'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №8 (65) том 1
  4. Научная статья № 17

Просмотры  42 просмотров

Толмачева Е.А.

  


ОСОБЕННОСТИ И СПОСОБЫ УЧАСТИЯ ПРОКУРОРА В АРБИТРАЖНОМ ПРОЦЕССЕ *

  


Аннотация:
участие прокурора в арбитражном процессе является одной из важных гарантий вынесения судами обоснованных решений, постановлений, определений на всех этапах рассмотрения дела в арбитражном судопроизводстве. В связи с изменениями в законодательстве, участие прокурора и способы участия прокурора в арбитражном процессе приобретают новые формы и содержание. Статья по данной теме позволяет изучить данные правовые явления и оценить их значение для совершенствования правоприменительной практики   

Ключевые слова:
арбитражный процесс, прокурор, арбитражное судопроизводство, нормативно правовые акты   


УДК 34.347

Толмачева Е.А.

студент

Московский государственный юридический университет им. О.Е. Кутафина

(г. Москва, Россия)

ОСОБЕННОСТИ И СПОСОБЫ УЧАСТИЯ

ПРОКУРОРА В АРБИТРАЖНОМ ПРОЦЕССЕ

 

Аннотация: участие прокурора в арбитражном процессе является одной из важных гарантий вынесения судами обоснованных решений, постановлений, определений на всех этапах рассмотрения дела в арбитражном судопроизводстве. В связи с изменениями в законодательстве, участие прокурора и способы участия прокурора в арбитражном процессе приобретают новые формы и содержание. Статья по данной теме позволяет изучить данные правовые явления и оценить их значение для совершенствования правоприменительной практики.

 

Ключевые слова: арбитражный процесс, прокурор, арбитражное судопроизводство, нормативно правовые акты.

 

Участие прокурора в рассмотрении дел арбитражными судами — один из важных инструментов защиты интересов государства. Участники арбитражного процесса — это самостоятельный процессуальный институт, который включает в себя совокупность правовых норм, регулирующих процессуальное положение в арбитражном суде. Эти процессуальные нормы в основном сосредоточены в Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации.

Федеральным законом от 7 октября 2022 года № 387-ФЗ внесены изменения в статью 52 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Так, указанным законом добавлены категории дел, по которым прокурор вправе обратиться с иском: о признании недействительными сделок, совершенных в целях уклонения от исполнения обязанностей и процедур, предусмотренных законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, законодательством о налогах и сборах, валютным законодательством РФ, правом ЕАЭС в сфере таможенных правоотношений и законодательством РФ о таможенном регулировании, и о применении последствий недействительности таких сделок.

Прокурор имеет право оспаривать нормативные правовые акты (НПА) в арбитражном процессе, если они противоречат законодательству или иным нормативным правовым актам. Это право предусмотрено статьей 44 Конституции РФ и статьями 29, 35 и 43 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 06.10.1999 №184-ФЗ, статьей 52 АПК РФ.

Прокурор может подать иск о признании нормативного правового акта недействительным или обращение в суд с запросом о вынесении решения, которое будет исполнено общественными государственными органами. В рамках рассмотрения такого дела, прокурор имеет право обосновать свою позицию и доказать, что нормативный правовой акт не соответствует действующему законодательству.

В целом, участие прокурора в оспаривании нормативных правовых актов в арбитражном процессе в первой инстанции является одной из функций прокуратуры, но в каждом конкретном случае принимается решение о целесообразности такого участия в зависимости от ситуации и действующего законодательства.

Участие прокурора по делам об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, регулируется главой 23 Арбитражного процессуального кодекса РФ. В ч. 2 ст. 192 конкретизируется право прокурора на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании нормативного правового акта недействующим. Вступить в процесс прокурор вправе на любой стадии процесса, в целях обеспечения законности ч. 5 ст. 52 АПК РФ.

Приказ Генеральной прокуратуры России от 25.05.2012 No 223 «Об обеспечении участия прокуроров в арбитражном процессе» определил обязательным обеспечение участие прокурора по всем делам данной категории. [1, С. 27]

Конкретизируют данные положения постановление пленума ВАС РФ от 30.07.2013 No 58 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов».

Под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт уполномоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Из сказанного следует ряд признаков, определяющих случаи, когда прокурор может оспаривать нормативный правовой акт: 1) оспариваются акты, соответствующие признакам нормативных правовых актов; 2) нормативные правовые акты органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления. Акты иных органов могут быть оспорены в рамках главы 23 АПК РФ другими субъектами, но не прокурором; 3) нормативные правовые акты указанных органов, затрагивающие права и законные интересы организаций и граждан в определенной сфере – предпринимательской и иной экономической деятельности, что определяет подведомственность дел арбитражному суду; 4) оспариваемые акты или отдельные их положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, которые имеют большую юридическую силу. Все перечисленные признаки должны быть в совокупности.

Выполняя специальную функцию, прокурор, вступивший в начатый процесс для дачи заключения о законности спорного нормативного правового акта, не связан позициями участвующих в деле лиц. [3, c. 380] Данное положение прокурора связано, с функцией надзора за законностью в сфере нормотворческой деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 21 августа 2013 года по делу No А-25-292/2013).

Также специфика положения прокурора по данным делам состоит в том, что независимо от участия его в деле, прокурор может оспорить решения и постановления, принятые в кассационном и надзорном порядке.

В постановлении пленума ВАС РФ от 30.07.2013 No 58 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов», приведены конкретные законодательные акты, в которых указаны категории споров и круг субъектов, которые могут обратиться в суд.

Например, в силу п. 3.3 данного постановления прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы могут обратиться с заявлением о признании нормативного правового акта недействующим исходя из положений статей 52 и 53 АПК РФ в их взаимосвязи с положениями части 2 статьи 192 Кодекса. Оспаривая нормативный правовой акт, прокурор должен предъявить требование о признании его недействующим. [2, С. 170]

В заявлении о признании нормативного правового акта недействующим должно быть указано то, в чем заключается нарушение (угроза нарушения) оспариваемым актом или его отдельными положениями публичных интересов или прав и (или) законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Отсутствие такого указания в заявлении, нарушение иных требований, предъявляемых к заявлению о признании нормативного правового акта недействующим, является основанием для оставления заявления без движения (статьи 52 или 53 соответственно, статья 128, часть 2 статьи 192, статья 193 Кодекса). Не устранение заявителем обстоятельств, послуживших основанием для оставления заявления без движения, влечет в силу пункта 4 части 1 статьи 129 АПК РФ возвращение заявления.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Власов А. А. Арбитражный процесс: учебник и практикум для академического бакалавриата / А. А. Власов. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2014. — С. 27
  2. Володина Д.В. Арбитражный процесс: учебник / Д. В. Володина, А. В. Доркина, Т. И. Отческая, А. В. Шевцов ; под ред. Т. И. Отческая. - Москва: Юстицинформ, 2017. – С. 170
  3. Ерохова М. А. Сборник разъяснений Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по вопросам гражданского и арбитражного процесса: Учебное пособие / Ерохова М.А. - М.:Статут, 2016. – С. 380
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №8 (65) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Толмачева Е.А. ОСОБЕННОСТИ И СПОСОБЫ УЧАСТИЯ ПРОКУРОРА В АРБИТРАЖНОМ ПРОЦЕССЕ // Вестник науки №8 (65) том 1. С. 100 - 105. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9701 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/9701



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.