'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №8 (65) том 1
  4. Научная статья № 4

Просмотры  177 просмотров

Холостякова Е.А.

  


АНАЛИЗ ИСПОЛНЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО БЮДЖЕТА НА ПРИМЕРЕ ПРИМОРСКОГО КРАЯ *

  


Аннотация:
в статье проводится анализ эффективности исполнения регионального бюджета на примере Приморского края   

Ключевые слова:
бюджет, бюджетная обеспеченность, консолидированный бюджет, контроль, внешний финансовый контроль   


УДК 33.336

Холостякова Е.А.

канд. экон. наук, заместитель директора филиала федерального государственного бюджетного учреждения

«Центр лабораторного анализа и технических измерений по Дальневосточному федеральному округу» -

Центр лабораторного анализа и технических измерений по Приморскому краю

(г. Владивосток, Россия)

 

АНАЛИЗ ИСПОЛНЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

НА ПРИМЕРЕ ПРИМОРСКОГО КРАЯ

 

Аннотация: в статье проводится анализ эффективности исполнения регионального бюджета на примере Приморского края.

 

Ключевые слова: бюджет, бюджетная обеспеченность, консолидированный бюджет, контроль, внешний финансовый контроль.

 

Приморский край является наиболее густонаселенным регионом Дальневосточного федерального округа (далее - ДФО) и формирует более 30% численности постоянного населения и среднегодовой численности занятых ДФО, занимая при этом 2,7% территории.

Перспективы экономической интеграции России в Азиатско-Тихоокеанском регионе (далее -АТР) АТР, в том числе в части наращивания не ресурсного экспорта товаров и услуг, в значительной степени связаны с развитием отраслей экономики Приморского края, а наращивание экспорта сырьевых товаров из регионов Сибири и Дальнего Востока в страны АТР во многом зависит от эффективности использования транзитного потенциала Приморского края. Таким образом, Приморский край выделяется среди российских регионов особой геополитической значимостью, от динамичности его развития во многом зависит успех федеральной политики, которая сегодня проводится на Дальнем Востоке.

По своему местоположению Приморский край имеет высокий экспортный потенциал и занимает позицию транзитного экспортного хаба для России на Дальнем Востоке. Большая часть экспорта - это транзитные грузы из российских регионов в страны АТР. Приморский край, в основном, экспортирует рыбную продукцию, нефтепродукты, изделия из древесины и металлы (в совокупности они составляют почти 90% экспорта). При этом основная доля экспорта приходится на Китай.

С целью оценки исполнения регионального бюджета необходимо провести сравнительный анализ доходов и расходов за 2021 – 2022 годы. (таблица 1) [1,2].

 

Таблица 1 - Сравнительная динамика исполнения краевого бюджета по доходам и расходам за 2021 – 2022 года, млн. руб.

Наименование

Кассовое исполнение за 2021 год

План 2022 первоначальный

План 2022 уточненный

Кассовое исполнение за 2022 год

Рост (снижение) 2022 г. к 2021 г. (%)

ДОХОДЫ

 

 

 

 

 

Налоговый и неналоговые

114 662,39

109 728,74

126 637,56

129 082.79

112,58

Безвозмездные поступления

53 292, 04

45 979,81

59 367,46

61 889,41

116,13

Из них межбюджетные трансферты из федерального бюджета

50 568, 45

43 643,59

55 741,88

57 498,08

113,70

Всего доходов

167 954,43

155 708,55

186 005.02

190 972,20

113,70

Всего расходов

166 999,49

162 844,97

204 974,05

200 939,32

120,32

Дефицит (-), профицит  (+)

954,95

- 7 136,42

- 16 376.38

- 9 967,12

Х

 

Анализ, представленных в таблице 1 данных, показал, что плановое задание по мобилизации налоговых и неналоговых доходов в краевой бюджет за 2022 год выполнено на 101,9 процентов. При плане 126 637, 56 млн. рублей фактически в бюджет Приморского края поступило 129 082, 79 млн.рублей. Таким образом достигнут рост к уровню прошлого года в размере 112,6 процентов (фактическом выполнении краевого бюджета в 2021 году составило 114 662, 39 млн. рублей).

В разрезе рассматриваемого вопроса интерес представляет фактическое исполнение краевого бюджета за 2022 год по налоговым и неналоговым доходам (таблица 2).

 

Таблица 2 - Фактическое исполнение краевого бюджета за 2022 год по налоговым и неналоговым доходам, млн. рублей

Наименование

Факт

2021

План 2022

первоначальный

План 2022

уточненный

Исполнение

2022

Процент исполнения к 2021 году

Процент исполнения к уточненному плану

Налоговые доходы, всего

111 746,49

108 369,55

122 977,37

125 196,99

101,80

101,80

в том числе:

 

 

 

 

 

 

Налог на прибыль организаций

33 219,48

29 155,03

34 877.08

35 198,06

100,92

100,92

Налог на доходы физических лиц

40 432,25

44 056,62

45 960,59

46 792,66

101,81

101,81

Акцизы

11 419,53

11 736,50

13 754,34

14 221,10

103,39

103,39

Налоги на совокупный доход

10 462,58

7 456,04

10 929,91

11 168, 04

102,18

102,18

Налоги на имущество

15 158,76

15 009,29

16 540,45

16 739,04

101,20

101,20

Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

697,24

632,40

640,52

811,27

126,66

126,66

Госпошлина

356,45

332,67

274,49

266,83

97,21

97,21

Задолженность по отмененным налогам

0,19

0,00

0,00

0,28

-

-

Налоговые доходы, всего, в том числе

2 915.90

1 359,19

3 660,19

3 885,80

106,16

106,16

Доходы от использования имущества

959,16

141,31

2 038.94

2 046,89

100,39

100,39

Платежи при пользовании природным ресурсами

469,24

260,25

430,22

439,91

102,25

102,25

Доходы от оказания платных услуг

333,84

56,10

166,71

325,72

195,38

195,38

Доходы от продажи материальных и нематериальных активов

86,85

48,18

73,34

74,47

101,54

102,54

Административные платежи и сборы

5,49

8,19

1,73

1,55

89,60

89,60

Штрафные санкции

1 058,04

845,17

949,25

996,19

104,94

104,94

Прочие неналоговые доходы

3,29

0,00

0,00

0,08

-

-

Итого налоговых и неналоговых доходов

114 662,39

109 728,74

126 637,56

129 082,79

101,93

101,93

 

Согласно представленным данным фактическое исполнение краевого бюджета за 2022 год по налоговым и неналоговым доходам превысило фактические показатели 2021 года на 1,8 %.

При осуществлении анализа контроля за исполнением регионального бюджета необходимо уделить пристальное внимание денежным средствам, расходуемым на финансовое обеспечение функций, задач краевого уровня, которые составляют расходы консолидированного бюджета.

В целом можно сказать, что в консолидированный бюджет входят бюджеты определенной территории, которые государство использует как инструмент для разработок, расчетов минимальных финансовых, социальных нормативов, норм для бюджетного анализа, планирования бюджетной деятельности.

Консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации представляет собой совокупность местных бюджетов и регионального бюджета в районе данного субъекта. Соотношение подобного бюджета с региональным – общее к частному. Это бюджеты муниципальных образований, входящих в субъект Российской Федерации.

Функция консолидированного бюджета – объединение показателей бюджета заданной территории. Именно здесь отражаются условия баланса доходов с расходами госбюджета, результаты планирования, реализации финансовой бюджетной политики региона.

Рассмотрим доходы и расходы консолидированного бюджета Приморского края – таблица 3 [3].

 

Таблица 3 - Сравнительная динамика исполнения консолидированных бюджетов субъектов Дальневосточного Федерального округа за 2022 год, тыс.руб.

 

Доходы

Расходы

Дефицит (-)/Профицит (+)

Российская Федерация, млн.руб.

19 676 935,00

19 626 327.00

50 608,00

Дальневосточный Федеральный округ

1 672 856 646,00

1 666 271 505,00

6 585 141,00

Приморский край

228 664 755,00

237 325 322,00

- 8 687 566,00

Республика Бурятия

125 867 357,00

130 707 046.00

- 4 839 690,00

Республика Саха (Якутия)

350 978 054,00

364 482,00

- 13 180 428,00

Забайкальский край

124 141 104,00

127 094 231,00

- 2 953 126,00

Камчатский край

120 751 147.00

126 703 956,00

- 5 952 810.00

Хабаровский край

186 719 023,00

183 713 110,00

3 005 914,00

Амурская область

121 944 932,00

129 897 921,00

- 7 952 989,00

Магаданская область

53 905 954,00

58 749 773,00

- 4 843 819,00

Сахалинская область

282 990 569,00

224 932 191,00

58 058 377,00

Еврейская АО

23 586 873,00

24 633 669,00

- 1 046 796.00

Чукотская АО

53 306 8787,00

58 328 805,00

- 5 021 927,00

 

Краевой бюджет в 2022 году исполнен с дефицитом. Это связано в том числе и с тем, что в 2022 году кредиты от кредитных организаций в краевой бюджет не привлекались. Бюджетные ассигнования, полученные от возврата бюджетных кредитов юридическими лицами и муниципальными образованиями края, отражаемые в составе иных источников внутреннего финансового дефицита краевого бюджета, меньше ассигновании на их предоставление.

В целом - дефицит допустим, когда он временный и не переходит границу 10% от величины доходов. При превышении уровня 20% дефицит считается критическим [4].

Так, в Приморском крае, величина расходов превышает уровень доходов на 10,4.

Преодолеть дефицит консолидированного бюджета возможно путем развития производства, достижения финансовой стабильности всех предприятий, отраслей любых форм собственности, активизации предпринимательской деятельности. Также для обеспечения устойчивости бюджетных отношений возможно установление размера дефицита бюджета.

В разрезе рассматриваемого вопроса интерес представляет фактическое исполнение краевого бюджета за 2022 год

Рассматривая региональный бюджет нельзя обойти стороной государственный долг Приморского края (таблица 4).

Государственный долг подразделяют на внутренний и внешний [5,6].

Государственный внутренний долг - долговые обязательства субъектов Российской Федерации, возникающие в валюте Российской Федерации. Государственный внешний долг - долговые обязательства субъектов Российской Федерации, возникающие в иностранной валюте.

 

Таблица 4 - Сведения о состоянии государственного внешнего и внутреннего долга Приморского края на начало и конец 2022 года, млн. руб.

Виды заимствований

Объем внутреннего долга на 01.01.2022

Объем внутреннего долга на 01.01.2023

Увеличение (+); уменьшение (-) объема долга

Кредиты, полученные приморским крем от кредитных организаций

0,00

0,00

0,00

Бюджетные кредиты, привлеченные в краевой бюджет от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации

2 336,09

7 977,25

5 641,17

Государственные гарантии Приморского края

438,43

438,43

0,00

Всего

2 774,52

8 415,68

5 641,17

Справочно:

Отчетные данные о внешнем долге Приморского края не представлены в связи с их отсутствием

 

Объем государственного долга Приморского края на 1 января 2023 года составил   8 415, 68 миллионов рублей или 6,5 процентов от объема доходов краевого бюджета без учета безвозмездных поступлений.

Объем долга по государственным гарантиям Приморского края на 31 декабря 2022 года составил 438, 43 млн. рублей; исполнение гарантийных обязательств за счет средств краевого бюджета в отчетном году не осуществлялось.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации: Федеральный закон от 21.12.2021 № 414-ФЗ [ Электронный ресурс]. - URL: https://cloud.consultant.ru/cloud/cgi/online.cgi?req=doc&rnd=UsDnrQ&base=LAW&n=452893&dst=100953&field=134#cx7RZlTS1Ud7258D1 (дата обращения: 31.07.2023).
  2. О краевом бюджете на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов: Закон Приморского края от 21.12.2020 № 963-КЗ. № 10 [Электронный ресурс]. - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/2500202112210002 (дата обращения: 31.07.2023).
  3. О краевом бюджете на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов: Закон Приморского края от 21.12.2021 № 31-КЗ. № 10 [Электронный ресурс]. – URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/2500202112230002 (дата обращения: 31.07.2023).
  4. Электронный бюджет. Единый портал бюджетной системы Российской Федерации [Электронный ресурс] - URL: https://budget.gov.ru/%D0%93%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0?regionId=45000000 (дата обращения: 31.07.2023).
  5. Рейтинг субъектов Российской Федерации по уровню открытости бюджетных данных // Сайт научно –исследовательского финансового института Министерства финансов Российской Федерации. - URL: https://www.nifi.ru/ru/rating: дата обращения 31.07.2023).
  6. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ [Электронный ресурс]. – URL: https://cloud.consultant.ru/cloud/cgi/online.cgi?req=doc&ts=anOOZlTCye0e02nZ1&cacheid=02106413B8DF798DDD26796004652FAC&mode=splus&rnd=UsDnrQ&base=LAW&n=432230&dst=1000000001#ySTOZlTCe6mDbGXP1 (дата обращения: 31.07.2023).
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №8 (65) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Холостякова Е.А. АНАЛИЗ ИСПОЛНЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО БЮДЖЕТА НА ПРИМЕРЕ ПРИМОРСКОГО КРАЯ // Вестник науки №8 (65) том 1. С. 25 - 32. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9688 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/9688



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.