'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №7 (64) том 5
  4. Научная статья № 23

Просмотры  52 просмотров

Гусейнова Т.Н.

  


РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ *

  


Аннотация:
коррупция на сегодняшний день приобрела транснациональный характер, односторонних усилий, принимаемых государствами для борьбы с данным явлением, явно недостаточно. Об этом свидетельствуют растущий уровень преступности в различных сферах деятельности должностных лиц и появление ее новых форм. Коррупционные преступления угрожают верховенству права, демократии и правам человека, подрывают эффективное государственное управление, нарушают принципы равенства и социальной справедливости, угрожают стабильности функционирования демократических институтов, моральным устоям социума   

Ключевые слова:
коррупция, международная коррупция, борьба с коррупцией   


УДК 34

Гусейнова Т.Н.

студент

Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина

(г. Москва, Россия)

 

РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ

 

Аннотация: коррупция на сегодняшний день приобрела транснациональный характер, односторонних усилий, принимаемых государствами для борьбы с данным явлением, явно недостаточно. Об этом свидетельствуют растущий уровень преступности в различных сферах деятельности должностных лиц и появление ее новых форм. Коррупционные преступления угрожают верховенству права, демократии и правам человека, подрывают эффективное государственное управление, нарушают принципы равенства и социальной справедливости, угрожают стабильности функционирования демократических институтов, моральным устоям социума.

 

Ключевые слова: коррупция, международная коррупция, борьба с коррупцией.

 

1.1 Борьба с коррупцией в рамках ООН

Принятие Конвенции ООН против коррупции является исторически значимым шагом, однако без должного контроля, дополнения и усовершенствования действующих норм, говорить об эффективности борьбы с коррупцией невозможно. Генеральная Ассамблея ООН на своей шестьдесят четвертой сессии приняла резолюцию 64/237 «Предупреждение коррупции и перевода активов незаконного происхождения, борьба с этими явлениями и возвращение таких активов, в частности, в страны происхождения, в соответствии с Конвенцией ООН против коррупции», которая призывает к «оперативному и эффективному внедрению механизма по проведению обзора хода осуществления Конвенции всеми государствами-участниками...поддержать деятельность межправительственных рабочей группы по предупреждению коррупции и возвращению активов». При выполнении требований данной резолюции существенную роль сыграл Международный центр по возвращению активов.

Уполномоченным органом по контролю за соблюдением Конвенции ООН против коррупции выступает такая структурная единица ООН как Управление ООН по наркотикам и преступности (ЮНОДК) (United Nations Office on Drugs and Crime - UNODC), которое содействует государствам путем предоставления соответствующей информации и технической помощи при борьбе с коррупцией.

ЮНОДК акцентирует внимание на следующие элементы, установленные в Конвенции:

профилактика;

криминализация и правоохранительная деятельность;

международное сотрудничество, возвращение активов.

Говоря о деятельности ЮНОДК, следует отметить разработанные с помощью Управления документы. Так, Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности и три протокола к ней, а также Конвенции ООН против коррупции были разработаны при непосредственном участии ЮНОДК. Более того, Управление содействует их ратификации, оказывает государствам помощь при исполнении норм вышеуказанных документов. К достижениям ЮНОДК в данной сфере можно отнести разработанное в 1999 году Типовое законодательство об «отмывании» доходов от преступной деятельности, их конфискации и международном сотрудничестве в этой области для государств романо-германской правовой системы, а также Типовое законодательство об «отмывании» доходов от преступной деятельности и финансировании терроризма для стран общего права 2003 года.

1.2 Борьба с коррупцией в рамках Совета Европы

 

Среди антикоррупционных инструментов Совета Европы можно выделить следующие:

Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию (ЕТС 173);

Конвенция о гражданской ответственности за коррупцию (ЕТС 174);

Дополнительный Протокол к Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию (ЕТС 191);

Резолюция (97) 24 «О 20 Руководящих Принципах в противодействии коррупции»;

Рекомендация (2000) 10Е, от 11 мая 2000 г. «О кодексе поведения государственных служащих». Значение принятого в рамках рекомендации Модельного кодекса состоит в том, что он определяет проблемные с этической точки зрения места в сфере публичного управления и устанавливает общие требования в вопросе предупреждения и пресечения коррупции в сфере государственной службы;

Рекомендация (2003) 4 Комитета Министров Совета Европы государствам-членам «Об общих правилах по противодействию коррупции при финансировании политических партий и избирательных кампаний»;

Рекомендация (2014) 7 Комитета Министров Совета Европы государствам-членам «О защите прав заявителей о коррупции».

Первым шагом, сделанным Советом Европы на пути искоренения коррупции, было принятие в 1999 году Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию. Данным международным договором отмечается, что «коррупция угрожает верховенству закона, демократии и правам человека, подрывает принципы надлежащего государственного управления, равенства и социальной справедливости, препятствует конкуренции, затрудняет экономическое развитие и угрожает стабильности демократических институтов и моральным устоям общества».

Документом предусмотрено, что мониторинг выполнения государствами-участниками конвенции её положений осуществляется Группой государств против коррупции.

1.3 Борьба с коррупцией в рамках Европейского союза

Для защиты бюджетных средств, в рамках Европейской комиссии было учреждено Европейское бюро по борьбе с мошенничеством (ОЛАФ). Бюро было организовано на основании Решения Комиссии об учреждении Европейского бюро по борьбе с мошенничеством в 1999 году. Исходя из своих целей, ОЛАФ действует в следующих направлениях:

- защищает финансовые интересы Европейского союза путем исследований в области мошенничества, коррупцию и любой другой незаконной деятельности;

- выявляет и изучает серьезные вопросы, связанные с освобождением от обязанностей служащих и других лиц Европейского союза, которые могли привести к дисциплинарным или уголовным разбирательствам;

- оказывается содействие органам Европейского союза, главным образом Европейской комиссии в вопросах развития и внедрении законодательства в сфере борьбы с мошенничеством;

Сведения о наличии факта мошенничества, грозящем бюджету Европейского Союза, ОЛАФ получает из широкого спектра источников. Однако, в основном, информация направляется ответственными за фонды в учреждениях Европейского Союза или государства лицами.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Конвенция о гражданско-правовой ответственности за коррупцию. [Электронный ресурс] / GRECO Website. Страсбург, 1999. Режим доступа: http://conventions.coe.int/Treaty/RUS/Treaties/Html/174.htm
  2. Convention on Combating Bribery of Foreign Public Officials in International Business Transactions [Electronic Resource] / Mode of access: http://www.oecd.org/daf/anti-bribery/ConvCombatBribery_ENG.pdf
  3. Конвенция ООН против коррупции [Электронный ресурс] / Конвенции и соглашения ООН. Мерида, 2003. Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/corruption.shtml
  4. The Inter-American Convention against Corruption [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.oas.org/juridico/english/treaties/b-58.html
  5. Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://conventions.coe.int/treaty/rus/Treaties/Html/173.htm
  6. Документы ООН. A/RES/3514 (ХХХ). 11 декабря 1975 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://daccess-dds-ny.un.org/doc/RESOLUTION/GEN/NR0/002/27/IMG/NR000227.pdf?OpenElement
  7. Документы ООН. A/RES/34/149. 17 декабря 1979 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://daccess- dds-ny.un.org/doc/RESOLUTION/GEN/NR0/382/44/IMG/NR038244.pdf?OpenElement
  8. Документы ООН. A/RES/51/191. 21 февраля 1997 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://daccess- dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N97/768/75/PDF/N9776875.pdf?OpenElement
  9. Philp, Mark. 1997. Defining political corruption / Edited by Paul Heywood // Political corruption. – Oxford, England: Blackwell. P. 26.
  10. Васильев Д.В., Дробышев П.Ю., Конов А.В. Административная этика как средство противодействия коррупции. М., 2003. С. 34. 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №7 (64) том 5

  


Ссылка для цитирования:

Гусейнова Т.Н. РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ // Вестник науки №7 (64) том 5. С. 129 - 134. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9629 (дата обращения: 18.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/9629



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.