'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №7 (64) том 5
  4. Научная статья № 15

Просмотры  48 просмотров

Мартьянова Т.Н.

  


ГЕОГРАФИЯ ВЕЗДЕ И ПОВСЕМЕСТНО, ИЛИ КАК ГЕОГРАФИЮ ПЫТАЮТСЯ СДЕЛАТЬ ВТОРОСТЕПЕННЫМ ПРЕДМЕТОМ В ШКОЛЕ *

  


Аннотация:
в статье рассматриваются вопросы использования знаний, полученных на уроках географии в различных областях жизни. При этом выясняются причины превращения предмета географии во второстепенный предмет в школе   

Ключевые слова:
развитие географии, масштабность использования географических знаний, мертвая наука   


УДК 373.1

Мартьянова Т.Н.

учитель географии и технологии

МБОУ «СОШ №66»

(г. Астрахань, Россия)

 

ГЕОГРАФИЯ ВЕЗДЕ И ПОВСЕМЕСТНО,

ИЛИ КАК ГЕОГРАФИЮ ПЫТАЮТСЯ СДЕЛАТЬ

ВТОРОСТЕПЕННЫМ ПРЕДМЕТОМ В ШКОЛЕ

 

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы использования знаний, полученных на уроках географии в различных областях жизни. При этом выясняются причины превращения предмета географии во второстепенный предмет в школе.

 

Ключевые слова: развитие географии, масштабность использования географических знаний, мертвая наука.

 

Банальная фраза — «с географией мы встречаемся везде и повсеместно». Но это действительно так. Потому что эта наука сейчас везде: начиная с банковских карт и телефонов и заканчивая рисованными мультфильмами и фильмами.

На первый взгляд это совершенно не связанные с географией области. Однако они состоят из геоинформационных систем. Здесь же можно упомянуть разные мониторинги и социологические опросы, которые нуждаются в географических исследованиях. Сложно сказать, в какой сфере деятельности современного человека мы их не применяем. При этом в школе географию считают второстепенным предметом. Но это вовсе ни так!

Начнем с масштабного. Важность развития географии на государственном уровне легко доказать, если мы обратимся к истории. Эпоха Великих географических открытий известна всем хотя бы на поверхностном уровне. Начинается она с создания навигационной школы Генрихом Мореплавателем, который стоял у руля власти Португалии. На самом деле никаким мореплавателем он не был. Однако при этом создал первую географическую школу. В ней не только изучались наука мореплавания и картография, но и данные, собранные великими путешественниками и исследователями Европы того времени. К чему это привело? Через 40–50 лет Португалия наряду с Испанией стала мировой державой.

На примере России мы также можем увидеть важность географии в развитии государства. После Второй мировой войны страна пытается оправиться от огромных потерь, разрухи, голода. И при этом в Москве строится новое здание Московского государственного университета, где географический факультет становится главенствующим. Его располагают на 17 этажах, 5 из которых заняты под огромный музей. Казалось бы, после войны нужно поднимать математику, физику, что угодно, но все же большее внимание уделили все-таки географии.

Сейчас мы с вами наблюдаем, как география постепенно возвращается на свои позиции.

Россия находится на важном перепутье: нужно искать геополитические пути развития нашей страны. Куда мы должны двигаться, куда должны направлять свои ресурсные потоки, где наша главная геополитическая опасность, а где, наоборот, стратегия развития? Это все очень важно, и это все сильно связано с географией.

Ни так давно, в период эпидемии, мы вновь столкнулись с географией: отслеживание районов распространения вируса, его направления и тенденции.

Одним словом, Банальная фраза — «без географии мы с вами нигде». Но это действительно так. Потому что эта наука сейчас везде: начиная с банковских карт и телефонов и заканчивая рисованными мультфильмами и фильмами.

Можно сказать, что география - всеобъемлющая наука, она везде: начиная с ЖКХ и заканчивая политическими декретами. К сожалению, огромное количество экономических и политических упущений связаны с неучетом тех или иных географических факторов.

Изучение географии полноценно начинается со школьной скамьи. География, по своей сути, достаточно интересный предмет. Но интерес учеников к предмету зависит от нескольких факторов. Первый и один из самых важных — вовлеченность преподавателя, желание донести знания до детей, его грамотность и эрудиция. Второе, на что нужно обратить внимание, — сложность учебного материала.

Началом всего должен быть мощный старт. И если его нет, то потом приходится все исправлять. Учителя начальной школы — это, прежде всего, преподаватели русского языка, математики и чтения. Естественно, они имеют свои предпочтения, интересы, пристрастия. Однако как предметники они должны в первую очередь научить детей писать, читать и считать. Всё остальное уходит на второй план. Но почему мы понимаем, что английский язык должен преподавать учитель английского, а не учитель начальной школы? То же самое с физкультурой. Потому что эти предметы должны проходиться со специалистами в своей области. Однако почему-то мы не понимаем, что музыку, рисование, окружающий мир должны вести такие же специалисты. Если окружающий мир, который является началом курса географии и биологии, был бы отдан учителям-предметникам, то программа была бы намного полезнее. Потому, что они понимают, что нужно давать детям, когда и в каком объеме.

Учитель-предметник в пятом классе получает детей из начальной школы, у которых по итогу не имеется даже фундаментальных знаний о его предмете. Иногда их даже приходится переучивать, потому что в начальной школе они получают очень разрозненные знания в разных областях, в результате чего не складывается целостная картина.

Первое время география строится на принципе того, что ученик начальной школы — это, прежде всего, визуал, он должен увидеть или представить все то, о чем ему рассказывается, и только потом для обучающегося предмет становится более академическим. В средней и старшей школах на географию отводится всего один час в неделю. Поэтому учителя пытаются просто «добить» эти часы хоть какими-то знаниями. По итогу это пустая трата времени. Видя учителя один раз в неделю, ученики даже не могут запомнить, как его зовут. И это не говоря уже о количестве материала, который они получают.

Однако поверхностность знаний — это не единственная проблема. Раньше география начиналась с шестого класса по два часа в неделю. Сейчас же курс разбили на два класса: самые интересные описательные темы спустили на пятый, но в шестом они все равно дублируются, потому что дети все забыли и не усвоили. В результате в седьмой класс дети идут снова без знаний.

Решить эту проблему, конечно, можно, но это зависит от администрации школы, желания учителя и помощи родителей. Администрация иногда пытается помочь: дает дополнительный час за счет факультативов и т.

Уровень географии в школе — это показатель уровня образования в ней. Если там есть географический курс, значит, дети в этой школе мотивированы на использование знаний математики, естествознания, истории. Но на данном периоде наступает конфликт прогресса и программы.

Так у московских и региональных школ разный уровень технологического развития. Поэтому и разные желания что-либо улучшить. Однако, даже если только сравнивать региональные школы, то и тут можно увидеть резкое различие в развитии. Многие школы имеют современное оборудование, но проблемы все-таки остаются. Многие считают, что география без компьютерных и интернет-технологий — мертвая наука. Но это иллюзия. Да, в пятом-шестом классе дети начинают знакомство с географией с топографии, изучения карт. Это фундаментальная наука, необходимая для изучения курса. Дети изучают бумажные топографические карты, знаки, масштабы, азимуты. Это нужно и важно. Мы сталкиваемся с картами каждый день, когда стоим на остановке и наблюдаем с телефона за автобусом, когда прокладываем маршрут в навигаторе и т. Мы едем отдыхать в какую-нибудь страну или регион России и смотрим по карте, где там что находится. Однако при этом ни всё мы это проходим на уроках.

В этом состоит конфликт прогресса географии в реальной жизни и школьной программы, которая сильно отстает от этого развития.

Контурные карты, рельеф — это всё проходит мимо детей. А вот 3D-моделирование, знание новых технологий, на чем строятся множество сфер общества, мы в школе не даем.

География должна идти вслед за наукой, и дети должны знакомиться, даже не понимать и разбираться, а знакомиться с тем, что происходит в науке: какие есть новые открытия, исследования. Здесь очень важно то, что родители объяснили ребенку. Работа родителей сразу чувствуется, когда ребенок знает, как скачать программу, как использовать ее инструментал и любые другие базовые навыки. С такими детьми интересно работать. А объяснять ребенку простейшие вещи, которые он должен был изучить на информатике, — это трата времени, которого и без того мало.

Поэтому было бы гораздо легче, если бы у каждого ребенка на уроке был планшет и он мог его использовать. Тогда на уроке мы бы с ними сразу смотрели космические снимки, разбирали бы их, строили по ним карты. Это намного интереснее и дает больше знаний, чем чтение учебников и лекционный материал. Хотя они тоже очень важны.

Как можно еще разнообразить курс географии и помочь детям его понять? Нужно кооперироваться с другими учителями-предметниками. Например, делиться с учителем математики задачами на тему географии: «С какого расстояния увидит приближающийся корабль человек, находящийся на вершине Ключевской Сопки?

И ребенок, используя тригонометрические измерения, должен все рассчитать. Можно создать тандем с учителем русского языка, чтобы при прохождении сложных для написания слов он приводил географические термины: «Северный Ледовитый океан», «землетрясение» и т. То же и с учителем литературы. Сколько угодно можно разбираться с «Мертвыми душами»: по каким губерниям путешествовал Чичиков, куда он ездил, где теперь эти губернии и как они называются.

Все зависит от того, хочет ли учитель, чтобы его предмет поняли. Создавая такие тандемы с другими преподавателями, можно дополнить базовый материал или рассказать то, что не успели изучить на уроке.

Как еще решить проблему нехватки часов? Продумать наглядный материал через визуальные вещи. Например, автоматы, которые сейчас устанавливаются во многих школах, где ребенок может сам выбрать себе обед. Они многофункциональны. В них можно загрузить программу — кроссворды, сканворды, тесты — и использовать в качестве интерактивного элемента вне урока.

А в чем же романтика при изучении географии, спросите вы меня? Нельзя сказать, что романтика исчезла. Скорее она немного изменилась. Во-первых, чтобы заниматься походами, экспедициями, выходами на природу, человек должен иметь свободное время. Однако в современном темпе жизни, когда люди работают по 10–12 часов в день 5 дней в неделю, а выходные тратят на быт, большинство предпочитают «матрасный» отдых. И их можно понять.  Когда в году есть один 10–12-дневный отпуск, последнее, что хочется делать человеку в эти дни, — брать рюкзак и идти в лес.

Во-вторых, изменилось само отношение людей к походам. Многие родители сейчас находятся в состоянии гипертрофированной опеки, что обуславливается опять же современным ритмом жизни. Современные родители выросли уже без походов. Или имели такой опыт, но он был неудачным. Поэтому они боятся за своих детей. Невозможно сказать, какой именно риск несет в себе поход. Поэтому попытка обезопасить превратилась в огромное количество административной работы и бумажной волокиты, которыми не хотят заниматься ни администрация школы, ни директора, ни учителя. Здесь очень многое зависит от желания родителей, учителей и самих учеников.

Кроме того, сейчас намного больше развита инфраструктура, чем раньше. Гостиницы были только в городах, готовых маршрутов не было. А сейчас все готово. И в результате человек просто перестал ходить.

Учитель может спасти ситуацию. Решение этой проблемы — практика. Инициатива сходить куда-то с ребятами должна исходить от учителя. Ведь география без практики бесполезна. Пока ребенок сам не пощупает, не побегает с компасом и не заблудится, он вряд ли что-то поймет. А если выпустить детей с телефонами куда угодно, но где не ловит связь, то они и не смогут выбраться. Поэтому практика очень нужна.

Регулярно вывозить детей на природу — это первый этап, который нужно начинать уже с третьего-второго класса. И в рамках этой практики нужно организовывать походы: однодневные, двухдневные с ночевкой. И тогда дети смогут прочувствовать романтику костра, песен под гитару, раскладывания палатки. Однако опять же это все должно идти от учителя и зависит от него, от его личности.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Баландин Р.К. и др. 100 великих географических открытий, Изд. Вече, 2004
  2. Лобжанидзе А.А. География. 5-6 класс. Учебник., 2013
  3. Материалы с сайта: https://geographyofrussia.com/
  4. Статья «ГЕОГРАФИЯ КАК НАУКА ДЛЯ БУДУЩЕГО», Б. И. Кочуров, д. г. н., в. н. с., А. В. Антипова, к. г. н., н. с., 2013 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №7 (64) том 5

  


Ссылка для цитирования:

Мартьянова Т.Н. ГЕОГРАФИЯ ВЕЗДЕ И ПОВСЕМЕСТНО, ИЛИ КАК ГЕОГРАФИЮ ПЫТАЮТСЯ СДЕЛАТЬ ВТОРОСТЕПЕННЫМ ПРЕДМЕТОМ В ШКОЛЕ // Вестник науки №7 (64) том 5. С. 79 - 86. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9648 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/9648



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.