'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №7 (64) том 4
  4. Научная статья № 58

Просмотры  70 просмотров

Гайнушин И.А.

  


КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ ДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА *

  


Аннотация:
статья посвящена определению криминалистической характеристики преступлений в сфере дорожного строительства и дорожной деятельности в целом. Для изучения данного вопроса анализируются научная юридическая литература, а также нормативно-правовые акты, законодательство в сфере дорожного строительства и изучаются статистические данные   

Ключевые слова:
преступление, криминалистическая характеристика, дорожное строительство, превышение должностных полномочий, мошенничество   


УДК 343.357

Гайнушин И.А.

студент-магистр

2 курс, направление «Юриспруденция»

Нижегородская академия

Министерства внутренних дел Российской Федерации

(Россия, г. Нижний Новгород)

 

КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ ДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

 

Аннотация: статья посвящена определению криминалистической характеристики преступлений в сфере дорожного строительства и дорожной деятельности в целом. Для изучения данного вопроса анализируются научная юридическая литература, а также нормативно-правовые акты, законодательство в сфере дорожного строительства и изучаются статистические данные.

 

Ключевые слова: преступление, криминалистическая характеристика, дорожное строительство, превышение должностных полномочий, мошенничество.

 

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации реализация мероприятий в дорожно-строительной индустрии осуществляется посредством функционирования дорожных фондов различного уровня. Изучение статистических данных Федеральной службы государственной статистики РФ в период 2011 — 2023 гг. показывает тенденцию интенсивного увеличения объемов финансирования дорожной отрасли с использованием указанной модели бюджетного обеспечения. Однако масштабность затраченных ресурсов и колоссальные денежные вливания породили устойчивые коррупционные механизмы, связанные с особой структурой формирования
и расходования дорожных фондов, а также спецификой многоуровневого производственного процесса дорожно-строительной сферы.

Анализируя научную юридическую литературу, необходимо отметить,
что дорожный фонд как единая структура представляет собой инструмент накопления и расходования денежных средств, функционирующий в сфере бюджетно-правового регулирования с целью обеспечения стабильности поступления ассигнований на содержание и ремонт дорог и оптимизацию исполнения целевых программ в дорожной отрасли. По нашему мнению, немаловажным признаком рассматриваемой структуры является целенаправленная управленческая деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, осуществляемая для достижения конкретных целей и получения заранее предполагаемых результатов в соответствии
с установленной процедурой. За последние годы нарушения в сфере дорожного строительства приобрели массовый характер, в связи с этим актуальность темы исследования обусловлена сложной криминогенной обстановкой.

Главным субъектом по борьбе с преступлениями и правонарушения
в сфере дорожной деятельности являются правоохранительные органы.
Одной из приоритетных задач правоохранительных органов является проведение специальных оперативно-профилактических и розыскных мероприятий по предупреждению, выявлению и пресечению противоправной деятельности лиц, занимающихся дорожной деятельностью

В правоохранительных органах выявление и пресечение противной деятельности в сфере дорожного строительства отнесено к подразделению экономической безопасности и противодействию коррупции.

Чтобы борьба с преступлениями в сфере дорожного строительства была эффективна сотрудники подразделения экономической безопасности
и противодействию коррупции, должны обладать определенным уровнем специальных знаний, умений и навыков, которые позволят своевременно выявлять факты злоупотребления должностными полномочиями лиц, осуществляющих функции по дорожному строительству, определить качественные и количественные объемы, необходимость обладания которыми
и будет обоснована в моей работе. Этим и обусловлена актуальность статьи.

Способы совершения преступлений, связанные с проведением конкурса на размещение заказов на выполнение, например, дорожных работ, даже
в диаметрально разных регионах повторяются. Как правило, должностные лица - организаторы конкурса на выполнение дорожных работ вступают
в сговор с предполагаемыми подрядчиками и чаще всего принимают заявки
от потенциальных подрядчиков с желаемыми по цене условиями контракта; сообщают конфиденциальную информацию (чаще всего о цене, предложенной другими участниками) «своему» участнику; создают искусственные условия, при которых возможно размещение заказа у единственного поставщика (например, определенный уставный капитал, финансовые гарантии, сроки исполнения заказа и др.).

Безусловно, в ходе изучения практики обнаружены иные способы совершения преступлений: использование фирм-однодневок; «укрупнение суммы закупки» (укрупнение суммы закупки проводится для того, чтобы «мелкие» предприятия - потенциальные конкуренты за счет низкого ценообразования не могли оплатить 5 % от суммы заказа в качестве залога), скрытое размещение или размещение информации о конкурсе с различными неточностями и пр., которые, по мнению респондентов из числа сотрудников подразделений ЭБиПК, в настоящее время используются крайне редко,
а их выявление и документирование не представляет трудностей. Одновременно респонденты отметили, что в дорожном хозяйстве никогда не снижалось криминальное давление на участников конкурса со стороны организованных преступных структур, сформированных по этническому принципу (так указали 57 % респондентов) (в 2017 г. на учет поставлены 72 преступления, уголовные дела по которым возбуждены по признакам преступлений, предусмотренных
ст. 210 УК РФ, в том числе два уголовных дела - в сфере дорожного хозяйства). Именно предприятия, находящиеся под их контролем, в основном выигрывают конкурсы на ремонт и реконструкцию автомобильных дорог, а их руководители являются наиболее искушенными в вопросах подкупа должностных лиц организаций - заказчиков выполнения государственного заказа.

Отметив постоянное наличие организованной этнической преступности
в сфере дорожного хозяйства, вернемся к основной теме - коррупции, которая чаще других проявляется при проведении конкурсов на этапе размещения заказа на закупку, когда должностные лица организаций-заказчиков лоббируют интересы «своего» предприятия. Как правило, такие предприятия, заранее обладая информацией о ценообразовании у потенциальных конкурентов, предлагают наименьшую цену контракта и становится победителем. Однако
на этапе реализации проекта выполняют заказ крайне некачественно, чаще всего с использованием непригодных для эксплуатации материалов, и т. д.

Следует указать еще и на то, что такие предприятия выделяются среди добросовестных исполнителей государственных контрактов, в частности тем, что у них, как правило, присутствует необоснованно большое количество контрагентов и субподрядчиков, а также отсутствуют необходимые в таких случаях лицензии на выполнение работ.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 с изменениями и дополнениями. – Текст : электронный // КонсультантПлюс : http://www.consultant.ru
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях : КоАП : текст с изменениями и дополнениями на 24 июня 2023 года :
    [принят Государственной думой 20 декабря 2001 года : одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 года]. – Текст : электронный // КонсультантПлюс : URL: http://www.consultant.ru/
  3. Уголовный кодекс Российской Федерации : УК : текст с изменениями
    и дополнениями на 13 июня 2023 года : [принят Государственной думой
    24 мая 1996 года : одобрен Советом Федерации 5 июня 1996 года]. – Текст : электронный // КонсультантПлюс :– URL: http://www.consultant.ru/
  4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации : УПК : текст
    с изменениями и дополнениями на 28 июня 2023 года : [принят Государственной думой 22 ноября 2001 года : одобрен Советом Федерации 5 декабря 2001 года]. – Текст : электронный // КонсультантПлюс : – URL: http://www.consultant.ru/
  5. О транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года
    с прогнозом на период до 2035 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 нояб. 2021 г. № 3363-р: // СПС Консультант Плюс.
  6. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы»: Постановление Правительства Российской Федерации от 16 янв. 2023 г. // СПС Консультант Плюс.
  7. Габоев Николай Викторович. Механизмы совершения коррупционных преступлений при формировании и расходовании средств дорожных фондов.// Научный портал МВД России. 2020. №1 (49). URL: https://cyberleninka.ru
    /article/n/mehanizmy-soversheniya-korruptsionnyh-prestupleniy-pri-formirovanii-i-rashodovanii-sredstv-dorozhnyh-fondov. 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №7 (64) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Гайнушин И.А. КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ ДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА // Вестник науки №7 (64) том 4. С. 396 - 400. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9618 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/9618



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.