'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №7 (64) том 5
  4. Научная статья № 22

Просмотры  96 просмотров

Гусейнова Т.Н.

  


ПОНЯТИЕ И ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ *

  


Аннотация:
административные правоотношения являются наиболее сложным и глубоким институтом административного права. На сегодняшний день они выступают в качестве фундаментальной основы административного права в целом   

Ключевые слова:
административные правоотношения, административное право, виды правоотношений, правоотношения   


УДК 34

Гусейнова Т.Н.

студент

Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина

(г. Москва, Россия)

 

ПОНЯТИЕ И ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

 

Аннотация: административные правоотношения являются наиболее сложным и глубоким институтом административного права. На сегодняшний день они выступают в качестве фундаментальной основы административного права в целом.

 

Ключевые слова: административные правоотношения, административное право, виды правоотношений, правоотношения.

 

Понятие административно - правового отношения

Г.И.Петров считает, что административные правоотношения возникают, изменяются и прекращаются в сфере государственного управления. А.П. Коренев также утверждал, что административно-правовые отношения - это регулируемые нормами административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере управления.Стоит добавить, что А.П. Алехин, А.А. Кармолицкий, Ю.М. Козлов отмечают, что под административно-правовым отношением понимается урегулированное административно-правовой нормой управленческое общественное отношение, в котором стороны выступают как носители взаимных обязанностей и прав, установленных и гарантированных административно- правовой нормой.

Административное правоотношение – это урегулированное нормами административного права конкретное общественное отношение, с обязательным участием субъекта, наделенного государственно-властными управленческими полномочиями, выраженное в субъективных публичных управленческих правах и обязанностях.

Виды административно - правовых отношений

Вертикальные и горизонтальные административно – правовые отношения

По характеру взаимодействия участников (субъектов) административно-правовые отношения могут быть вертикальными и горизонтальными.

Вертикальные отношения возникают между соподчиненными сторонами при отсутствии юридического равенства сторон, у одной стороны есть юридически-властные полномочия, которых у другой либо нет, либо их объем меньше (например, отношения, возникающие между федеральными министерствами, службами и агентствами или между должностным лицом и гражданином). Властной стороной в этих отношениях обязательно выступает орган исполнительной власти либо его должностное лицо. В рамках вертикальных административно-правовых отношений все возникающие вопросы решаются не соглашением сторон, а односторонним юридически-властным решением компетентного субъекта исполнительной власти или иного полномочного субъекта управления (например, руководителя государственного предприятия или учреждения).

Горизонтальными являются такие административно-правовые отношения, участники или стороны которых фактически и юридически равноправны. В горизонтальных правоотношениях сторона, которая выступает в качестве субъекта исполнительной власти, не «властвует», а несет определенные юридические обязанности, соответствующие юридическим правам другой стороны. Безусловно, такого рода правоотношения не так распространены в сфере государственного управления, как вертикальные. И это понятно, ведь они как бы выпадают из общего русла административно-правового регулирования. Но все – таки возможность их возникновения существует.

Для горизонтальных отношений характерно то, что они возникают на стадии, предшествующей непосредственному управляющему воздействию, а потому служат предпосылкой вертикальных отношений, так как создают условия, необходимые для принятия одностороннего юридически-властного решения.

Материальные и процессуальные административно - правовые отношения

По содержанию административно – правовые отношения делятся на материальные и процессуальные.

Материальные административно - правовые отношения содержат только лишь субъективные права и юридические обязанности участников без указания на порядок их реализации и регулируются материальными нормами административного права. Это отношения между вышестоящими и нижестоящими звеньями органов исполнительной власти, должностными лицами – руководителями и подчиненными работниками управленческого аппарата (администрации), исполнительными органами (должностными лицами) и гражданами. Например, ст. 27.3 КоАП гласит, что административное задержание, личный досмотр, досмотр вещей и изъятие вещей и документов могут быть обжалованы заинтересованным лицом в вышестоящий орган (должностному лицу) или прокурору. Статья 30.1 КоАП предоставляет право обжалования постановления по делу об административном правонарушении. Указанные нормы содержат всего лишь право на жалобу, не определяя порядок ее подачи, рассмотрения и вынесения решения. Собственно у органа исполнительной власти (должностного. лица) возникает обязанность принять жалобу к рассмотрению. Как нам известно, подача жалобы в соответствующий орган влечет возникновение административно – процессуальных отношений, является их основанием, но само административное правоотношение, связанное с реализацией права на обжалование, вряд ли можно расценивать как административно – процессуальное.

Административно-процессуальные правоотношения — это урегулированные процессуальными нормами общественные отношения, которые складываются между субъектами процессуальной деятельности по поводу реализации принадлежащих им субъективных прав и юридических обязанностей, связанных с осуществлением (применением) административно-материальных норм в связи с разрешением индивидуально – конкретных дел (административно – правовых споров).

Например, административно-процессуальными являются отношения, связанные с разрешением заявлений и жалоб граждан органами исполнительной власти и их должностными лицами. Нельзя не подчеркнуть тот факт, что связь материальных и процессуальных административно-правовых отношений состоит в том, что материальные отношения реализуются посредством процессуальных. Кроме того, посредством процессуальных административно-правовых отношений реализуются и правоотношения других отраслей права (финансового, экологического, земельного и др.).

В структуре административно-процессуальных отношений можно выделить следующие составляющие: закон, в соответствии с которым они возникают, развиваются, изменяются и прекращаются; предмет правоотношений; участники; юридические факты (действия, бездействие, события, акты).

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 27.12.2019)
  2. Петров Г.И. Советские административно-правовые отношения. Л., 1972. С. 4.
  3. Коренев А.П. Административное право России. Ч. 1. М., 2000. С. 56.
  4. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации: Учебник. М., 1997. С. 70.
  5. Лупарев Е. Б. Административное право в 10 т. Т. 2: Административные правоотношения / Е. Б. Лупарев. – М.: Издательство НП «Евразийская академия административных наук», 2013. – С. 20-168.
  6. Алёхин А. П. Административное право России : учебник / А. П. Алёхин, А. А. Кармолицкий. – ЦКД : «Зерцало-М», 2013. – С. 60-62.
  7. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. No 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации // СЗ РФ. – 2004. – 2 августа – No 31. – Cт. 3215.
  8. Старилов Ю. Н. Административное право: в 2 ч. Ч. 1. – С. 387.
  9. Дзгоев Т.В. Административно-предупредительное правоотношение как форма реализации административно-предупредительных мер / Т.В. Дзгоев // Административное и муниципальное право. - 2015. - №7. - С.44.
  10. Глущенко П. П., Жильский Н. Н., Кайнов В. И., Куртяк И. В. Административное право. Краткий курс. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2011. — С.49. 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №7 (64) том 5

  


Ссылка для цитирования:

Гусейнова Т.Н. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ // Вестник науки №7 (64) том 5. С. 124 - 128. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9628 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/9628



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.