'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №7 (64) том 5
  4. Научная статья № 30

Просмотры  197 просмотров

Рубанцев А.Д.

  


СОДЕРЖАНИЕ КРИМИНАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ, СВЯЗАННОЙ С ПОДГОТОВКОЙ И СОВЕРШЕНИЕМ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ *

  


Аннотация:
в работе рассмотрены основные проблемы коррупционных преступлений в системе современного. Объективная сторона получения взятки. Проблемы, связанные с возможными коррупционными отношениями, нарушениями Конституции РФ и законодательства РФ   

Ключевые слова:
преступление, коррупция, образование, проблемы, взятка   


УДК 343.9

Рубанцев А.Д.

старший УУП О УУП и ПДН О МВД России

по Кинель - Черкасскому району

(с. Кинель – Черкассы, Россия)

 

СОДЕРЖАНИЕ КРИМИНАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ,

СВЯЗАННОЙ С ПОДГОТОВКОЙ И СОВЕРШЕНИЕМ

ПРЕСТУПЛЕНИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И КОРРУПЦИОННОЙ

НАПРАВЛЕННОСТИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

 

Аннотация: в работе рассмотрены основные проблемы коррупционных преступлений в системе современного. Объективная сторона получения взятки. Проблемы, связанные с возможными коррупционными отношениями, нарушениями Конституции РФ и законодательства РФ.

 

Ключевые слова: преступление, коррупция, образование, проблемы, взятка.

 

Основными причинами совершения коррупционных преступлений в системе современного образования прежде всего являются противоречия в социальном и нравственном развитии общества, в экономической неустойчивости и нестабильности, недостаточном духовном богатстве населения. Поэтому основными причинами коррупционных преступлений в сфере образования, являются именно эти социально значимые в современном обществе проблемы.

Совершенствование способов преступлений коррупционной направленности в сфере образования сопровождается обстоятельствами, которые могут способствовать выявлению и расследованию преступлений.

Особенностью преступлений коррупционной направленности в сфере образования является разнообразие социальных характеристик участников. Подкуп лица, осуществляющего образовательную деятельность, как правило, осуществляют лица с более низким образовательным, профессиональным уровнем. В роли исполнителей или соучастников могут выступать несовершеннолетние. При необходимости допроса учащегося подозреваемого или свидетеля следует учитывать особенности тактики допроса несовершеннолетних, пригласить в качестве специалиста педагога или психолога.

Согласно ст. 290 УК РФ под получением взятки, понимают получение должностным лицом, как непосредственно, так через посредника определенного денежного, либо имущественного вознаграждения, совершая определенные действия, входящие в служебные полномочия должностного лица в отношении взяткодателя, либо оказывая содействие совершению определённых действий, в виде покровительства или попустительства.

Субъектом преступления не всегда являются должностные лица, которые обладают достаточными полномочиями по выполнению определенных действий в пользу взяткодателя, а могут быть лица, которые содействуют выполнению определенных действий другими должностными лицами. В качестве взятки субъекты коррупционной преступности могут получить денежные средства, ценные бумаги, материальные ценности, различные льготы, услуги.

Объективная сторона получения взятки заключается в совершении определенных действий в отношении лица, предлагающего вознаграждение за совершаемые должностным лицом действия, исходящие из круга его должностных обязанностей, либо выходящее за пределы его обязательств, и при этом взяткополучатель осознавал противоправность характера своих действий, целью которых является получение материального вознаграждения. Предмет данного преступления – получение выгоды.

Первым же и одним из самых главных свойств расследования коррупционных преступлений в образовательной сфере является законодательно установленное ограничение, а именно: органы, уполномоченные осуществлять оперативно-розыскную деятельность, не имеют право на производство оперативно-розыскных мероприятий, если они не располагают информацией относительно признаков «подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Коррупционным практикам, паразитирующим в учебных заведениях, в системе образования в целом, свойственна тенденция к воспроизводству в других сферах общественной жизни, выход на качественно иной уровень: экономическую и организованную преступность, что доказывают криминалистические и криминологические исследования. Потому крайне важным и практически востребованным является решение задачи обобщения, исследования и анализа всех существующих источников криминалистической (особенностей методики расследования коррупционных преступлений в сфере образования) и уголовно-правовой (проблем квалификации коррупционных преступлений в образовательной сфере) информации о коррупции в учебных заведениях любого уровня в целях полного, всестороннего и глубокого анализа состояния коррупционной и коррупциогенной обстановки в стране, а также эффективности принимаемых органами государственной власти, учебными заведениями антикоррупционных мер.

Статья 43 Конституции РФ гарантирует каждому гражданину право на образование, устанавливая при этом обязательность основного среднего образования, его общедоступность и бесплатность в государственном или муниципальном образовательном учреждении, а также возможность на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении.

Проблемы, связанные с возможными коррупционными отношениями, нарушениями Конституции РФ и законодательства РФ, возникают, прежде всего, в ситуациях необходимости осуществления дополнительных материальных затрат в денежной или иной форме при обучении в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, в которых гарантирована бесплатность получения образования.

Одно из типичных правонарушений - продажа дипломов и аттестатов тем, кто на самом деле обучение не прошел. Такие случаи явно способствуют созданию негативного коррупционного имиджа всей системе образования.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Бейсембаева Н. А. Проблема коррумпированности в сфере образования и пути её решения в современной России // Молодой ученый. - 2021. - № 9. - с. 67.
  2. Журавлев С. Ю. Комплексная характеристика методических и тактических средств расследования преступлений в сфере экономики // Юридическая наука и практика: вестник Нижегородской академии МВД России. – 2016. – № 2 (34). – С. 141–155.
  3. Журавлев С. Ю. Криминалистический стиль мышления: методическое содержание и соотношение с квалификационным пониманием расследуемых событий / С. Ю. Журавлев // Юридическая наука и практика: вестник Нижегородской академии МВД России. – 2018. – № 2 (41). – С. 127–132.
  4. Журавлев С. Ю. Методика и организация расследования преступлений как основные факторы эффективной деятельности органов предварительного следствия и дознания // Криминалистические средства обеспечения деятельности по выявлению и расследованию преступлений экономической и коррупционной направленности: сб. ст. / Под ред. А. Ф. Лубина. – Казань: Изд-во «Бук», 2017. – С. 74-78. 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №7 (64) том 5

  


Ссылка для цитирования:

Рубанцев А.Д. СОДЕРЖАНИЕ КРИМИНАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ, СВЯЗАННОЙ С ПОДГОТОВКОЙ И СОВЕРШЕНИЕМ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ // Вестник науки №7 (64) том 5. С. 180 - 184. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9655 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/9655



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.