евросоюза, поскольку создание конкурентной среды и недопустимость дискриминации позволяют рационально расходовать государственные средства. Европейское законодательство в сфере государственных закупок нашло свое отражение не в специальном законе, а в разделе германского закона о недопустимости ограничения конкуренции (антимонопольное законодательство) - это соответствует положениям проекта европейской Конституции, где удовлетворение государственных нужд рассматривается в контексте принципов рыночной экономики.

Полномочия в сфере регулирования и контроля государственных закупок распределены между несколькими ведомствами. Наибольший объем полномочий по регулированию государственных закупок - у министерства экономики. Это ведомство отвечает за разработку и принятие законопроектов и подзаконных нормативно-правовых актов (в частности, стандартных процедур, конкурсной и контрактной документации и т. д.), сбор и анализ информации о закупках, и ряд других вопросов. Минэкономики также представляет Германию по вопросам госзакупок в структурах ЕС и других международных организациях. Главным контролирующим органом является Счетная палата. Федеральная счетная палата в настоящее время состоит из девяти ревизионных отделов и 55 ревизионных секторов. Задачи управления палатой выполняет президентский отдел. Ревизионные отделы занимаются контролем счетов. Во главе их стоят руководители отделов ‒ директора. Каждый отдел подразделяется на ревизионные сектора, возглавляемые руководителями. В состав ревизионных секторов входят чиновники-ревизоры и другие служащие. В общей сложности в Федеральной счетной палате работают свыше 400 ревизоров (мужчин и женщин), а также 66 членов палаты.

На федеральном уровне правила формирования госзаказа на услуги изложены в трех основных нормативных документах и учитывают специфику трех основных видов услуг:

- положение о госзаказе на услуги (VOL), части «А» и «Б» в редакции от 12 мая 1997 г.;

     - положение о госзаказе на строительные услуги (VOB), части «А» и «Б» в редакции от 3 июля 1996 г.;
- положение о госзаказе на услуги лиц свободных профессий (VOF) от 12 мая 1997 г., являющееся дополнением к первым двум документам (VOL и VOB).

Само проведение закупок децентрализовано: в стране более 30 тыс. госзаказчиков федерального, регионального и муниципального уровней. Непосредственно за проведение тендеров отвечают специальные подразделения министерств и ведомств или федеральные ведомства, занятые в сфере централизованного снабжения. В целях борьбы с коррупцией в ФРГ практикуется назначение независимых чиновников, ответственных за размещение госзаказов.

Тендеры проводятся в форме:

- открытых торгов;

- закрытых торгов,

- конкурентного диалога или переговоров;

 Предложения участников тендеров могут оцениваться по принципу минимальной цены (аукцион) или по нескольким критериям (конкурс).

По итогам торгов контракт заключается с наиболее экономически выгодным участником. При этом под экономической выгодой в Германии понимается вовсе не снижение цены в результате проведения торгов, и не приобретение самых дешевых товаров, работ и услуг. Экономической выгодой считается приобретение качественных товаров по доступной цене. Такое сочетание может обеспечить опытный, свободный в финансовом плане и надежный поставщик. Но в момент подачи заявки все поставщики равны в соответствии с принципом открытой конкуренции.

Что касается изменений условий договора после подписания, немецкий закон предусматривает определенные правила в соответствии с общимиусловиями для договоров подряда и общих положений и условий для питания и контракты на обслуживание. Тем не менее, даже если изменения после подписи возможны при этих правилах, то необходима проверка актуальности режима закупок.

Система контроля процедуры государственных закупок, действующая в Германии, отвечает требованиям ЕС, но имеет определенную специфику. В сферу ее действия попадают все организации, приравненные к государственным заказчикам в соответствии с дефиницией Евросоюза. Таким образом, государственным заказчиком считается и целый ряд частных структур. Система контроля включает в себя две инстанции:

- апелляционную ‒ в форме независимого учреждения;

- судебную ‒ в форме судебного органа.

Возможность оспаривать решение о размещении госзаказа в суде стала в Германии успешным нововведением. Постановления, выносимые обеими инстанциями, публикуются и служат дальнейшему развитию права в сфере госзакупок. Поскольку законом для этих инстанций установлен ускоренный порядок рассмотрения жалоб на действия заказчика, обжалование не приводит к задержке инвестирования средств.

Обе контрактные системы в России и в ФРГ являются децентрализованными: закупки проводятся напрямую органами власти и подразделениями компаний. Благодаря такой модели управления контрактной системой возникают следующие преимущества: уменьшение коррупционных рисков, сокращение временных затрат на приобретение товаров, работ, услуг, на сбор и обработку информации

Контрактные системы Германии и России являются социально-ориентированными: учреждениям уголовно-исполнительной системы, организациям инвалидов, малым предпринимательствам предоставляется ряд преимуществ при участии в государственных закупках, что способствует экономическому развитию государства, сопровождающемуся высоким уровнем развития конкуренции и полной занятостью населения.

Закон против ограничений конкуренции в германской контрактной системе запрещает установление ограничений по участию в закупках иностранных участников не зависимо от того, является ли государство членом Евросоюза, помимо этой нормы данным законом запрещается оказание протекции национальным участникам закупочных процедур для обеспечения равных условий. В российском законодательстве пунктом 4 ст. 3 44-ФЗ разрешено участие иностранных компаний и физические лица, ст. 14 устанавливает национальный режим — равные условия участия в государственных закупках как для иностранных производителей, так и для российских в соответствии с международными договорами, однако в данной статье содержатся оговорки о возможности установления запретов и ограничений по национальному режиму в соответствии постановлениями Правительства РФ.

Важной особенностью Закона № 44-ФЗ является выстраивание четкой контрольной системы. В рамках этой системы проводимые закупки проходят: ведомственный контроль, контроль со стороны контрольных органов в сфере закупок, органов казначейства, органов внутреннего финансового контроля и общественный контроль общественных объединений, объединений юридических лиц.

Суть российской системы государственных и муниципальныхзакупок заключается в том, что ключевым вопросом является не процесс выбора победителя торгов, с которым заключается контракт, акачество проведения процедуры государственных закупок.

Главным отличием российской системы организации госзакупок от немецкой является то, что критерием при выборе поставщика товаров является цена. В законодательстве меньше внимания уделяетсякачеству товаров при выборе поставщиков. Это помогает сэкономить бюджетные деньги, но возрастает возможность поставки некачественного товара.

В итоге изучения зарубежного опыта можно отметить следующее:

- во-первых, развивая систему планирования и нормативно-правового регулирования госзакупок в России, необходимо использовать как свой накопленный опыт, так и опыт зарубежных стран;

- во-вторых, при этом необходимо учитывать последствия практического применения внедряемых методов, иначе не будет достигнута конечная цель управления государственными закупками — повышение эффективности, надлежащего исполнения и прозрачности государственных заказов.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Антонов В.И., Киселева О.В. Зарубежный опыт регулирования размещения государственного заказа и возможность его использования в российской практике // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 3. С. 288.
  2. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд :федер. закон РФ от 05.04.2013 № 44-Ф.
  3. Проданова Н. А. Особенности системы государственных закупок Федеративной Республики Германия / Н. А. Проданова, К. И. Лытова // Аудит и финансовый анализ. 2015. № 4. С. 373–376. 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №8 (65) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Руденко М.В., Логинова Н.В. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК В ГЕРМАНИИ И РОССИИ // Вестник науки №8 (65) том 2. С. 39 - 46. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9727 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/9727



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.