'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №8 (65) том 2
  4. Научная статья № 3

Просмотры  40 просмотров

Локтионов Н.Е.

  


СТРАТЕГИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ КАК КАТЕГОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА И ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ *

  


Аннотация:
бизнес-среда современного типа сопряжена с высоким уровнем борьбы в среде конкурентов, в которой победу может одержать тот, кто владеет навыками анализа факторов внешней и внутренней среды. Этап освоения рынка сопряжен с тем, что каждая компания старается преуспеть в конкурентной борьбе и занять свою рыночную нишу, получив доступ к клиентской базе. Целевым ориентиром статьи выступает анализ экономического содержания понятия «стратегическая конкурентоспособность» (для этого рассмотрены трактовки данного термина, предложенные И.П. Даниловым, Фигурновым Э.Б., Донец Ю.Ю., Р.А. Фатхутдиновым), а также рассмотрение ее в качестве объекта управления (с этой целью управление стратегической конкурентоспособностью рассматривается с позиции таких подходов, как процессный, кластерный, предпринимательский, ресурсный, ценностно-ориентированный, системный)   

Ключевые слова:
стратегия, конкурентоспособность, предприятие, экономика, система   


УДК 330.341.4

Локтионов Н.Е.

магистрант,

Тольяттинская академия управления

(г. Тольятти, Россия)

 

СТРАТЕГИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ

КАК КАТЕГОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО

ХАРАКТЕРА И ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ

 

Аннотация: бизнес-среда современного типа сопряжена с высоким уровнем борьбы в среде конкурентов, в которой победу может одержать тот, кто владеет навыками анализа факторов внешней и внутренней среды. Этап освоения рынка сопряжен с тем, что каждая компания старается преуспеть в конкурентной борьбе и занять свою рыночную нишу, получив доступ к клиентской базе. Целевым ориентиром статьи выступает анализ экономического содержания понятия «стратегическая конкурентоспособность» (для этого рассмотрены трактовки данного термина, предложенные И.П. Даниловым, Фигурновым Э.Б., Донец Ю.Ю., Р.А. Фатхутдиновым), а также рассмотрение ее в качестве объекта управления (с этой целью управление стратегической конкурентоспособностью рассматривается с позиции таких подходов, как процессный, кластерный, предпринимательский, ресурсный, ценностно-ориентированный, системный).

 

Ключевые слова: стратегия, конкурентоспособность, предприятие, экономика, система.

 

На сегодняшний день для того, чтобы сохранить конкурентные преимущества в условиях жесткой конкурентной борьбы каждому предприятию необходимо избрать оптимальные пути развития, позволяющие ему занять гарантированно выгодное положение на рынке, позволяющее выявить, сформировать и максимально удовлетворить потребности потребителей.

И. Ансофф в своей книге «Стратегический менеджмент» в качестве подхода к решению проблем стратегического характера рассматривал анализ конкурентоспособности компании, способный отразить тот факт, что ключевые возможности компании зачастую не связаны с будущими условиями конкуренции, а имеющаяся у нее стратегия в соответствующих бизнес-областях не отражает факторы успеха, имеющиеся в будущем [2].

Согласно теории, выдвинутой И.П. Даниловым [7], категория «конкурентоспособность» должна быть рассмотрена со следующих позиций – смотри рисунок 1.

 

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ

экономическая позиция

в качестве основы существования

рыночная позиция

в качестве соперничества в масштабах рынка

философская позиция

в качестве движущей силы общественного развития

юридическая позиция

в качестве подтверждения соответствию законодательству

социальная позиция

в качестве подтверждения соответствию развития компании требованиям социального характера

 

Рисунок 1 – Сущность термина «конкурентоспособность» по И.П. Данилову

 

По мнению российских экономистов Фигурнова Э.Б. и Донец Ю.Ю. «конкурентоспособность — это способность хозяйственных звеньев производить товары и услуги в качестве категории, обозначаемой как «производственный потенциал» [4]. Отечественный ученый Р.А. Фатхутдинов привел следующее определение термина «конкурентоспособность»: «конкурентоспособность – это свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке» [11].

Взаимодействие стратегического управления и конкурентоспособности отражено на рисунке 2.

Управление стратегической конкурентоспособностью предприятия может достигаться за счет [5]:

  1. с точки зрения процессного подхода – с позиции субъектов, имеющих отношение к стратегической конкурентоспособности - создания процесса, в ходе которого формируется устойчивое конкурентное преимущество внутри цепочек ценностей хозяйственной системы (компания, клиентская база, поставщики, инвесторы и государственный аппарат);

 

Рисунок 2 – Место стратегической конкурентоспособности

в системе управления [9]

 

  1. с точки зрения кластерного подхода роль кластера оценивается как выигрыш от концентрации, специализации и кооперации комплексов на региональной основе (согласно классическому определению М. Портера);
  2. с точки зрения предпринимательского подхода – в качестве ключевого значения деятельности предпринимательского характера в экономическом развитии, поиске стимула развития за счет инновационных факторов (с точки зрения Дж. Шумпетера [12]);
  3. с точки зрения ресурсного подхода – значение инновационных факторов для того, чтобы создать устойчивое конкурентное преимущество предприятия, опирающееся на важнейшую группу ресурсов и компетенции, присущие ее составным элементам, расширение ассортимента продукции, технологических приемов, методологии управления (с точки зрения Э. Пенроуза [1], М. Портера и других);
  4. с точки зрения менеджмента ценностно-ориентированного характера и подходов стейкхолдеров – увеличение величины денежного потока для удовлетворения потребностей всех заинтересованных сторон, приводящее к увеличению стоимостной оценки предприятия (с позиции Д. Волкова [1], А. Дамодарана [6], М. Мельника [8], Т. Тепловой [10] и иных).

В качестве аспекта, выступающего объединением вышеперечисленных подходов, выступает системный подход, предлагающий рассмотреть систему управления конкурентоспособностью стратегического характера предприятия в качестве комплекса связанных между собой подсистем, исполняющих определенный функционал.

Согласно концепции управления стратегической конкурентоспособностью, рассмотренной и предложенной Е.Н. Вутровой, факторы внешнего характера действуют на подсистему управления, состоящую из трех важнейших подсистем:

  1. подсистема целевого характера, сопряженная с развитие устойчивого рода конкурентных преимуществ стратегической конкурентоспособности в масштабах рынка на долгосрочный период;
  2. подсистема обеспечивающего характера, сопряженная с обеспечением в плане материально-технической базы, кадров, финансов, информации;
  3. подсистема функционального характера, включающая в себя НИОКР, маркетинговые технологии, производственный процесс, трудовой коллектив, финансы и организацию.

Система управления в свою очередь воздействует на объект управления, в качестве которого выступает стратегический потенциал, а именно направления его развития, включающие в себя:

  1. доведение до совершенства процесса организации и планирования производства;
  2. усиление технической и технологической составляющей;
  3. доведение деятельности до совершенства в плане инвестиций;
  4. развитие рынков, уже существующих ранее и сформированных вновь.

На выходе модели предполагается оценка стратегической конкурентоспособности, при необходимости процесс воздействия на объект управления может быть возобновлен.

Для оценки стратегической конкурентоспособности могут быть использованы методы, приведенные в таблице 1.

 

Таблица 1 – Методология оценки стратегической конкуренции

Группа методов

Показатели

1

2

Традиционная методология

- спрос в формате потенциально возможных темпов роста;

- динамика целевых ориентиров экономического характера, присущих компании (к примеру, темпы роста продаж, прибыльности, рентабельности инвестиций);

- динамика целевых ориентиров группового характера (рост дивидендных выплат, оплаты труда, количества рабочих мест).

Методология, сопряженная с анализом эффективности

- эффекта масштаба и опыта;

- эффект концентрации производства

Финансовая методология

- экономическая добавленная стоимость (EVA);

- рыночная добавленная стоимость (MVA);

- полная стоимость владения (Total cost of Ownership, TCO);

- совокупный экономический эффект (Total Economic Impact, TEI)

Качественная методология

- система сбалансированных показателей (BSQ);

- управление портфелем активов (Portfolio Management)

Вероятностная методология оценки эффективности

- метод реальных опционов (ROV)

 

В настоящее время в масштабах рынка ведется значительная конкурентная борьба, сопряженная с существованием во всем мире множества компаний, завоевавших доверие своих клиентов, что создает препятствия для привлечения потенциальных покупателей для российских компаний. Ключевым критерием успешности бизнеса выступает конкурентоспособность организации, осуществляющей его.

Конкурентоспособность предприятия представляется его способностью превосходить другие организации в своей сфере деятельности и достигать поставленных целевых ориентиров. На сегодняшний день, когда в масштабах рынка действует большой объем организаций, начинающим предпринимателям сложно победить в конкурентной борьбе. Однако применение новых технологий в производстве и подходов к управлению может помочь компаниям стать более конкурентоспособными. Еще одним важным аспектом конкурентоспособности является использование новых тенденций, следование инновациям и выбор стратегий конкурентного характера.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Penrose E. The theory of the growth of the firm. Fourth edition. First published in 1959. Oxford: Oxford University Press, 2009
  2. Ансофф И. Стратегическое управление. Пер. с англ. – М.: Экономика, 1998. – с.525
  3. Волков Д.Л. Теория ценностно-ориентированного менеджмента: финансовый и бухгалтерский аспекты. СПб.: Изд. Санкт-Петербургского государственного университета, 2006. – 320 с.
  4. Воронкова А.Э., Пономарев В.П., Дибнис Г.И. Поддержка конкурентоспособного потенциала предприятия – Луганск Изд-во ВУГУ, 2002. - с.212
  5. Вутрова Е.Н. Управление стратегической конкурентоспособностью. 2013. – [Электронный источник]: https://publications.hse.ru/mirror/pubs/share/ folder/l2ghi2h8t0/direct/99914893?ysclid=lky2sgrsxr789238346
  6. Дамодаран А. Инвестиционная оценка: Инструменты и методы оценки любых активов; Пер. с англ. 3-е изд. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. – 1324 с.
  7. Данилов И.П. Конкурентоспособность регионов России (теоретические основы и методология). / И.П. Данилов – М.: Изд-во «Канон +» РООИ «Реабилитация», 2007. – 368 с.
  8. Мельник М.В. Принципы современного управления // Управленческий учет. - 2008. - № 10. - с. 13-20.
  9. Овчинникова Т.И., Марков А.В., Дуванова Ю.Н. О сущности понятия «стратегическая конкурентоспособность» // Вестник ВГУИТ. - 2016. - № 3. - с. 417–422. doi:10.20914/2310-1202-2016-3-417-422
  10. Теплова Т.В. 7 ступеней анализа инвестиций в реальные активы. Российский опыт / Т.В. Теплова. – М.: Эксмо, 2009. – 368 с.
  11. Фасхиев Х.А., Попова Е.В. Как измерить конкурентоспособность предприятия? // Маркетинг в России и зарубежом. - 2003. - №4. - с.53-68
  12. Шумпетер Й. Теория экономического развития (Исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры) / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1982. - 456 с. 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №8 (65) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Локтионов Н.Е. СТРАТЕГИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ КАК КАТЕГОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА И ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ // Вестник науки №8 (65) том 2. С. 27 - 33. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9725 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/9725



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.