'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №7 (64) том 5
  4. Научная статья № 21

Просмотры  108 просмотров

Гусейнова Т.Н.

  


ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕЖИМА ОЗЕРА БАЙКАЛ *

  


Аннотация:
сложившаяся ситуация вокруг озера Байкал наглядно показывает, что необходимо на более системном уровне дать оценку, что же стало причиной текущего состояния и какой выход из него можно найти   

Ключевые слова:
Байкал, озеро, правовой режим Байкала   


УДК 34

Гусейнова Т.Н.

студент

Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина

(г. Москва, Россия)

 

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕЖИМА ОЗЕРА БАЙКАЛ

 

Аннотация: сложившаяся ситуация вокруг озера Байкал наглядно показывает, что необходимо на более системном уровне дать оценку, что же стало причиной текущего состояния и какой выход из него можно найти.

 

Ключевые слова: Байкал, озеро, правовой режим Байкала.

 

Развитие законодательства об озере Байкал

Основным документом, определяющим правовые основы охраны озера Байкал, является Федеральный закон от 1 мая 1999 года «Об охране озера Байкал», который установил, что правовое регулирование в области охраны озера Байкал осуществляется указанным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены федеральными законами, применяются правила международного договора. В Законе установлены основные принципы охраны Байкальской природной территории.

В развитие Федерального закона Правительством Российской Федерации подготовлен ряд постановлений. Наиболее важным из них является Постановление Правительства от 30 августа 2001 года № 643 «Об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории». Этот перечень включает многие виды деятельности, в том числе запрет на производство целлюлозы, бумаги, картона и изделий из них без использования бессточных систем водопользования на производственные нужды, в то же время в соответствии с Законом центральная экологическая зона включает само озеро Байкал, его острова, прилегающую к озеру водоохранную зону и особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру.

В настоящее время действует Федеральный закон от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», который, по сути, содержит нормы, общие с ФЗ «Об охране озера Байкал». Данный Закон регулирует отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения. Согласно ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», определяются основные категории и виды особо охраняемых природных территорий, устанавливается правовой режим каждого вида (категории) особо охраняемых природных территорий, порядок их государственной охраны.

Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» является основным законом, регулирующим отношения в области охраны природы. Он устанавливает общие принципы и порядок взаимодействия общества и природы озера Байкал, предусматривает существование специально уполномоченного органа в области охраны окружающей природной среды, а также ряд ключевых положений, обеспечивающих основу действующего экологического законодательства. Федеральный закон от 04 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» устанавливает правовые основы охраны атмосферного воздуха, закрепляет систему и полномочия органов государственной власти, обеспечивающих охрану атмосферного воздуха, формы и методы контроля за состоянием атмосферного воздуха, предельно допустимые нормативы выбросов вредных веществ. В рамках предоставленных Федеральным законом полномочий и в целях сохранения экосистемы озера Байкал органы государственной власти вправе утверждать гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха, предельно допустимые нагрузки на экологические системы, предельно допустимые уровни физического воздействия на атмосферный воздух.

Федеральный закон от 27 августа 1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» регулирует отношения, связанные с обеспечением безопасности плотин, зданий гидроэлектростанций, водосбросных, водоспускных и водовыпускных сооружений, судоходных шлюзов, судоподъемников; сооружений, предназначенных для защиты от наводнений и разрушений берегов водохранилищ, берегов и дна русел рек; сооружений, ограждающих хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройств от размывов на каналах, а также других сооружений, предназначенных для использования водных ресурсов и предотвращения вредного воздействия вод и жидких отходов, в том числе и на Байкальской природной территории. Указанный Закон закрепляет основы обеспечения безопасности перечисленных гидротехнических сооружений, полномочия органов государственной власти, порядок осуществления надзора за обеспечением безопасности гидротехнических сооружений.

Общая характеристика и значение Федерального Закона "Об охране озера Байкал"

В соответствии с данным федеральным законом на Байкальской природной территории установлен особый режим хозяйственной и иной деятельности, а утверждение перечня запрещённых видов деятельности делегировано Правительству Российской Федерации. Правовой режим земель и других природных объектов в пределах Байкальской природной территории неоднороден и различается по экологическим зонам. Предусматривается деление всей территории на три зоны: центральную, буферную экологическую и экологическую зону атмосферного влияния. На Байкальской природной территории запрещаются или ограничиваются виды деятельности, при осуществлении которых оказывается негативное воздействие на уникальную экологическую систему озера Байкал:

химическое загрязнение озера Байкал или его части, а также его водосборной площади, связанное со сбросами и с выбросами загрязняющих веществ, использованием пестицидов, агрохимикатов, радиоактивных веществ, эксплуатацией транспорта, размещением отходов производства и потребления;

физическое изменение состояния озера Байкал или его части (изменение температурных режимов воды, колебание показателей уровня воды за пределами допустимых значений, изменение стоков в озеро Байкал);

биологическое загрязнение озера Байкал, связанное с использованием, разведением или акклиматизацией водных биологических объектов, не свойственных экологической системе озера Байкал, в озере Байкал и водных объектах, связанных с озером Байкал.

На Байкальской природной территории запрещается строительство новых хозяйственных объектов, реконструкция действующих хозяйственных объектов без положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации таких объектов.

Международные правовые акты в области охраны озера Байкал

Центральным элементом этой системы является Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 г. Этот международный договор отражает осознание человеческой цивилизацией необходимости сохранения как уникальных объектов, созданных самими людьми, так и сформировавшихся в природе. В Список всемирного наследия озера Байкал было включено в 1996 г. под номером 754.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Федеральный закон от 1 мая 1999 г. № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» // Собрание законодательства РФ. 1999.  № 18. Ст. 2220.
  2. Федеральный закон от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 12. Ст. 1024.
  3. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (ред. от 22 августа 2004 г.) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 2. Ст. 133.
  4. Федеральный закон от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» // Собрание законодательства РФ. 1999. № 18. Ст. 2222.
  5. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» // Собрание законодательства РФ 1997. № 30. Ст. 3589.
  6. Постановление Правительства РФ от 30 августа 2001 г. № 643 «Об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории» // Российская газета. 2001. 6 сент.
  7. Постановление Правительства РФ от 6 сентября 2000 г. № 661 «Об экологическом зонировании Байкальской природной территории и информировании населения о границах Байкальской природной территории, ее экологических зон и об особенностях режима экологических зон» // СЗ РФ. 2000. № 37. Ст. 3727.
  8. Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 7 марта 2001 г. № 24-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2001. № 11. Ст. 1001
  9. Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (г. Париж, 16 нояб. 1972 г.) // Сборник международных договоров СССР. – Вып. XLIV. – М., 1990. – С. 496 - 506.
  10. Правовая охрана озера Байкал: научно-практическое пособие / Отв. ред. Ю.И. Шуплецова. М., 2011. С. 98 – 99. 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №7 (64) том 5

  


Ссылка для цитирования:

Гусейнова Т.Н. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕЖИМА ОЗЕРА БАЙКАЛ // Вестник науки №7 (64) том 5. С. 118 - 123. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9627 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/9627



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.