'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №7 (64) том 5
  4. Научная статья № 19

Просмотры  38 просмотров

Сумкина Л.Н., Михеева Г.В.

  


УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ И ОСОБЕННОСТИ ЗНАНИЙ О ТВОРЧЕСТВЕ ПИСАТЕЛЕЙ РОДНОГО КРАЯ У УЧАЩИХСЯ 3 КЛАССА *

  


Аннотация:
в статье представлены уровни сформированности и особенности знаний о творчестве писателей родного края у учащихся 3 класса   

Ключевые слова:
результаты, уровни сформированности знаний, особенности знаний, творчество писателей родного края   


УДК 37

Сумкина Л.Н.
студентка кафедры педагогики и психологии,
Гуманитарный институт

(г. Северодвинск, Россия)

 

Научный руководитель:

Михеева Г.В.

канд. педагог. наук

доцент кафедры педагогики и психологии

Гуманитарный институт

(г. Северодвинск, Россия)

 

УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ И

ОСОБЕННОСТИ ЗНАНИЙ О ТВОРЧЕСТВЕ ПИСАТЕЛЕЙ

РОДНОГО КРАЯ У УЧАЩИХСЯ 3 КЛАССА

 

Аннотация: в статье представлены уровни сформированности и особенности знаний о творчестве писателей родного края у учащихся 3 класса.

 

Ключевые слова: результаты, уровни сформированности знаний, особенности знаний, творчество писателей родного края.

 

В ходе изучения знаний учащихся о творчестве писателей родного края с помощью метода анкетирования была поставлена цель – выявление уровней сформированности и особенностей знаний о творчестве писателей родного края у учащихся 3 классов. Анкетирование проводилось в двух экспериментальных группах: группа А и группа Б в одной из школ г. Северодвинска. Возраст детей: учащиеся 3 классов. В диагностическом исследовании прияло участие 25 учащихся группы А и 26 учащихся группы Б.

Опишем результаты экспериментальной работы.

Первое задание не оценивалось, оно включено с целью проверки, каких писателей (не только региональных) дети читали.

Самыми успешными по правильным ответам являются 7 и 10 задания, которые дети группы А выполнили на 73 и 72% соответственно. Дети группы Б справились с этими заданиями на 60 и 48% соответственно. Мы считаем, что 7 задание было достаточно легким для выполнения, на него можно ответить логически. Суть задания заключалась в том, что необходимо было соединить две части название произведения. Но, главное, что это задание связано с 8 и являлось как бы подготовительным, с которым дети справились на 6% (группа А) и 8% (группа Б), что говорит о том, что дети не знают произведений Б.В. Шергина. С этим заданием обе группы справились хуже всего. Т.к. группа А успешно справилась с 10 заданием, это говорит о том, что многие дети знают, что Б.В. Шергин и С.Г. Писахов родились в г. Архангельске. В группе А 2 учащихся не выбрали ни одного правильного ответа, 10 детей выбрали правильно одного из писателей и 13 детей выбрали правильно всех писателей. В группе Б 8 детей не справились с заданием, 11 детей выбрали верно одного из писателей и 7 детей выбрали верно обоих писателей. Ошибочно чаще всего дети выбирали И.Д. Полуянова.

Следующими по успешности группа А выполнила такие задания: 13 (46%), 11 (40%), 12 (36%) и 9 (33%). В 13 задании 6 детей не выбрали ни одного правильного ответа, 15 детей верно выбрало одного из поэтов Архангельской области и 4 человека верно выбрали обоих поэтов. Суть задания была в том, что необходимо было выбрать поэтов из перечисленных авторов. Ошибочно к поэтам дети относили И.Д. Полуянова и Ф.А. Абрамова. Больше половины детей группы А слышали хотя бы об одном их двух поэтов Архангельской области.

Суть 11 задания заключалась в том, что необходимо было выбрать названия сказок С.Г. Писахова из перечня названий различных региональных произведений. В этом задании 3 человека не знают ни одного произведения С.Г. Писахова, 14 человек знают хотя бы одно произведение и 8 человек знают хотя бы два произведения. Никто из группы не выбрал верно все три произведения. Чаще всего дети правильно выбирали произведение «Как поп работницу нанимал», возможно, дети с ним были знакомы ранее. Ошибочно к произведениям С.Г. Писахова чаще всего выбирали «Шиш и трактирщица». В 12 задании 16 детей не знают, что С.Г. Писахов, был не только прекрасным сказочником, но и художником, остальные 9 детей верно выполнили задание. В 9 задании 8 детей не знают, как выглядят писатели Архангельской области, 7 человек узнали портрет хотя бы одного писателя, 7 человек узнали портреты хотя бы двух писателей, чаще всего Б.В. Шергина и Ф.А. Абрамова. 3 человека успешно выполнили задание и соотнесли правильно всех четырех писателей с их портретами.

Задание 3 выполнено группой А на 29%, 6 на 24%, 2 на 23% и 4 на 20%. В 3 задании необходимо было соединить стрелкой название произведения с его автором. 5 детей не знают названия произведений писателей Архангельской области, 5 детей знают название произведения хотя бы одного писателя. 10 детей знают название произведений хотя бы двух писателей, 3 человека знают названия произведений трех писателей, 1 человек знает названия произведений четырех писателей и 1 человек знает названия произведений всех писателей. В основном дети правильно соотносили хорошо известных им писателей Н.Н. Носова «Живая шляпа» и В.Ю. Драгунского «Тайное становится явным». В 6 задании 18 человек не знают, что характерно для сказок С.Г. Писахова и 7 человек знают, что для сказок C. Писахова характерны оригинальные эпитеты и сравнения, метафоры, волшебные предметы, выдумки, быль и небыль и реалистичность событий. Во 2 задании 5 детей не знают ни одного писателя Архангельской области, 8 детей знают хотя бы одного писателя, 6 детей знают 2 писателей области, 4 человека знают трех писателей, 2 человека знают четырех писателей. Ни один ребенок группы А не знает всех писателей Архангельской области, представленных в задании. Чаще всего к писателям Архангельской области относили С.Г. Писахова и Н.М. Рубцова. Часто ошибочно дети выбирали Н.Н. Носова и В.Ю. Драгунского. В 4 задании 20 детей не знают, что главным героем сказок С.Г. Писахова является Сеня Малина и всего 5 детей знают об этом.

С 5 и 14 заданием дети справились на 17% и 12% соответственно. В 5 задании, суть которого заключалась в том, чтобы соединить стрелкой предложения с одним из средств выразительности, 13 детей не смогли найти ни одного выразительного средства в предложениях, 10 детей смогли найти одно выразительное средство в предложениях, в основном это сравнение, 2 человека нашли в предложениях 2 выразительных средства. Никто из детей не справился с данным заданием полностью, вызывает затруднение такие выразительное средство как метафора. Возможно, дети с ним плохо знакомы. В 14 задании 22 человека не знают, что родиной Ф.А. Абрамова является д. Веркола, всего 3 человека справилось с этим заданием. Чаще всего ошибочным ответом выбирали В. Чиркина.

Хуже всего справились с 8 заданием, про что мы писали выше.

Группа Б справилась с заданиями анкетирования практически также как и группа А, поэтому мы не видим смысла описывать их результаты.

Проанализировав результаты анкетирования экспериментальных групп А и Б, можно сделать вывод, что у 56% учеников группы А и у 65% учеников группы Б сформированность знаний о творчестве писателей родного края находится на низком уровне. У 44% учеников группы А и 35% учеников группы Б сформированность знаний на среднем уровне.

Примеры ответов детей на разных уровнях сформированности знаний о творчестве писателей родного края на констатирующем этапе представлены в приложении В.

Уровни сформированности знаний о творчестве писателей родного края учащихся 3 классов представлены на рисунке 1.

  

Рисунок 1 – Уровни сформированности знаний о творчестве

писателей родного края у учащихся 3 классов. Группа А и группа Б

 

Можно выделить следующие особенности знаний у учащихся 3 класса о творчестве писателей родного края:

многие дети не знают писателей Архангельской области, произведения писателей Архангельской области, героев произведений;

дети не знают фактов из биографии писателей Архангельской области;

учащиеся демонстрируют низкий уровень знаний о средствах выразительности, используемых в произведениях писателей Архангельской области.

Ни по одному из компонентов творчества писателей родного края дети не показали высокий уровень знаний или выше среднего. Мы предполагаем, что это связано с тем, что в начальной школе работа по формированию знаний о творчестве писателей родного края проводится недостаточно эффективно.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Контрольно-измерительные материалы за курс 3 класса [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://clck.ru/34Lv9F., свободный (дата обращения: 07.05.2023). – Загл. с экрана.
  2. Литературное чтение. 3 класс [Текст] : Учеб. для общеобразоват. учреждений в комплекте с аудиоприл. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 2 / [Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.]. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 223 с.
  3. Морянка: краеведческий курс: учеб.-метод. пособие [Текст] / авт.-сост. И.В. Богданова и др.; отв. ред. И.Ф. Полякова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Архангельск, 2017. – 144 с.
  4. Морянка: Хрестоматия о Русском Севере для чтения в начальных классах / науч.ред. Э.И. Николаева; сост. отв. ред. И.Ф. Полякова. – Архангельск: ГАОУ «АОИППК РО», 2011. – 240 с.
  5. Скепнер Л.С. Литературный Север [Текст] : Книга для учащихся 5-8 классов / Сост. Л.С. Скепнер. – Архангельск: Изд-во Поморского педуниверситета, 1995. – 431 с.
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №7 (64) том 5

  


Ссылка для цитирования:

Сумкина Л.Н., Михеева Г.В. УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ И ОСОБЕННОСТИ ЗНАНИЙ О ТВОРЧЕСТВЕ ПИСАТЕЛЕЙ РОДНОГО КРАЯ У УЧАЩИХСЯ 3 КЛАССА // Вестник науки №7 (64) том 5. С. 103 - 109. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9633 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/9633



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.