'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №7 (64) том 4
  4. Научная статья № 27

Просмотры  57 просмотров

Ермилов А.И.

  


ПРЕДПОСЫЛКИ ДИСФУНКЦИЙ УПРАВЛЕНИЯ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ *

  


Аннотация:
в работе представлены основные предпосылки возникновения дисфункций бюрократического управления в органах внутренних дел Российской Федерации, препятствующих нормальному развитию и функционированию ОВД как социальной системы (института). На этой базе возможны разработка и реализация предложений и эффективных технологий по оптимизации организационных структур ОВД, способов правоохранительной активности, совершенствование управления общественными коммуникациями во внутренней и внешней средах, созданию моделей продуктивных коммуникаций, информационного обмена с гражданами, развитию человеческого потенциала, гармонизации неформальной и формальной организаций, психологического климата в подразделениях   

Ключевые слова:
органы внутренних дел, бюрократия, дисфункции бюрократии, управление   


УДК 351.83

Ермилов А.И.
слушатель 2-го факультета
Академия Управления МВД России
(г. Москва, Россия)

ПРЕДПОСЫЛКИ ДИСФУНКЦИЙ УПРАВЛЕНИЯ

В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Аннотация: в работе представлены основные предпосылки возникновения дисфункций бюрократического управления в органах внутренних дел Российской Федерации, препятствующих нормальному развитию и функционированию ОВД как социальной системы (института). На этой базе возможны разработка и реализация предложений и эффективных технологий по оптимизации организационных структур ОВД, способов правоохранительной активности, совершенствование управления общественными коммуникациями во внутренней и внешней средах, созданию моделей продуктивных коммуникаций, информационного обмена с гражданами, развитию человеческого потенциала, гармонизации неформальной и формальной организаций, психологического климата в подразделениях.

 

Ключевые слова: органы внутренних дел, бюрократия, дисфункции бюрократии, управление.

 

Органы внутренних дел в Российской Федерации всегда имели двойную подчиненность, их деятельность регулировалась множеством подзаконных актов и распоряжений, издаваемых как в центральном аппарате, так и на местах. Система управления органами внутренних дел подвергалась реформированию неоднократно, вслед за государственной политикой к централизации или же децентрализации. В настоящее время преобладает тенденция к централизации системы управления ОВД, повышению управляемости и слаженности действий уровней и подразделений. Целью осуществляемых реформ и реорганизаций - это стремление привести организационную структуру органов внутренних дел к рациональной системе управления, с соответствующими характеристиками бюрократии, известной еще со времен Макса Вебера. Строгость структуры и ее формализм, содержащиеся в каждом звене иерархии и во взаимосвязях между этими звеньями, чётко выстроенная вертикаль власти, безличность и отсутствие ответственности конкретной единицы, действия по четкому и указанному регламенту – все это присуще бюрократии.

Вместе с тем, как утверждал Макс Вебер, вторжение бюрократии в политическую сферу, когда она превращается из исполнителя в орган принятия политических решений, расценивалось им как злоупотребление властью, а следовательно, порождают дисфункции бюрократии.

В работах американского социолога А. Гоулднера бюрократия рассматривается как нормальный и «здоровый» институт, а негативные проявления бюрократической практики в виде формализма, косности, волокиты и т.д., то есть всего того, что обозначается термином «бюрократизм», характеризуются как дисфункции, «патологии». В одной из своих работ Гоулднер отмечал, что если начальник замечает у подчиненных отсутствие мотивации, он начинает контролировать их более придирчиво. Такой подход со стороны начальника может породить две проблемы. Во-первых, если у работников есть мотивация, они могут выполнять свою работу без придирчивого контроля. Во-вторых, мелочный и сверхпридирчивый контроль связан с ограничениями и наказаниями. Таким образом, правила, выработанные для того, чтобы, устраняя личное начало, уменьшить или устранить напряженность, свойственную отношениям подчинения и контроля, в результате закрепляют эту напряженность "подхлестыванием" низкой мотивации работников.

В современной структуре управления в органах внутренних дел Российской Федерации можно выделить целый комплекс предпосылок возникновения дисфункций бюрократического управления, которые требуют самого пристального исследования их генезиса, средств и технологий их диагностики и предупреждения. Во-первых – это попытки преодоления тенденции к доминированию в управленческой практике структурного подхода над функциональным. Так, достаточно долгое время в управленческой практике МВД России отчетливо наблюдалось доминирование структурного подхода над функциональным. Это, в частности, выразилось в неоправданном внимании к вопросам развития структур центрального аппарата министерства, при этом на районном уровне органы внутренних дел оставались без должного внимания. При существовании в ОВД достаточно сложившихся структур получения и обработки сведений, механизмов планирования и проверки, продолжает существовать некая незначительная адекватность принимаемых, как на федеральном, так и региональном уровне организационно-управленческих решений в разрезе практическим тенденциям на местах. Квалифицированная методичная управленческая работа, ориентированная на реальное повышение продуктивности правоохранительной активности, часто сменяется разнообразными авралами в форме слабо подготовленных продолжительных усилений, операций, активизацией контрольно-проверочных мероприятий по отношению к людям, юридическим лицам. Причем такие мероприятия, как правило, не оправданы и обоснованы. Принимаемые меры по предупреждению преступности в территориальных ОВД часто становятся не соответствующими оперативной обстановке. Продолжают иметь место практика погони за количественными показателями, манипуляции со статистикой и отчетными данными, укрытие правонарушений от учета, необоснованные принятия решений об отказе в возбуждении уголовных дел, незаконное приостановление или прекращение предварительного следствия или дознания. Невысок уровень оперативной работы и исполнительской дисциплины среди работников.

Вторая предпосылка состоит в необходимости изменения методологических подходов к оценке эффективности деятельности органов внутренних дел и их аппаратов организации. По мнению А.П. Ипакяна, сложившаяся система оценивания в основном направлена на ведомственные интересы ОВД. То есть, она не направлена на те критерии, те показатели, которые адекватны интересам и требованиям базового субъекта-потребителя услуг правоохранительных органов – населения, не совпадает с критериями по которым оно осуществляет оценку активности ОВД с социальной точки зрения. Такая система базируется преимущественно, на количественных критериях и показателях. Это просто неизбежно рождает подход бюрократического характера, заключающийся в формальном следовании за цифровыми значениями. Их же величина способна зависеть от различных, в том числе исключительно факторов субъективного характера. Также, необходимо принимать во внимание собственно региональные факторы влияющие на условия функционирования. Речь идет, например, о специфике криминальной обстановки, природно-географические факторы и т.д.

Третья предпосылка связана с необходимостью оптимизации структуры контролирующих органов внутри самой системы, определение их четкой последовательности действий и целей. По своему назначению, контроль должен обеспечить стабильность ценностей ОВД, нормальные условия для эффективного их развития и функционирования; динамику ОВД как института государства, ориентированного на защиту интересов, законных прав, свобод граждан. В наши дни достаточно очевидно, что сам факт существования огромного числа административных контрольных специализированных органов либо органов, в компетенцию которых входит выполнение контрольных мероприятий, не способствует обеспечению продуктивности госконтроля за правоохранительной деятельностью ОВД. Помимо этого, огромное количество инстанций контрольного характера нередко понижает продуктивность деятельность самих проверяемых организаций правоохранительного профиля, при этом не принося какого-либо существенного полезного результата. Кроме того, необходимо совершенствование и организационной структуры проверки. Также можно говорить о повышении значимости упорядочения самих структур контрольных органов за ОВД, создания базы для их гармоничной работы, определения более понятных критериев научно обоснованного формирования или изменения проверочных инстанций. Организационная структура контроля должна способствовать повышению самостоятельности в деятельности ОВД на различных уровнях организации. Кроме того, это должно повысить и оперативность в определении средств и направлений достижения сформулированных целей. При этом, необходимо нормативно определить задачи и компетенцию проверочных органов в области проверочной активности с целью предупреждения правонарушений в ОВД различных видов.

Четвертая предпосылка связана с проблемами развития кадрового состава ОВД. Следует отметить, что в СМИ, жалобах и обращениях граждан вполне обоснованно указывается, что сотрудники правоохранительных органов, нередко показывают недостаточную активность, демонстрируют непрофессионализм, потворствуют правонарушителям. По сути, формируется мнение общества о том, что государство не заинтересовано в обеспечении защиты граждан в соответствии с возложенными на него законодательством обязанностями. Именно эти факты предопределили создание в структуре МВД России на всех уровнях действенных механизмов по предупреждению и пресечению правонарушений со стороны сотрудников ОВД. Эта задача возложена в основной массе на подразделения по работе с личным составом, но в силу малозначительности этих подразделений, ограниченности полномочий они не могут решать задачи, выдвигаемые реальностью сегодняшнего дня. В частности, возникла необходимость организовывать и осуществлять мероприятия, в том числе оперативно-розыскные, по предупреждению проникновения в ОВД лиц, преследующих противоправные цели, государственной защиты работников ОВД и их близких и т.д. Осуществление организационных мер, ориентированных на обнаружение, предупреждение, профилактику преступлений, совершаемых сотрудниками органов внутренних дел, является не только директивной задачей, но и одновременно одной из стратегических задач МВД России в целом. Одна из основных задач - снижение уровня коррупционной пораженности ОВД, адресность ведомственного реагирования на преступления, совершаемые сотрудниками.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 

 

  1. Анисимков В.М. Оценка эффективности деятельности ИТК, М., Академия МВД СССР.1988. С. – 34.
  2. Бабаев М.М., Блувштейн Ю.Д. Бюрократизм в правоохранительной деятельности: истоки и пути преодоления // Советское государство и право. 1990. № 9.
  3. Берекашвили Л.Ш. Проблемы оценки эффективности деятельности органов внутренних дел. М.: Академия МВД СССР. 1981. С. 136.
  4. Гудков А., Левада Ю., Лаверсон Ф., Седов Л. Бюрократизм и бюрократия: необходимость уточнений // Государство и право. 2004. № 1. С. 43.
  5. Джантеев Т.Х. Социологическое обеспечение выявления и предупреждения организационных рисков в деятельности органов внутренних дел. Автореф. Диссерт. на соиск. уч. степени. к.с.н. М., 2016.
  6. Ипакян А.П. Методологические подходы к оценке деятельности органов внутренних дел // Теоретические основы управления органами внутренних дел. М.: Академия управления МВД России. 2016. С. 176. 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №7 (64) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Ермилов А.И. ПРЕДПОСЫЛКИ ДИСФУНКЦИЙ УПРАВЛЕНИЯ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Вестник науки №7 (64) том 4. С. 188 - 194. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9587 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/9587



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.