'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №8 (65) том 2
  4. Научная статья № 2

Просмотры  43 просмотров

Локтионов Н.Е.

  


МЕТОДОЛОГИЯ И ИНСТРУМЕНТАРИЙ ОЦЕНКИ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ КОМПАНИИ: ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ *

  


Аннотация:
целью статьи является рассмотрение инструментария, позволяющего произвести оценку среды предприятия внутреннего и внешнего характера с позиции выявления присущих ему сильных и слабых черт. Основными рассмотренными методами являются конкурентный анализ, сравнительный отраслевой анализ, SNW-анализ, SWOT-анализ, STEP-анализ (PEST-анализ), конкурентный анализ по модели «Пять сил» М. Портера. Рассмотрена сущность каждого метода, а также выявлены присущие ему преимущества и недостатки. Выбор того или иного метода / средства сопряжен с анализом присущего ему набора положительных и отрицательных качеств, что позволяет достичь ожидаемый экономический эффект   

Ключевые слова:
стратегия, методология, инструментарий, внутренняя среда, внешняя среда, компания   


УДК 658.29

Локтионов Н.Е.

магистрант,

Тольяттинская академия управления

(г. Тольятти, Россия)

 

МЕТОДОЛОГИЯ И ИНСТРУМЕНТАРИЙ ОЦЕНКИ

ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ КОМПАНИИ:

ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ

 

Аннотация: целью статьи является рассмотрение инструментария, позволяющего произвести оценку среды предприятия внутреннего и внешнего характера с позиции выявления присущих ему сильных и слабых черт. Основными рассмотренными методами являются конкурентный анализ, сравнительный отраслевой анализ, SNW-анализ, SWOT-анализ, STEP-анализ (PEST-анализ), конкурентный анализ по модели «Пять сил» М. Портера. Рассмотрена сущность каждого метода, а также выявлены присущие ему преимущества и недостатки. Выбор того или иного метода / средства сопряжен с анализом присущего ему набора положительных и отрицательных качеств, что позволяет достичь ожидаемый экономический эффект.

 

Ключевые слова: стратегия, методология, инструментарий, внутренняя среда, внешняя среда, компания. 

 

Современная экономика рыночного типа взаимосвязана с повышением роли и значимости стратегического исследования деятельности компании, позволяющего оценить и выбрать его конкурентную стратегию. Выбор со стороны руководства компании в пользу стратегии определенного типа сопряжен с не стихийным развитием компании, подчиняющимся определенному набору правил. Причинами этого являются нестабильность внешней среды, макроэкономическая ситуация, наличие жестких условий конкурентной борьбы и иные факторы, требующие использования научных подходов, основанных на систематических стратегических исследованиях. Корректное использование технологий анализа и его инструментария оказывает воздействие на комплексную политику предприятия и используемую им методологию управления, направленную на рост прибыльности, конкурентоспособности и укрепление рыночной позиции.

Для целей данной статьи рассмотрим следующий ключевой инструментарий, позволяющий производить анализ внутренней и внешней среды компании [3]: конкурентный анализ, сравнительный отраслевой анализ, SNW-анализ, SWOT-анализ, STEP-анализ (PEST-анализ), конкурентный анализ по модели «Пять сил» М. Портера.

Конкурентный анализ сопряжен с выявлением основного комплекса характеристик отрасли с экономической точки зрения, оценкой существующих в ней движущих сил, определением конкурентной позиции компании и конкурентов, анализом их ближайшего круга, оценкой перспектив развития отрасли и ключевых факторов успеха, реализация которых позволит выявить перспективы улучшения конкурентной позиции. Анализ конкурентной среды рынка необходим для того, чтобы осуществить разработку позиции компании с точки зрения маркетинга, реально спрогнозировать ситуацию и продажи, выработать конструкцию ценовой и товарной политик, произвести классификацию и определить набор ключевых качественных характеристик продукции, разработать рекламную кампанию и создать план продвижения [1]. Конкурентный анализ сопряжен с наличием ряда существенных преимуществ. Оценка характеристик индивидуального характера выступает стимулирующим аспектом для компании к тому, чтобы избрать из всех возможных вариантов тот, который сопряжен с уверенным, агрессивным и активным отношением к конкурентной стратегии. Корректная оценка индивидуальных характеристик конкурентного окружения - главная компетенция компании, вкладывающейся в конкурентное преимущество. Ключевым недостатком оценки характеристик конкурентного окружения индивидуального характера выступает попытка компании к использованию его в качестве краеугольного камня конкурентной стратегии.

Сравнительный отраслевой анализ предполагает сопоставление финансовых показателей, позволяющих оценить эффект от осуществления деятельности компаниями, относящимися к одной отрасли: величина оборота, рентабельность, производительность труда и иное. Аналитические процедуры предполагают сопоставление развития компании с ее конкурентным окружением, а также сопоставление показателей компании со среднеотраслевыми значениями. В процессе анализа оценке подвергаются финансовые показатели, характеризующие эффективность деятельности компании. Под сомнение может быть поставлена сопоставимость величин, определяемых посредством расчета средней величины показателей, присущих предприятиям отрасли, использующим разные учетные системы и проводящим разного рода балансовую политику [3].

SNW-анализ находит применение в процессе анализа факторов внутренней среды компании, отражая характеристику позиции, занимаемой компанией по следующим факторам: S – сильная позиция; N – нейтральная позиция; W – слабая позиция [2].

К числу преимуществ использования методики SNW – анализа следует отнести:

- силы компании, выявленные в процессе проведения SWOT- анализа, справедливы в процессе проведения SNW – анализа;

- рассчитывается среднее по рынку значение для каждого фактора в отдельности, в сравнении с которым осуществляется разработка конкретных рекомендаций, связанных с повышением эффективности деятельности предприятия;

- дополнение метода SWOT- анализа анализом сильных и слабых сторон деятельности предприятия.

Методика SWOT-анализа опирается на ряд составляющих: анализ сил и слабостей (Strenghts и Weaknesses), возможностей (Opportunites) и угроз (Threats). Сильные и слабые стороны сопряжены с действием факторов внутреннего характера, а возможности и угрозы – внешнего [4].

Преимущество SWOT-анализа заключается в том, что он помогает получить целостное представление обо всех проблемных аспектах бизнеса. Компании получают возможность оценить свои сильные стороны и возможности, скорректировать слабые стороны и предотвратить угрозы; SWOT-анализ дает понимание того, как бороться с конкурентами и минимизировать риски. Исследование помогает сформулировать стратегию работы компании.

К недостаткам SWOT-анализа относится отсутствие четких числовых показателей и руководства к действию: результаты представляются в виде качественных пояснений и не имеют количественных параметров; картина представлена статично без динамики во времени; присутствует необходимость постоянного обновления.

STEP-анализ (иное наименование - PEST-анализ) представляет собой аналитическую процедуру, реализуемую посредством детальной проработки факторов социального, технологического, экономического и политического характера, оказывающих воздействие на деятельность компании. Данный вид анализа сопряжен с подробным описанием и анализом факторов, оказывающих прямое и косвенное воздействие со стороны внешней по отношению к компании среды, не уделяя внимания факторам внутренней среды [3].

К числу основных преимуществ инструментария PEST-анализа относится тот факт, что он:

- обладает простотой и легкостью для облегчения понимания и использования;

- способствует лучшему пониманию бизнес-среды;

- развивает стратегическое мышление;

- помогает сокращению возникающих в будущем бизнес-угроз;

- способствует поиску новых возможностей для проектов и их использованию.

Существенными минусами методологии выступают отсутствие репутации, недостаток базы поставщиков. Принципиальным различием результатов SWOT и PEST анализа выступает тот факт, что внутренние факторы подвергаются трансформации, а внешние - нет. В этой связи процесс построения стратегии развития компании необходимо выстраивать, производя улучшение факторов внутреннего характера принимая во внимание внешние условия макросреды.

Конкурентный анализ по модели «Пять сил» М. Портера опирается на ряд аспектов:

  1. согласно структурному анализу, конкуренция в промышленности находится за гранью компаний - конкурентов.
  2. в процессе проведения структурного анализа важным становится определение интенсивности конкурентной борьбы и оценка потенциальных уровней воздействия на компанию со стороны пяти ключевых сил, изображенных на рисунке 1.

Рисунок 1 - Модель «Пять сил» М. Портера [5]

 

  1. методика структурного анализа способствует тому, что компания разрабатывает эффективно функционирующую стратегию, которая, позволяющую ей прочно стоять на ногах в процессе взаимодействия с различного рода конкурентными силами.

Преимуществами анализа согласно 5 сил Портера являются:

- выявление риск-факторов и принятие своевременных мер, направленных на их нейтрализацию;

- оценка текущего положения, занимаемого компанией, и присущих ему возможностей;

- формирование и реализация обоснованных, эффективно функционирующих решений, способствующих достижению результативности.

В качестве недостатка теории выступает факт невозможности применения результатов анализа в краткосрочном периоде.

Таковы основные методики и инструментарий, позволяющий производить оценку внутренней и внешней среды компании. При выборе того или иного метода / инструмента следует учитывать присущие ему положительные и отрицательные стороны, чтобы сделать возможным достижение ожидаемого экономического эффекта.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Анализ конкурентов. – [Электронный источник]: https://blog. likecentre.ru/marketing/analiz-konkurentov
  2. Ковальчук Т.И., Минкевич П.Е. Проведение SNW-анализа на примере предприятия ОАО «Керамин» – [Электронный источник]: https://cyberleninka. ru/article/n/provedenie-snw-analiza-na-primere-predpriyatiya-oao-keramin?ysclid= lkucebnyxa850553716
  3. Милова Ю.Ю., Чернышенко М.С. Сравнительный анализ инструментов комплексной оценки внешней и внутренней среды предприятия / Ю.Ю. Милова, М.С. Чернышенко // Вестник ИрГТУ. – 2015. - № 11 (106). – с. 245-251
  4. SWOT-анализ: 4 стратегии использования – [Электронный источник]: https://leadgram.agency/marketing/swot-analiz-4-strategii/?ysclid=lkufffdnl 3216102493
  5. Стратегический анализ: современная концепция менеджмента: учебное пособие для высшего профессионального образования / С.А. Измалкова [и др.]. – Орел: ФГБОУ ВПО «Госуниверситет - УНПК», 2013. – 315 с.
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №8 (65) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Локтионов Н.Е. МЕТОДОЛОГИЯ И ИНСТРУМЕНТАРИЙ ОЦЕНКИ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ КОМПАНИИ: ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ // Вестник науки №8 (65) том 2. С. 20 - 26. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9724 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/9724



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.