'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №8 (65) том 1
  4. Научная статья № 8

Просмотры  48 просмотров

Дьячкова Е.С.

  


ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ГОТОВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ *

  


Аннотация:
в данное время всё чаще родители сталкиваются с вопросом: «Во сколько лет отдавать ребёнка в школу? Еще рано или уже пора?». В этой статье вы сможете найти ответы на вопросы, касающиеся готовности ребёнка к школе   

Ключевые слова:
готовность к школе, педагог-психолог, интеллектуальная готовность, социальная готовность, личностная готовность, социализация, зона ближайшего развития, диагностика личностной готовности ребёнка к школе   


УДК 37

Дьячкова Е.С.

педагог-психолог начального общего образования

Детский центр «Планета Знаний»

(Россия, г. Тюмень)

 

ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ГОТОВНОСТИ

СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

 

Аннотация: в данное время всё чаще родители сталкиваются с вопросом: «Во сколько лет отдавать ребёнка в школу? Еще рано или уже пора?». В этой статье вы сможете найти ответы на вопросы, касающиеся готовности ребёнка к школе.

 

Ключевые слова: готовность к школе, педагог-психолог, интеллектуальная готовность, социальная готовность, личностная готовность, социализация, зона ближайшего развития, диагностика личностной готовности ребёнка к школе.

 

Проблему готовности младших школьников к обучению в школе рассматривают многие педагоги–психологи. Например, Г. Д. Ниязова и С. Д. Ниязова [3], О. Н. Петровских [4], Н. И. Гуткина [1], Л. В. Сергеева [6], Е. В. Черепанова [7], Е. А. Романова [5] и другие.

Г. Д. Ниязова и С. Д. Ниязова в своей статье о готовности ребёнка к обучению в школе пишут о том, что подавляющее большинство детей оказываются готовы к школьному обучению к 7 годам, некоторая часть, к сожалению, она увеличивается в последние годы, только к 8 годам. Среди 6–летних детей очень маленький процент тех, кто готов к обучению в школе [3, 1].

Готовность ребёнка к школе – это определённый комплекс знаний, умений и способностей, которые формируются у ребёнка к поступлению в первый класс. Говоря о готовности, мы подразумеваем совокупность интеллектуальных, физических, эмоциональных, коммуникативных и личностных качеств ребёнка, помогающих ему максимально легко и безболезненно войти в новую социальную роль «школьника» и успешно освоить новую для него учебную деятельность.

Психологическая готовность как понятие было впервые предложено А. Н. Леонтьевым в 1948 году, он сводил его к основному показателю – управляемое поведение, но не просто закреплённое в навыке, а сознательно контролируемое. [2]

Психологическая готовность к школе – это определённый уровень психического развития, необходимо важный и достаточный для освоения ребенком учебной программы в «зоне ближайшего развития» в среде ровесников. Изучая готовность детей к школе, педагоги, психологи и другие специалисты часто подразделяют ее на разные аспекты:

1 Интеллектуальная готовность. Интеллектуально развитый ребёнок – это, в первую очередь, любознательный ребёнок. Способность рассуждать, познавательная активность, способность делать выводы и проводить аналогии – те самые аспекты интеллектуальной готовности ребёнка к школе, которые помогут ему в дальнейшем обучении.

Важно, чтобы у ребёнка было развито логическое, пространственно– временное и наглядно–действенное мышление. Будущим школьникам необходимо уметь самостоятельно проявлять свою познавательную деятельность и системно воспринимать окружающий мир. Степень развития этих компонентов, несомненно, различна у разных детей школьного возраста.

Низкий или совсем отсутствующий уровень развития интеллектуальных способностей ребёнка может привести к трудностям в школьном обучении. Как правило, таким детям сложно даётся обучение в школе уже с первого класса. Важно, чтобы родители и педагоги способствовали развитию познавательного интереса ребёнка в дошкольном периоде.

На данном этапе развития системы дошкольного образования формирование интеллектуальной готовности ребенка к школе изначально не является самостоятельной задачей, а может быть включено в систему образовательной деятельности с опорой на индивидуальные способности ребенка и понимание особенностей модели образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения.

2 Социальная готовность. К социальной готовности относятся те навыки, благодаря которым ребёнок взаимодействует со сверстниками и окружающими его взрослыми. До поступления в школу ребёнку важно научиться контактировать не только с детьми, но и со взрослыми. Как правило, социально адаптированные к обучению дети – это дети, посещающие дошкольное образовательное учреждение.

Социализация является важной предпосылкой для гармоничного развития детей. Дети, как и все люди – социальные существа, они не могут узнать о культуре и человеческом опыте без взаимодействия и общения с другими людьми, в частности, со взрослыми. Благодаря общению именно взрослые, окружающие ребёнка, закладывают развитие сознания и высших психических функций. С помощью активного общения дети могут комфортно жить в сообществе людей. Общение позволяет детям узнать многое не только об окружающем мире и людях, но и о самих себе.

Не менее важным является общение и взаимодействие между детьми. Общаясь со сверстниками, дети понимают, что они «среди равных». В дальнейшем у них может развиться чувство независимости, способность отстаивать собственное мнение, задавать вопросы и получать новые знания. Развитие коммуникации между дошкольниками и их сверстниками помогает им правильно вести себя в школе.

3 Личностная готовность. Под личностной готовностью ребёнка к обучению в школе понимают степень сформированности у ребёнка личностных качеств, помогающих почувствовать ему новую социальную роль «школьника». Это способность понять и принять новые требования по отношению к нему, найти свое место в коллективе, иметь новый уровень свободы и ответственности.

Стоит отметить, что отечественная психология сосредотачивается на степени сформированности интеллектуальных процессов, а не на количестве знаний, приобретённых ребенком, но объем знаний является важным фактором психологического компонента готовности к школе. Ребёнку необходимо уметь выявлять суть в явлениях окружающей среды, сравнивать их, определять сходства и различия, уметь рассуждать, определять причины событий и делать выводы. Для успешного обучения, детям необходимо уметь определять объекты своего познания.

Важным аспектом готовности ребёнка к школе является развитый фонематичекий слух и развитая речь. Стоит сказать, что речь тесно связана и с интеллектуальным развитием ребёнка.

В контексте подготовки детей к школе, одной из задач педагога является проведение диагностики личностной готовности ребенка. Данная процедура позволяет определить индивидуальные особенности и психическое развитие ребенка, что поможет определить дальнейший план работы. Кроме того, диагностика также позволяет выявить детей, не готовых к школьному обучению, с целью выстраивания индивидуальных планов работы с ними. Дополнительно, проведение диагностики дает возможность распределить будущих первоклассников в зависимости от степени сформированности "зоны ближайшего развития". В случае, если ребенок не готов к школьному обучению, возможна отсрочка начала обучения на один год для детей в возрасте от 6 до 6,5 лет.

Множество психолого–педагогических исследований говорят о том, что поступление и обучение 6–летних детей в школе возможно только при диагностировании у них психологической готовности к школе. В другом случае, поступление 6–летних детей в школу может негативно сказаться на их образовательной деятельности и обучении в младших классах, а в дальнейшем и в среднем звене школы.

Важно подготовить 6–летних детей к дальнейшему обучению в школе, для этого применяются различные развивающие программы, благодаря которым у ребёнка повышается интеллектуальная и психологическая готовность к школе. Повышается и личностная готовность, ребёнку в большинстве случаев хочется идти в школу за получением новых знаний.

Развитие готовности к школе предполагает взаимосвязь ряда благоприятных условий, предоставляемых ребенку в раннем возрасте. Нельзя тренировать готовность к школьному обучению, однако, важно обеспечить ребенку адекватные условия для его развития. В этом случае, возможно достичь повышения уровня готовности к школе, включая при этом, личностный компонент.

Эффективность готовности к школе может быть определена путем диагностического подхода. Одним из методов является создание специализированных групп и классов, цель которых заключается в стимулировании развития ребенка и подготовке его к началу систематического образования в школе.

После анализа психолого–педагогической литературы можно сделать вывод о том, что психологическая готовность ребёнка к школе является чрезвычайно важным аспектом при поступлении ребёнка в школу. Развитию у ребёнка важных психологических функций способствует среда, в которой он воспитывается. Влияние на социализацию и развитие интеллектуальных способностей ребёнка оказывают родители и семья, в которой воспитывается будущий первоклассник. Необходимо, чтобы у ребёнка было сформировано внутреннее желание и стремление к обучению в школе.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Гуткина, Н. И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению [Текст] / Н. И. Гуткина. М.: Психологическое образование, 2012. – 235 с.
  2. Леонтьев А.Н. Психологические основы развития ребенка и обучения: Авторский сборник. - М.: Смысл, 2009. - 426 с.
  3. Ниязова С. Д., Ниязова Г. Д. Психолого-педагогическая готовность детей к обучению в школе // Научный прогресс, том 2, выпуск 7, 2021. – С. 1-8.
  4. Петровских О. Н. Методическое совершенствование адаптации будущих первоклассников к школе // Социальная педагогика / 2-е издание / 2019 – 205 с.
  5. Романова Е. А. Формирование социальных и личностных компетенций в среде дошкольного и младшего школьного образования // Проблемы современного образования, новые исследования в образовании, 2010, - С. 90-92.
  6. Сергеева Л. В. Мотивационная готовность к школе как основа успешного формирования универсальных учебных действий: материалы научной статьи, М.: ГОУ СОШ № 64, 2012, - С. 1-3.
  7. Черепанова Е. В. Морфофункциональное и психофизиологическое развитие детей 6-7 лет и их адаптация к систематическому обучению в школе // Мир науки, культуры, образования. № 4 (23) 2010. 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №8 (65) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Дьячкова Е.С. ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ГОТОВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ // Вестник науки №8 (65) том 1. С. 51 - 57. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9692 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/9692



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.