'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №7 (64) том 5
  4. Научная статья № 57

Просмотры  43 просмотров

Подвязкин С.Д.

  


РАЗРАБОТКА УСТРОЙСТВА ДЛЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ СТОЛКНОВЕНИЯ НИЗКОЛЕТЯЩИХ ВОЗДУШНЫХ ОБЪЕКТОВ С ЛЭП В УСЛОВИЯХ ПЛОХОЙ ВИДИМОСТИ *

  


Аннотация:
в работе оценивается значимость проблемы столкновения ВС с проводами и опорами ЛЭП (вне зависимости от времени суток и погодных условий) как для владельцев ВС, так и для энергетических компаний. Проводится сравнительный анализ существующих и разрабатываемых на сегодняшний день устройств маркировки ЛЭП   

Ключевые слова:
энергетика, линии электропередач, маркировка опор, авиационное происшествие, заградительные огни, воздушное судно, световые приборы   


УДК 620.9

Подвязкин С.Д.
студент кафедры «Инноватика и интегрированные системы качества»
Санкт-Петербургский государственный университет

аэрокосмического приборостроения
(г. Санкт-Петербург, Россия)

РАЗРАБОТКА УСТРОЙСТВА ДЛЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ

СТОЛКНОВЕНИЯ НИЗКОЛЕТЯЩИХ ВОЗДУШНЫХ ОБЪЕКТОВ

С ЛЭП В УСЛОВИЯХ ПЛОХОЙ ВИДИМОСТИ

 

Аннотация: в работе оценивается значимость проблемы столкновения ВС с проводами и опорами ЛЭП (вне зависимости от времени суток и погодных условий) как для владельцев ВС, так и для энергетических компаний. Проводится сравнительный анализ существующих и разрабатываемых на сегодняшний день устройств маркировки ЛЭП.

 

Ключевые слова: энергетика, линии электропередач, маркировка опор, авиационное происшествие, заградительные огни, воздушное судно, световые приборы.

 

Первый случай столкновения самолёта с проводами произошел в США еще в начале прошлого века и долгое время был уникальным событием. Но с течением времени и развитием как энергетики, так и авиации, случаи авиационных происшествий в рассматриваемой области, становятся всё чаще. На законодательном уровне приняты поправки в Воздушный кодекс РФ, но они относятся к вновь строящимся и реконструируемым линиям [1]. А тем временем, по данным В.В. Тюрина, председателя правления общественной организации пилотов (АОПА-Россия), только с 2008 по 2018 год произошло 20 авиационных происшествий, в которых погибло 33 человека. В своём интервью газете «Известия» В.В. Тюрин сказал: «В Воздушном кодексе сейчас есть требование о маркировке высотных объектов, но без конкретизации. Не установлено и ответственности за невыполнение данной нормы. Поэтому этого не делают [2]». Отсутствие маркировки на высотных объектах можно увидеть на рисунке 1.

 

Рис. 1. Вид сверху на высоковольтные ЛЭП без маркировки

 

В ПАО «Россети» разработан свой стандарт по маркировке ЛЭП. По данным «Известий», с 2018 по 2022 год ПАО «Россети» потратило на эти цели более 10 млрд. рублей [3]. Так как столкновения происходят на сверхмалых высотах, то подавляющее большинство авиационных происшествий приходится на малую авиацию – легкомоторные самолёты и вертолёты, которых в России, только в частных руках, более четырёх тысяч. Так же в последние годы к ним добавились сверхлёгкие летательные аппараты – парапланы и мотопарапланы, а также беспилотные устройства – дроны, квадрокоптеры и другие.

 На сегодняшний день в целях маркировки опор линий электропередач (далее – ЛЭП) используются газоразрядные лампы и светодиодные светильники, с применением внешних источников питания, питанием от фазных проводов, а также аккумуляторов с солнечными батареями. Для обозначения проводов ЛЭП применяются пластмассовые сигнальные шары диаметром от 40 см [5-6].

 Недостатками этих устройств являются малый срок службы газоразрядных ламп, уязвимость внешних источников питания от различных внешних воздействий, и, в случае с использованием фазного тока, при уменьшении нагрузки на линии, свечение светильников может уменьшиться ниже критической отметки. К тому же многочисленные подключения ЗОМов (маркировочные огни заградительные – прим.) приведёт к потерям энергии и удорожанию эксплуатации ЛЭП.

 Учитывая специфику выбранной области исследования, выбран инновационный подход к решению данной задачи.

Вокруг проводов ЛЭП имеется магнитное поле. Автором статьи ведётся разработка устройства, названного «ЛЭПстик», которое использует для выработки электрического тока, необходимого в его работе, энергию магнитного поля [4]. Источник энергии для этого устройства, разработка которого проходит при ООО «Центр комплексного проектирования», может быть применён с целью маркировки ЛЭП.

 Генератор размещается между изоляторами опоры, а затем проводами подключается к ЗОМ напряжением 24 или 48 В (рисунок 2). В связи с тем, что срок службы светодиодных ЗОМ составляет, по данным производителя, не менее 30.000 часов, а используемый источник энергии не ухудшает эксплуатационные характеристики ЛЭП, то предлагаемое устройство не нуждается в отключении, регулировке, управлении и ремонте в течение, как минимум, трех лет. Рабочее название проекта – навигационная инновационная технология, она же НИТь.

 

Рис. 2. Размещение ЗОМ, согласно НТД РФ

 

 Как альтернативу пластиковым шарам (рисунок 3) на проводах можно использовать само устройство «ЛЭПстик» [4], размещение которого происходит непосредственно на проводах, дополнительно оснастив его светодиодными лампами малой мощности в количестве не менее трёх штук.

 

Рис. 3. Маркировка ЛЭП оранжевыми пластиковыми шарами

 

 В качестве преимущества этого решения несомненно то, что оно обозначит опоры и провода ЛЭП в любое время суток и в любую погоду на расстоянии более 50 м. Ещё одним плюсом является то, что кроме габаритных огней красного цвета можно использовать иные цветовые решения, а также обозначить направление к ближайшим населённым пунктам.

Таким образом, в слабозаселённых местностях, а также в случаях отказа, либо отсутствия навигационного оборудования, система маркировки ЛЭП становится ориентиром как для воздушных судов, так и для людей (геологи, охотники и т.д.).

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Приказ Федеральной аэронавигационной службы от 28 ноября 2007 г. N 119 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Размещение маркировочных знаков и устройств на зданиях, сооружениях, линиях связи, линиях электропередачи, радиотехническом оборудовании и других объектах, устанавливаемых в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов"
  2. Расследования авиационных происшествий и инцидентов: Межгосударственный авиационный комитет [Электронный ресурс]. URL: https://mak-iac.org/rassledovaniya/ (дата обращения: 21.07.23).
  3. СТО 34.01-2.2-016-2016. Стандарт организации ПАО «Российские Сети» Маркировка опор и пролётов ВЛ
  4. Подвязкин С.Д. Разработка инновационного подхода к предотвращению обледенения ЛЭП / С.Д. Подвязкин, Г.В.Гетманова // Моделирование и ситуационное управление качеством сложных систем. Из-во: СПбГУАП. — СПб.: 2023г. — С. 53-60.
  5. Световое устройство : пат. RU148458U1 Российская Федерация. № RU2013154621/07U ; заявл. 09.12.2013 ; опубл. 10.12.2014, Бюл. № 34. 2 с.
  6. Устройство заградительного огня высоковольтной линии электропередачи : пат. RU2370825 Российская Федерация. № 2008130845/11 ; заявл. 25.07.2008 ; опубл. 20.10.2009, Бюл. № 29. 6 с.
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №7 (64) том 5

  


Ссылка для цитирования:

Подвязкин С.Д. РАЗРАБОТКА УСТРОЙСТВА ДЛЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ СТОЛКНОВЕНИЯ НИЗКОЛЕТЯЩИХ ВОЗДУШНЫХ ОБЪЕКТОВ С ЛЭП В УСЛОВИЯХ ПЛОХОЙ ВИДИМОСТИ // Вестник науки №7 (64) том 5. С. 344 - 348. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9677 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/9677



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.