'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №8 (65) том 1
  4. Научная статья № 1

Просмотры  731 просмотров

Власов А.С.

  


ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ РОССИИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РАЗВИТИЯ *

  


Аннотация:
научная статья посвящена проблематике привлечения инвестиций в российскую экономику с учетом влияния последствий COVID-19, антироссийских санкций и СВО. Следует обратить внимание на активную политику государства в отношении привлечения иностранных инвестиций, а также постоянное повышение уровня инвестиционной привлекательности регионов России. Актуальность научного исследования обусловлена теми вызовами, с которыми сталкивается геополитическое и социально-экономическое развитие России в 2020-2023 гг., а также влиянием данных аспектов на инвестиционный климат страны   

Ключевые слова:
иностранные инвестиции, инвестиционный климат, инвестиционная привлекательность, макроэкономическая политика, инвестиционная политика государства, геополитические факторы   


УДК 336.763.2

Власов А.С.
студент кафедры Финансы и кредит
Уральский государственный экономический университет
(г. Екатеринбург, Россия)

 

ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ РОССИИ:

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РАЗВИТИЯ

 

Аннотация: научная статья посвящена проблематике привлечения инвестиций в российскую экономику с учетом влияния последствий COVID-19, антироссийских санкций и СВО. Следует обратить внимание на активную политику государства в отношении привлечения иностранных инвестиций, а также постоянное повышение уровня инвестиционной привлекательности регионов России. Актуальность научного исследования обусловлена теми вызовами, с которыми сталкивается геополитическое и социально-экономическое развитие России в 2020-2023 гг., а также влиянием данных аспектов на инвестиционный климат страны.

 

Ключевые слова: иностранные инвестиции, инвестиционный климат, инвестиционная привлекательность, макроэкономическая политика, инвестиционная политика государства, геополитические факторы.

 

В последние годы Россия постоянно проводит политику, направленную на повышение инвестиционной привлекательности и улучшение инвестиционного климата. Правительство РФ осуществляет снижение налогов для приоритетных и наукоемких отраслей экономики, прослеживаются планы восстановления экономики и инвестиционные планы, что может сделать Россию одной из привлекательных стран как в Европе, так и в Азии с точки зрения количества иностранных инвестиционных проектов.

Пережив серию потрясений - от эпидемии COVID-19 до кризиса на Украине, фундаментальные показатели экономики России остались стабильными. Ряд экономических институтов повысили свои ожидания относительно экономических перспектив страны. Страна также продемонстрировала устойчивость в привлечении иностранных инвестиций [1].

В первую очередь можно отразить изменение уровня инвестиционной привлекательности регионов в 2022 году по сравнению с 2021 годом.

 

Рисунок 1. Изменение оценок инвестиционной привлекательности регионов

в 2022 году по сравнению с 2021 годом [7]

 

Можно обратить внимание на то, что в 2022 году 20 регионов повысили свою инвестиционную привлекательность, в то время как 16 напротив понизили, что также приводит к сокращению иностранных инвестиций в данные регионы. Кроме того, подтвердили свой уровень 49 регионов, т.е. более половины всех субъектов РФ.

Прямые иностранные инвестиции имеют важное значение для российской экономики. С точки зрения международной статистики, по данным «Ernst & Young», прямые иностранные инвестиции составляют до 20% валового внутреннего продукта (ВВП) в Германии и Франции и 28% в Соединенном Королевстве.

Однако, на протяжении 2022-2023 гг. инвестиционная ситуация в Европе, в том числе и в России была далеко не идеальной. Рост проектов прямых иностранных инвестиций в России по оценкам аналитиков может стабилизироваться к 2025 году, увеличившись всего на 1%, в то время как количество рабочих мест, созданных за счет прямых иностранных инвестиций, сократится на 16% [4].

Обрабатывающая промышленность стала центром развития инвестиционного климата России. В то же время, благодаря стимулирующей инновационной политике, отмеченной налоговым кредитом на исследования, приток иностранного капитала в инновационную сферу является пессимистичным, что связано со всеми проблемами, вызванными факторами внешней среды. Несмотря на это, в соответствии с действующей стратегией и государственными программами, страна стремится создать место инноваций благодаря инновационной инфраструктуре.

 

Рисунок 2. Инфраструктура инновационной деятельности [2]

 

Научно-исследовательская деятельность занимает важное место в российской экономике. На Россию приходится 1/5 инвестиций в НИОКР, осуществляемых иностранными компаниями в странах СНГ.

Как и конкуренты, Россия захватывает лидерство в таких отраслях будущего, как производство с нулевым выбросом углерода, энергетика, здравоохранение и инновации, и продолжает убеждать мировые компании делать ставку на «будущее России».

Инвесторы ввиду сложной геополитической ситуации не могут отдавать предпочтение России, несмотря на ее стратегическое положение, высококачественные технические средства, разнообразные экономические и экологические сети и конкурентоспособные цены на энергоносители.

Важно проанализировать динамику и структуру иностранных инвестиций в российскую экономику (таблица 1).

 

Таблица 1. Динамика и структура иностранных инвестиций в российскую экономику в 2018–2021 гг., млн долл. США

 

2018

2019

2020

2021

Прямые иностранные инвестиции – всего

8 785

31 975

9 479

40 450

из них из стран:

 

 

 

 

Кипр

–10 108

7 932

–3 895

27 956

Соединенное Королевство (Великобритания)

2 522

4 686

9 126

7 108

Ирландия

–3 850

3 193

–343

4 207

Германия

341

245

–1 449

3 628

Катар

–314

1 465

260

1 498

Джерси

598

–55

1 009

1 393

Багамы

1 009

1 143

629

1 186

Гонконг

135

2 687

2 297

848

Бермуды

843

967

1 109

776

Австрия

884

924

–38

719

 

В 2019 году по сравнению с 2018 годом происходит увеличение прямых иностранных инвестиций на 23 190 млн долл. США в абсолютном выражении и 264% в относительном выражении. Далее в 2020 году можно наблюдать значительное сокращение, что связано с ограничительными мерами со стороны Правительства на фоне COVID–19, сокращение составило 22 496 млн долл. США или 70,4%. Далее в 2021 году происходит увеличение на 30 971 млн долл. США или

С 2000–х годов российское правительство всегда проводило политику поощрения привлечения иностранных инвестиций. Особенно после мирового финансового кризиса, разразившегося в 2022 году, компетентные правительственные ведомства внесли некоторые коррективы в политику иностранных инвестиций, чтобы сохранить темпы экономического роста. Для поддержания конкурентоспособности поглощения иностранных инвестиций были расширены типы поощрительных и разрешенных товаров для всего прямого экспорта продукции.

В то же время была скорректирована налоговая политика в отношении импортного оборудования, предусмотрев, что проекты с иностранными инвестициями, если они относятся к поощряемым освобождаются от таможенных пошлин и налогов (только по отношению к дружественным странам).

Вышеупомянутая политика в перспективе должна сыграть активную роль в поощрении иностранных инвестиций в российскую экономику даже с учетом антироссийских санкций 2022–2023 годов.

Однако, с учетом изменений в макроэкономической ситуации очень сложно привлекать иностранных инвесторов слабым внутренним спросом и замедлением экономического роста в России [4].

В 2020 году поглощение иностранных инвестиций продемонстрировало отрицательный рост, что было преимущественно связано с последствиями COVID–19 и макроэкономическим регулированием.

Сокращение иностранных инвестиций в российской экономике под влиянием изменений в макроэкономической ситуации наносит ущерб достижению цели экономического роста на уровне 7% ежегодно.

Первое снижение абсолютной величины иностранных инвестиций в 2020–2022 годах было вызвано различными причинами.

Во–первых, макроэкономика России по–прежнему демонстрирует признаки слабого внутреннего спроса, падения цен и жесткой инфляции. Хотя зарубежные инвесторы считают, что Россия все еще может поддерживать темпы экономического роста на уровне 7%, темпы роста в основном обусловлены бюджетными инвестициями, а внутреннее потребление значительно не выросло. Следовательно, рыночные расширение будет относительно ограниченным, что заставит инвесторов быть более осторожными при инвестировании в Россию, в том числе по политическим и репутационным факторам [6].

Во–вторых, очевидно, что в секторе материального производства России наблюдается перепроизводство, особенно в добывающей и обрабатывающей промышленности. Из–за перепроизводства конкуренция очень жесткая. Инвесторы, у которых нет технических преимуществ или преимуществ, присущих конкретной компании, не осмеливаются спешить говорить о ключевых секторах экономики России, что ограничивает некоторых инвесторов, у которых нет очевидных преимуществ [5].

Сектор инфраструктуры для России как развивающейся страны в части третичных секторов экономики является новой инвестиционной сферой, но в 2014 и 2015 годах, чтобы стимулировать внутренний спрос, российское правительство приняло меры фискальной и денежно–кредитной политики по увеличению инвестиций в инфраструктуру, что привело к ограничению иностранных инвестиций в эту сферу. В частности, некоторые проекты с лучшими ожиданиями и короткими сроками окупаемости, в том числе в ЦФО, ПФО, ЮФО легко включить в сферу финансовых инвестиций, в то время как северо-восточные проекты с неопределенными ожиданиями и длительными сроками окупаемости неохотно привлекаются иностранными инвесторами [3].  

В–четвертых, сфера услуг является развивающейся инвестиционной сферой, особенно в области финансов, внешней торговли и коммуникаций. Иностранные инвесторы стремятся попытаться выйти на российский рынок и занять там свое место. Но в настоящее время открытие этих месторождений для внешнего мира может быть только постепенным, и большинство из них все еще находятся в экспериментальном или пилотной стадии. Драйвером роста сферы услуг выступил COVID–19 в 2020 году.

Однако, правительство по–прежнему более осторожно относится к одобрению проектов в сфере услуг, и невозможно сразу поглотить большой объем прямых иностранных инвестиций. Здесь же можно отметить тот факт, что доля сферы услуг в ВВП России варьируется от 45–47% в 2018–2021 годах.

В будущем по мере стабилизации внешней среды и улучшения инфраструктуры для привлечения как внутренних, так и внешних инвестиций, компании смогут расширять сотрудничество с Россией в области инноваций, охраны окружающей среды, новой энергетики и новых способов передвижения.

Россия придает большое значение экономическому сотрудничеству с Китаем, и Китай и Россия продолжают углублять экономические и торговые инвестиционные обмены. С точки зрения возможностей, китайский рынок очень широк, а экономика данной страны занимает важное положение в мировой экономике. Китай является важным торговым партнером России, несмотря на влияние макроэкономических изменений. На протяжении многих лет торговые обмены между двумя сторонами были непрерывными, и цели китайско-российского сотрудничества превышают плановые значения в 2023 году [5].

Таким образом, в рамках данного исследования отмечается, что несмотря на ухудшение макроэкономической ситуации, последствия COVID–19 и антироссийских санкций субъекты РФ стремятся сохранять благоприятный инвестиционный климат (подчеркивается, что в 2022 году 20 регионов повысили свою инвестиционную привлекательность, в то время как 16 напротив понизили). С точки зрения динамики иностранных инвестиций можно обозначить неоднозначную тенденцию, падение 2020 года обусловлено последствиями COVID–19, тогда как по оценкам экспертов в 2022 году прямые иностранные инвестиции сократились. Текущее состояние инвестиционного климата в российской финансовой системе в условиях санкций в 2022 году является сложным. Санкции существенно повлияли на экономику и финансовую систему страны, сделав ее менее привлекательной для инвесторов.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Ондар Т.В. Механизмы государственной поддержки обеспечения инвестиционной привлекательности региона / Т.В. Ондар // Энигма. – 2020. – № 18–1. – С. 43–51.
  2. Орцханова М.А. Инвестиционная привлекательность как один из факторов динамического экономического развития региона / М.А. Орцханова // Заметки ученого. – 2020. – № 10. – С. 404–407.
  3. Радченко М.В. Основные составляющие инвестиционной привлекательности региона / М.В. Радченко // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. – 2020. – № 2 (44). – С. 148–154.
  4. Сабиров О.К. вопросу повышения инвестиционной привлекательности и создания благоприятного инвестиционного климата / О.К. Сабиров // Актуальные вопросы современной экономики. – 2020. – № 10.
  5. Тимофеев А.Г., Курникова М.В. Оценка текущего состояния конкурентоспособности Самарской области // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал / ВАК. – 2021. – №10.
  6. Хамурадов М.А. Повышение инвестиционной привлекательности региона / М.А. Хамурадов // Тенденции развития науки и образования. – 2020. – № 66–3.
  7. Х Ежегодная оценка инвестиционной привлекательности регионов России (декабрь 2022) // Аналитический обзор НРА [Электронный ресурс]. URL: https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1682895695 (дата обращения: 17.07.2023). 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №8 (65) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Власов А.С. ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ РОССИИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РАЗВИТИЯ // Вестник науки №8 (65) том 1. С. 6 - 15. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9685 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/9685



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.